Рецензия
Рецензия
(от лат. recensio – обзор, оценка) – письменная обоснованная оценка художественного произведения или научного труда. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
РЕЦЕНЗИЯ
критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
РЕЦЕНЗИЯ
критический отзыв на отдельные литературные источники или несколько книг, статей, связанных одной тематикой. Это мнение о прочитанном, подкрепленное соответствующими аргументами, фактами, комментариями [24, c. 130].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Рецензия
(от лат. recensio – оценка) – аргументированный отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение, оценивающий актуальность проблемы, структуру и логику изложения, новизну, практическую научную или художественную значимостью.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
РЕЦЕНЗИЯ
от лат. recensio — рассмотрение) — 1) газетно-журнальный жанр; критический разбор и оценка нового художественного произведения или научного труда, спектакля, кинофильма; 2) письменный отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение перед ее опубликованием.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
РЕЦЕНЗИЯ
от лат. recensio — оценка) — аргументированный отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение. В процессе рецензирования работы определяется актуальность излагаемой проблемы, структура и логика ее изложения и аргументации, оценивается степень новизны, оригинальности авторского подхода, практическая научная или художественная значимость.
Источник: Педагогический словарь
РЕЦЕНЗИЯ
(лат. recensio – рассмотрение) – отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики литературной и газетно-журнальной публицистики; отзыв о научной работе перед публикацией или защитой (Глоссарий иностранных слов, употребляемых в современном образовании / под общ. ред. проф., д-ра ист. наук В. И. Астаховой. – Х.: Око, 2000. – С. 114). Л. А Артеменко
Источник: Глоссарий современного образования.
РЕЦЕНЗИЯ
1) статья, целью которой является критический обзор какого-либо научного или художественного произведения; 2) отзыв на научную работу или какое-либо произведение перед их публикацией, защитой. Освещает содержание рецензируемого документа и дает критическую оценку как отдельным положениям, так и рецензируемому документу в целом. Рецензия может иметь вид рукописного или опубликованного (например, в журнале или сборнике) текста.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
РЕЦЕНЗИЯ
от лат. recensio — рассмотрение, обследование) — речевое произведение, содержащее критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. В «Словаре синонимов русского языка» термин Р. рассматривается как синоним термина отзыв. Однако Р. как одна из разновидностей метатекста отличается от отзыва. В ней предполагается дать детальный анализ произведения, что для отзыва необязательно. В то же время в Р. может отсутствовать выражение личностного отношения, что является основным для отзыва. Лит.: Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (VII—VIII классы). — М., 1986. Л.Е. Тумина
РЕЦЕНЗИЯ
или ОТЗЫВ — письменный текст, содержащий в себе интерпретацию (чаще всего критический разбор) научного, художественного произведения или другого информационного явления: спектакля, кинофильма, концерта, телевизионной программы, рекламного блока. Р. — это оперативный жанр, текстовой отклик на новое информационное явление (пишут Р. на новую книгу или фильм, а, к примеру, на роман «Война и мир» сейчас написать рецензию нельзя). Р. — оценочный жанр научного и публицистической стилей речи.
Р. обычно посвящается разбору одного первичного текста или другого информационного явления, обоснованное оценочное мнение о нём составляет главную задачу рецензента. При этом уже сам выбор объекта, то что он избирается для рецензирования, как правило свидетельствует о его значимости для широкого адресата. Р., как развёрнутое в текст авторитетное мнение, призвана служить продвижению какого-л. информационного явления к более широкому адресату. В то же время Р. пишется и для автора рецензируемого произведения; для него Р., даже сам факт её публикации, является свидетельством значимости проделанной работы. В научной сфере двойная адресованность Р. не осложняет положения рецензента, поскольку и тот, и другой адресат, как и рецензент, — люди науки. Иное положение в публицистике. Здесь даже авторы первичного произведения могут быть представителями разных специальностей (напр., сценарист, режиссёр, оператор и композитор фильма), и все они как адресат Р. существенно отличаются от широкой публики, которой адресуется и этот фильм, и рецензия о нём. Многоадресность Р. при наличии широкого адресата повышает необходимость демонстрации первичного текста, переложения его содержания.
Как всякий вторичный текст, Р. требует осмысления содержательной структуры первичного текста. В результате этого рецензент вырабатывает своё понимание концепции первичного текста — модель интерпретации, которая и отражается в Р. наряду с частичной демонстрацией первичного текста.
