Рецензия

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Рецензия
(от лат. recensio – обзор, оценка) – письменная обоснованная оценка художественного произведения или научного труда. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

РЕЦЕНЗИЯ
критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

РЕЦЕНЗИЯ
критический отзыв на отдельные литературные источники или несколько книг, статей, связанных одной тематикой. Это мнение о прочитанном, подкрепленное соответствующими аргументами, фактами, комментариями [24, c. 130].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Рецензия
(от лат. recensio – оценка) – аргументированный отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение, оценивающий актуальность проблемы, структуру и логику изложения, новизну, практическую научную или художественную значимостью.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

РЕЦЕНЗИЯ
от лат. recensio — рассмотрение) — 1) газетно-журнальный жанр; критический разбор и оценка нового художественного произведения или научного труда, спектакля, кинофильма; 2) письменный отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение перед ее опубликованием.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

РЕЦЕНЗИЯ
от лат. recensio — оценка) — аргументированный отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение. В процессе рецензирования работы определяется актуальность излагаемой проблемы, структура и логика ее изложения и аргументации, оценивается степень новизны, оригинальности авторского подхода, практическая научная или художественная значимость.

Источник: Педагогический словарь

РЕЦЕНЗИЯ
(лат. recensio – рассмотрение) – отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики литературной и газетно-журнальной публицистики; отзыв о научной работе перед публикацией или защитой (Глоссарий иностранных слов, употребляемых в современном образовании / под общ. ред. проф., д-ра ист. наук В. И. Астаховой. – Х.: Око, 2000. – С. 114). Л. А Артеменко

Источник: Глоссарий современного образования.

РЕЦЕНЗИЯ
1) статья, целью которой является критический обзор какого-либо научного или художественного произведения; 2) отзыв на научную работу или какое-либо произведение перед их публикацией, защитой. Освещает содержание рецензируемого документа и дает критическую оценку как отдельным положениям, так и рецензируемому документу в целом. Рецензия может иметь вид рукописного или опубликованного (например, в журнале или сборнике) текста.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

РЕЦЕНЗИЯ
от лат. recensio — рассмотрение, обследование) — речевое произведение, содержащее критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. В «Словаре синонимов русского языка» термин Р. рассматривается как синоним термина отзыв. Однако Р. как одна из разновидностей метатекста отличается от отзыва. В ней предполагается дать детальный анализ произведения, что для отзыва необязательно. В то же время в Р. может отсутствовать выражение личностного отношения, что является основным для отзыва. Лит.: Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (VII—VIII классы). — М., 1986. Л.Е. Тумина

