РЕАКТОЛОГИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЕАКТОЛОГИЯ
психологическая концепция, трактовавшая психологию как "науку о поведении" живых существ. Выдвинута в 1921 К.Н. Корниловым. Центральное понятие Р. - реакция, которую автор определял широко - как осн. форму всякого жизненного проявления, поведения организма в ходе взаимодействия с окружающей средой. В экспериментально-методическом плане Р. находилась целиком в русле традиционных исследований реакций (В. Вундт, Э. Титченер, Г.И. Челпанов и др.). Корниловым был сформулирован принцип однополюсной траты энергии, в соответствии с которым мыслительная деятельность и внешнее проявление движений находятся в обратном отношении друг к другу: чем более усложняется мыслительный процесс, тем менее интенсивным становится внешнее выявление движения. Энергетические взгляды Корнилова на психику во многом совпадали со взглядами В.М. Бехтерева. В 1923-30 Р. определяла программу работы Психологического института (его директором в эти годы был Корнилов). В 1931 Р. прекратила свое существование. Узкая эмпирическая база, декларативный характер теоретических обобщений, а также резко усилившийся в СССР в конце 20-х гг. процесс идеологизации науки не позволили Корнилову последовательно сформулировать и до конца развить реактологические идеи, тем более - доказать обоснованность и оригинальность большинства из них.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РЕАКТОЛОГИЯ
психол. концепция, трактовавшая психологию как «науку о поведении» живых существ. Выдвинута в 1921 К. Н. Корниловым в его работе «Учение о реакциях с психол. точки зрения (Реактология)»; разрабатывалась также его последователями на протяжении 20-х гг. Центр, понятие Р. — реакция, к-рую Корнилов определял предельно широко — как осн. форму всякого жизненного проявления, поведения организма в ходе взаимодействия с окружающей средой. Реакция человека исходно включает в себя как субъективную (интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы), так и объективную (рефлексы, физиол. изменения в организме и т. д.). сторону.
В экспериментально-метод. плане Р. находилась целиком в русле традиц. исследований реакций (В. Вундт, Э. Тит-ченер, Г. И. Челпанов и др.). В трактовке психики Корнилов отстаивал гипотезу, согласно к-рой психич. явления — это процессы чисто энергетического порядка; то, что субъективно воспринимается как психич. процессы, объективно является особым проявлением физич. энергии. Корниловым был сформулирован принцип однополюсной траты энергии, в соответствии с к-рым мыслительная деятельность и внеш. проявление движений находятся в обратном отношении друг к другу: чем более усложняется и становится напряженным мыслительный процесс, тем менее интенсивным становится внеш. выявление движения. Энергетические взгляды Корнилова на психику во многом совпадали со взглядами В. М. Бехтерева.
До 1923 Корнилов заявлял «о полном и решительном отделении психологии от философии», о понимании психологии как естественно-науч. дисциплины. После 1923 Корнилов стал определять Р. как марксистскую психологию, как диа-лектич. синтез субъективной и объективной психологии. Энергетизм в понимании психики был заменен ее трактовкой как материального явления.
Р. определяла программу работы Психол. ин-та в годы, когда Корнилов был его директором (1923—30). В 1931 Р. прекратила свое существование после уничтожающей критики в ходе т. н. реакто-логич. дискуссии, организованной в Психол. ин-те группой сотрудников-коммунистов в контексте борьбы на «идеологическом фронте» с механицизмом и «мень-шевиствующим идеализмом».
Р. явилась типичной для своего времени попыткой преодолеть методологич. кризис в мировой психологии с помощью синтеза разл. науч. школ и направлений. Однако узкая эмпирич. база, декларативный характер теоретич. обобщений, а также резко усилившийся в СССР. в кон. 20-х гг. процесс идеологизации науки не позволили Корнилову последовательно сформулировать и до конца развить реак-тологич. идеи, тем более — доказать обоснованность и оригинальность большинства из них.
Лит. см. при ст. Корнилов К. Н.
С. А. Богданчиков

Источник: Российская педагогическая энциклопедия