Р. — это аналитический текст, который основывается не только на хорошем знании первичного текста, но и на владении языком анализа, принятым в той сфере, к которой относится рецензируемый текст. Научная Р. требует от рецензента владения языком науковедения, публицистическая — специальных знаний в той конкретной области, к которой относится первичный текст (напр., театральной или рекламной деятельности), а также обширной общей эрудиции. Эти знания соединяются с личным мнением рецензента: в хорошей публицистической Р. высоко ценится личностный характер изложения, эмоциональное изложение впечатлений (если они не идут в ущерб анализу). Смысловые акценты, которые наиболее важны в Р., — это актуальность и новизна рецензируемого произведения, его вклад в науку или культуру, влияние на текущую ситуацию в своей среде и в обществе. Эти акценты нередко делаются по ходу сопоставления рецензируемого произведения с другим или другими, причём обязательно учитываются или вовлекаются в анализ время его создания, личность автора и др. историко-культурные обстоятельства. Если рецензируется два или несколько произведений, что тоже возможно, их сопоставление выдвигается на заметное место, автор Р. неизбежно занимается сопоставительным анализом.
По типу речи Р. — это текст-рассуждение, основной логический тезис которого — мысль рецензента о новизне (или другом важном для автора качестве, возможно, отрицательном) данного произведения — аргументируется и иллюстрируется на основе этого произведения. В аргументации используются материалы первичного текста, специальные знания и личный опыт рецензента, мнения других лиц, аксиомы общения и т.д. В публицистических Р. обычен факт в роли аргумента, а также поворот к анализу культурных следствий данного произведения. Оценочное содержание в Р. обязательно. В научных Р. оно выражается в строгих логических оценках (убедительно, обоснованно, интересно решено, достоверно, спорно, сомнительно, оставляет желать лучшего), в публицистических — как на логической, так и на эмоционально-оценочной основе, конкретизированно (с восхищением, ничего подобного за свою жизнь я не видел, производит огромное впечатление; самое лучшее, вызвало вздох разочарования).Композиционное решение текста Р. чаще всего отражает ход рассуждения прямым (от основного логического тезиса к аргументам и фактам) или обратным — индукционным способом (от конкретных фактов к аргументам и основному логическому тезису).
В практике обучения связной речи для текстов данного жанра обычно используется терминологическая параллель «отзыв». Это вид сочинения, в котором отражается личное мнение о каком-л. информационном явлении: книге, кинофильме, спектакле, телепередаче. Автор отзыва обычно выделяет и описывает особенности первичного текста, которые вызвали сопереживание читателя (слушателя, зрителя), а затем развёрнуто высказывает свои оценки и чувства по каждому такому поводу. Допускается пересказ отдельных фрагментов или сюжетных поворотов, поступков героя первичного текста, хотя он не должен стать самоцелью: это важно как основание личной оценки. Информационная и оценочная составляющая отзыва равнозначны, важно и то и другое. Главное в оценочном мнении — это его личностный характер, а также индивидуальность стилевого оформления.
Иногда в школьной практике отзыв противопоставляется Р. по аналитичности и степени детальности анализа (в отзыве упор делается на выражении личного мнения, а в рецензии — на детальном анализе как основании личного мнения). Однако в научной практике текст, посвященный детальному профессиональному анализу другого научного текста и предъявляемый как в устной, так и в письменной форме во время квалификационных процедур защиты (дипломной работы, диссертации), называется именно О.: отзыв о дипломной работе, отзыв официального оппонента (возможно, играет роль именно традиция устного преподнесения такого текста; публикуемые в научной периодике аналитические разборы называют рецензиями). Напротив, в газетной и журнальной публицистике принят термин «рецензия». Т.о., выбор термина более всего зависит от традиции, сложившейся в той или иной сфере речевого общения.
Лит.: Майданова Л.М., Лазарева Э.А. Практическая стилистика жанров СМИ: репортаж, корреспонденция, рецензия, радиообзор печати, реклама. Екатеринбург, 1996; Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (5-7 кл.)» / сост. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. М., 1986.
Т.В. Матвеева
Р. обычно посвящается разбору одного первичного текста или другого информационного явления, обоснованное оценочное мнение о нём составляет главную задачу рецензента. При этом уже сам выбор объекта, то что он избирается для рецензирования, как правило свидетельствует о его значимости для широкого адресата. Р., как развёрнутое в текст авторитетное мнение, призвана служить продвижению какого-л. информационного явления к более широкому адресату. В то же время Р. пишется и для автора рецензируемого произведения; для него Р., даже сам факт её публикации, является свидетельством значимости проделанной работы. В научной сфере двойная адресованность Р. не осложняет положения рецензента, поскольку и тот, и другой адресат, как и рецензент, — люди науки. Иное положение в публицистике. Здесь даже авторы первичного произведения могут быть представителями разных специальностей (напр., сценарист, режиссёр, оператор и композитор фильма), и все они как адресат Р. существенно отличаются от широкой публики, которой адресуется и этот фильм, и рецензия о нём. Многоадресность Р. при наличии широкого адресата повышает необходимость демонстрации первичного текста, переложения его содержания.