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

РЕЦЕНЗИЯ
или ОТЗЫВ — письменный текст, содержащий в себе интерпретацию (чаще всего критический разбор) научного, художественного произведения или другого информационного явления: спектакля, кинофильма, концерта, телевизионной программы, рекламного блока. Р. — это оперативный жанр, текстовой отклик на новое информационное явление (пишут Р. на новую книгу или фильм, а, к примеру, на роман «Война и мир» сейчас написать рецензию нельзя). Р. — оценочный жанр научного и публицистической стилей речи.
Р. обычно посвящается разбору одного первичного текста или другого информационного явления, обоснованное оценочное мнение о нём составляет главную задачу рецензента. При этом уже сам выбор объекта, то что он избирается для рецензирования, как правило свидетельствует о его значимости для широкого адресата. Р., как развёрнутое в текст авторитетное мнение, призвана служить продвижению какого-л. информационного явления к более широкому адресату. В то же время Р. пишется и для автора рецензируемого произведения; для него Р., даже сам факт её публикации, является свидетельством значимости проделанной работы. В научной сфере двойная адресованность Р. не осложняет положения рецензента, поскольку и тот, и другой адресат, как и рецензент, — люди науки. Иное положение в публицистике. Здесь даже авторы первичного произведения могут быть представителями разных специальностей (напр., сценарист, режиссёр, оператор и композитор фильма), и все они как адресат Р. существенно отличаются от широкой публики, которой адресуется и этот фильм, и рецензия о нём. Многоадресность Р. при наличии широкого адресата повышает необходимость демонстрации первичного текста, переложения его содержания.
Как всякий вторичный текст, Р. требует осмысления содержательной структуры первичного текста. В результате этого рецензент вырабатывает своё понимание концепции первичного текста — модель интерпретации, которая и отражается в Р. наряду с частичной демонстрацией первичного текста.
Р. — это аналитический текст, который основывается не только на хорошем знании первичного текста, но и на владении языком анализа, принятым в той сфере, к которой относится рецензируемый текст. Научная Р. требует от рецензента владения языком науковедения, публицистическая — специальных знаний в той конкретной области, к которой относится первичный текст (напр., театральной или рекламной деятельности), а также обширной общей эрудиции. Эти знания соединяются с личным мнением рецензента: в хорошей публицистической Р. высоко ценится личностный характер изложения, эмоциональное изложение впечатлений (если они не идут в ущерб анализу). Смысловые акценты, которые наиболее важны в Р., — это актуальность и новизна рецензируемого произведения, его вклад в науку или культуру, влияние на текущую ситуацию в своей среде и в обществе. Эти акценты нередко делаются по ходу сопоставления рецензируемого произведения с другим или другими, причём обязательно учитываются или вовлекаются в анализ время его создания, личность автора и др. историко-культурные обстоятельства. Если рецензируется два или несколько произведений, что тоже возможно, их сопоставление выдвигается на заметное место, автор Р. неизбежно занимается сопоставительным анализом.
По типу речи Р. — это текст-рассуждение, основной логический тезис которого — мысль рецензента о новизне (или другом важном для автора качестве, возможно, отрицательном) данного произведения — аргументируется и иллюстрируется на основе этого произведения. В аргументации используются материалы первичного текста, специальные знания и личный опыт рецензента, мнения других лиц, аксиомы общения и т.д. В публицистических Р. обычен факт в роли аргумента, а также поворот к анализу культурных следствий данного произведения. Оценочное содержание в Р. обязательно. В научных Р. оно выражается в строгих логических оценках (убедительно, обоснованно, интересно решено, достоверно, спорно, сомнительно, оставляет желать лучшего), в публицистических — как на логической, так и на эмоционально-оценочной основе, конкретизированно (с восхищением, ничего подобного за свою жизнь я не видел, производит огромное впечатление; самое лучшее, вызвало вздох разочарования).Композиционное решение текста Р. чаще всего отражает ход рассуждения прямым (от основного логического тезиса к аргументам и фактам) или обратным — индукционным способом (от конкретных фактов к аргументам и основному логическому тезису).
В практике обучения связной речи для текстов данного жанра обычно используется терминологическая параллель «отзыв». Это вид сочинения, в котором отражается личное мнение о каком-л. информационном явлении: книге, кинофильме, спектакле, телепередаче. Автор отзыва обычно выделяет и описывает особенности первичного текста, которые вызвали сопереживание читателя (слушателя, зрителя), а затем развёрнуто высказывает свои оценки и чувства по каждому такому поводу. Допускается пересказ отдельных фрагментов или сюжетных поворотов, поступков героя первичного текста, хотя он не должен стать самоцелью: это важно как основание личной оценки. Информационная и оценочная составляющая отзыва равнозначны, важно и то и другое. Главное в оценочном мнении — это его личностный характер, а также индивидуальность стилевого оформления.
Иногда в школьной практике отзыв противопоставляется Р. по аналитичности и степени детальности анализа (в отзыве упор делается на выражении личного мнения, а в рецензии — на детальном анализе как основании личного мнения). Однако в научной практике текст, посвященный детальному профессиональному анализу другого научного текста и предъявляемый как в устной, так и в письменной форме во время квалификационных процедур защиты (дипломной работы, диссертации), называется именно О.: отзыв о дипломной работе, отзыв официального оппонента (возможно, играет роль именно традиция устного преподнесения такого текста; публикуемые в научной периодике аналитические разборы называют рецензиями). Напротив, в газетной и журнальной публицистике принят термин «рецензия». Т.о., выбор термина более всего зависит от традиции, сложившейся в той или иной сфере речевого общения.
Лит.: Майданова Л.М., Лазарева Э.А. Практическая стилистика жанров СМИ: репортаж, корреспонденция, рецензия, радиообзор печати, реклама. Екатеринбург, 1996; Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (5-7 кл.)» / сост. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. М., 1986.
Т.В. Матвеева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
67.83 кб