Как всякий вторичный текст, Р. требует осмысления содержательной структуры первичного текста. В результате этого рецензент вырабатывает своё понимание концепции первичного текста — модель интерпретации, которая и отражается в Р. наряду с частичной демонстрацией первичного текста.
Р. — это аналитический текст, который основывается не только на хорошем знании первичного текста, но и на владении языком анализа, принятым в той сфере, к которой относится рецензируемый текст. Научная Р. требует от рецензента владения языком науковедения, публицистическая — специальных знаний в той конкретной области, к которой относится первичный текст (напр., театральной или рекламной деятельности), а также обширной общей эрудиции. Эти знания соединяются с личным мнением рецензента: в хорошей публицистической Р. высоко ценится личностный характер изложения, эмоциональное изложение впечатлений (если они не идут в ущерб анализу). Смысловые акценты, которые наиболее важны в Р., — это актуальность и новизна рецензируемого произведения, его вклад в науку или культуру, влияние на текущую ситуацию в своей среде и в обществе. Эти акценты нередко делаются по ходу сопоставления рецензируемого произведения с другим или другими, причём обязательно учитываются или вовлекаются в анализ время его создания, личность автора и др. историко-культурные обстоятельства. Если рецензируется два или несколько произведений, что тоже возможно, их сопоставление выдвигается на заметное место, автор Р. неизбежно занимается сопоставительным анализом.
По типу речи Р. — это текст-рассуждение, основной логический тезис которого — мысль рецензента о новизне (или другом важном для автора качестве, возможно, отрицательном) данного произведения — аргументируется и иллюстрируется на основе этого произведения. В аргументации используются материалы первичного текста, специальные знания и личный опыт рецензента, мнения других лиц, аксиомы общения и т.д. В публицистических Р. обычен факт в роли аргумента, а также поворот к анализу культурных следствий данного произведения. Оценочное содержание в Р. обязательно. В научных Р. оно выражается в строгих логических оценках (убедительно, обоснованно, интересно решено, достоверно, спорно, сомнительно, оставляет желать лучшего), в публицистических — как на логической, так и на эмоционально-оценочной основе, конкретизированно (с восхищением, ничего подобного за свою жизнь я не видел, производит огромное впечатление; самое лучшее, вызвало вздох разочарования).Композиционное решение текста Р. чаще всего отражает ход рассуждения прямым (от основного логического тезиса к аргументам и фактам) или обратным — индукционным способом (от конкретных фактов к аргументам и основному логическому тезису).
В практике обучения связной речи для текстов данного жанра обычно используется терминологическая параллель «отзыв». Это вид сочинения, в котором отражается личное мнение о каком-л. информационном явлении: книге, кинофильме, спектакле, телепередаче. Автор отзыва обычно выделяет и описывает особенности первичного текста, которые вызвали сопереживание читателя (слушателя, зрителя), а затем развёрнуто высказывает свои оценки и чувства по каждому такому поводу. Допускается пересказ отдельных фрагментов или сюжетных поворотов, поступков героя первичного текста, хотя он не должен стать самоцелью: это важно как основание личной оценки. Информационная и оценочная составляющая отзыва равнозначны, важно и то и другое. Главное в оценочном мнении — это его личностный характер, а также индивидуальность стилевого оформления.
Иногда в школьной практике отзыв противопоставляется Р. по аналитичности и степени детальности анализа (в отзыве упор делается на выражении личного мнения, а в рецензии — на детальном анализе как основании личного мнения). Однако в научной практике текст, посвященный детальному профессиональному анализу другого научного текста и предъявляемый как в устной, так и в письменной форме во время квалификационных процедур защиты (дипломной работы, диссертации), называется именно О.: отзыв о дипломной работе, отзыв официального оппонента (возможно, играет роль именно традиция устного преподнесения такого текста; публикуемые в научной периодике аналитические разборы называют рецензиями). Напротив, в газетной и журнальной публицистике принят термин «рецензия». Т.о., выбор термина более всего зависит от традиции, сложившейся в той или иной сфере речевого общения.
Лит.: Майданова Л.М., Лазарева Э.А. Практическая стилистика жанров СМИ: репортаж, корреспонденция, рецензия, радиообзор печати, реклама. Екатеринбург, 1996; Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (5-7 кл.)» / сост. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. М., 1986.
Т.В. Матвеева
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.