Рецензия на учебно-методическое пособие М. В. Панкиной «Проектирование»

Читать PDF
365.05 кб

Рецензия на монографию Е. Б. Сычевой Досуговые центры для малышей и родителей.

Долгов Александр Владимирович
Читать PDF
2.69 мб

Рецензия на монографию М. В. Пучкова «Архитектура университетских комплексов»

Долгов Александр Владимирович
Читать PDF
130.13 кб

Рецензия на монографию В.А. Штурбы, C.С. Васильева «Феноменология образования» Краснодар: КубГУ, 201

Попов М. Ю.
Читать PDF
127.01 кб

Рецензия на монографию: Брызгалова С. И., Шамедько Н. В. Андрей Тимофеевич Болотов как педагог-просв

Кретинин Г. В.
Читать PDF
88.59 кб

Рецензия на коллективную монографию «Философия и культурология в современной экспертной деятельности

Безгрешнова Алевтина Михайловна
Читать PDF
344.23 кб

Рецензия на книгу А.Л. Маршака «Социология культурно-духовной сферы»

Волкова П. С.
Читать PDF
195.76 кб

Рецензия на книгу В.М. Гребенниковой «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ: ВЗАИМООБОГАЩЕНИЕ ТРА

Штурба В. А., Факторович А. Л.
Читать PDF
180.87 кб

Рецензия на монографию В.А. Штурбы, Е.В. Штурбы «200 лет образовательному пространству Кубани»

Попов Михаил Юрьевич
Читать PDF
130.13 кб

Рецензия на монографию В.А. Штурбы, C.С. Васильева «Феноменология образования» Краснодар: КубГУ, 201

Факторович А. Л.
Читать PDF
263.62 кб

Рецензия на монографию тарабаевой В. Б. «Инновационное развитие вузов: проблемы управления конфликта

Ушамирская Г. Ф.
Читать PDF
263.68 кб

Мир информации: новый взгляд. Рецензия на монографию К. К. Колина «Философские проблемы информатики»

Марков Виктор Иванович
Статья представляет собой рецензию на монографию К. К. Колина «Философские проблемы информатики» (Колин К. К. Философские проблемы информатики. М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2010. 264 с.).
Читать PDF
198.18 кб

Заметный вклад в методику (рецензия на учебное пособие Л. И. Гришаевой Сборник заданий по теоретичес

Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на монографию О. М. Зусьмана «Библиографические исследования науки» (СПб. , 2000)

Янонис Освальдас Витаутович
Зусьман О. М. Библиографические исследования науки / О. М. Зусьман ; М-во культуры Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, каф. науч.-техн. информ. СПб. : СПбГУКИ, 2000. 216 с.
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на монографию И. М. Сусловой «Стратегическое управление библиотекой» (М. , 2008)

Колесникова Марина Николаевна
Рецензия на монографию И. М. Сусловой о теории и практике стратегического управления библиотекой в контексте социально-политических и экономических реформаций российской действительности.

Похожие термины:

  • Картотека рецензий

    библиографическая картотека, отражающая рецензии, опубликованные в периодических и продолжающихся изданиях, сборниках
  • ОБУЧАЮЩЕЕ РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ

    организация педагогом деятельности учащихся на уровне самостоятельного критического анализа и оценки работ сокурсников, научно-популярной и научной литературы, произведений искусства. Педагог