РАЗВИТИЯ ПРИНЦИП

Найдено 1 определение
РАЗВИТИЯ ПРИНЦИП
является и философским и методологическим принципом. Его трактовка осуществлялась с противоположных позиций по разным основаниям: одними учеными развитие рассматривалось как гармонизация явлений и их сущности, другими – как неизбежное разрешение противоречий и прохождение кризисов; одни подчеркивали биологическую обусловленность, спонтанность развития, другие – социальную. Для психологии это принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, как постоянное разрешение противоречий личностью системы внутренних и внешних детерминант.
Р.п. в психологии рассматривается обычно в двух аспектах: исторического развития психики от ее зарождения до современного состояния – филогенеза психики и развития психики конкретного человека – онтогенеза психики. Кроме того, возможно и необходимо рассматривать в развитии в жизненном пути саму личность и ее различные психические компоненты в их развитии, а также потребностно-мотивационную сферу, характер, личностные качества и высшие жизненные образования: сознание (включая мировоззрение, рефлексию, смысл жизни), активность (в ее двух формах – инициативы и ответственности), а также способность к организации времени.
Р.п. в психологии рассматривается в двух аспектах – как прохождение организмом, психикой, личностью и т.д. закономерных, последовательно сменяющих друг друга стадий развития. Так, в частности, трактуется и фило- и онтогенетическое развитие. Оно характеризуется необратимостью. В другом аспекте развитие получает обратимый характер, когда оно рассматривается в единстве с функционированием. Этот аспект развития сформулировал С.Л.Рубинштейн: «психика, сознание, личность и проявляется и развивается в деятельности». Здесь осуществление личностью деятельности имеет обратный вектор (обратную связь), определяя ее развитие.
Методологический Р.п. рассматривает не только поступа­тельное, но и регрессивное направление развития (возможную деградацию, деструкцию личности).
В современной психологии снимаются альтернативы гармонического понимания развития или его осуществления через противоречия, поскольку разрешение противоречий личностью ведет к гармонизации, альтернативы биологической или социальной обусловленности развития, так как принцип системности позволяет учесть их иерархическое соотношение.
Р.п. стал основой разработки в отечественной психологии двух важнейших понятий: «сензитивности», обозначающей в определенный период повышенную чувствительность, восприимчивость к развивающим внешним воздействиям (т.е. своеобразное «совпадение» внешних и внутренних условий развития на определенных этапах, ведущие к его оптимизации), «гетерохронности» (Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков), обозначающей наличие неравномерности темпов развития разных психических функций, процессов, способностей, которая снимается тем, что опережающая функция «подтягивает» развитие «отстающей».
Школой Б.Г. Ананьева особенности развития связываются с особенностями деятельности, со сменой их видов, с сочетанием смены форм воспитания со сменой видов деятельности и социальными событиями.
Р.п. в психологии является столь многогранным, что уже перерос в самостоятельную область психологии – психологию развития.
Акмеология, сближаясь по своему предмету с областью психологии развития, имеет свою специфику, которая требует акмеологической конкретности Р.п.
В акмеологии:
- развитие понимается как совершенствование, достижение личностью зрелости, жизненных вершин (акме) (Б.Г. Ананьев), как «движение по восходящей» (С.Л. Рубинштейн);
- раскрывается субъектный характер развития: разрешая разного рода противоречия, личность становится субъектом деятельности (ее организатором, инициатором, регулятором и т.д.), субъектом жизненного пути, выстраивающим и осуществляющим соответствующую своему типу личности и условиям жизни жизненную стратегию;
- личность рассматривается как проективная система, т.е. устремленная в будущее, раскрываемая соотношение ее потенциальных и актуальных возможностей как ресурсов оптимизации жизни, деятельности и самой личности; она нацелена на выявление и применение нереализованных возможностей, снятие барьеров, деструктивных состояний и т.д.;
- учитывается прежде всего не стадиальный, а функциональный характер развития, который выявляет условия, обеспечивающие достижение оптимального уровня развития;
- в отличие от психологии развития учитывается и раскрывается роль культуры – психологической, профессиональной, но не только как общей культуры, усваиваемой индивидом, а как вырабатываемой самой личностью в результате оптимального использования всех психических (потенциальных и актуальных) и личностно-профессиональных ресурсов (А.А. Деркач);
- учитывается индивидуальный характер развития, самовыражение, самореализация и самоутверждение личности в профессии, т.е. связываются понятия личности, субъекта и индивидуальности;
- впервые связывается развитие личности в жизненном пространстве с ее развитием как субъекта деятельности и через личность устанавливается связь жизненного и профессионального пути (место профессии в жизни, профессиональное и жизненное долголетие и т.д.).

Источник: Акмеологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
232.42 кб

Принципы цивилизованного развития

Мержоев Игорь Дмитриевич
в статье анализируется связь между периодом общего расцвета той или иной цивилизации или страны и высокими достижениями в предпринимательской деятельности и наоборот.
Читать PDF
512.17 кб

Основные принципы неврологии развития

Пальчик Александр Бейнусович
Лекция посвящена относительно новой и развивающейся дисциплине неврологии развития. Представлены предпосылки к ее возникновению в структуре нейронаук и педиатрии.
Читать PDF
448.87 кб

Детский голос: принципы и методы развития

Платонова Марина Львовна
В статье представлены различные уровни интерпретации понятия «голос»; дана характеристика особенностей развития детского голоса; определены факторы, влияющие на его развитие, и принципы, лежащие в основе работы по развитию детског
Читать PDF
141.59 кб

Объяснительные принципы психологии развития

Аверин Вячеслав Афанасьевич
В статье обосновываются объяснительные принципы психологии развития: принцип динамического неравновесия как источник развития, принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственности изменчивости) как условие р
Читать PDF
338.81 кб

Развитие классических принципов имплантологии

Адамчик А.А., Бронштейн Д.А., Лернер А.Я., Узунян Н.А., Никончук Е.Е., Повстянко Ю.А., Шумаков Феликс Григорьевич
В обзорной статье описывается классические принципы имплантации, которые вырабатывались в течение нескольких десятилетий.
Читать PDF
201.62 кб

Дислексия: механизмы развития и принципы лечения

Заваденко Н.Н., Румянцева М.В.
Дислексия -распространенная (5-10% детей школьного возраста) специфическая форма трудностей обучения, для которой характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также письмом под диктовку/орфографией и д
Читать PDF
945.32 кб

Принцип преемственности в речевом развитии детей

Мишанова Оксана Геннадьевна
В статье раскрываются основания для необходимости следования принципу преемственности в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста, анализируется принцип преемственности с учетом сравнения требований образова
Читать PDF
111.55 кб

Фондодержание развитие, принципы, зарубежный опыт

Симо Коко
Фондодержание развитие, принципы, зарубежный опыт
Читать PDF
190.65 кб

Развитие принципа наглядности в истории педагогики

Гусейнов Али Зульфигарович, Турчин Геннадий Демьянович
В статье рассматривается эволюция взглядов на принцип наглядности в истории педагогики.
Читать PDF
579.00 кб

Общие принципы развития и функционирования интеллекта

Шереметьев К. П.
Описывается модель работы интеллекта. В рамках данной модели предложено конструктивное определение понятия «интеллект» и приведены основные критерии оценки развития интеллектуальных систем.
Читать PDF
1.49 мб

Влияние принципа антропоцентризма на развитие биоэтики

Номоконова Мария Валерьевна
Статья посвящена рассмотрению влияния принципа антропоцентризма на развитие гуманизма и становление биоэтики. В развитии философии науки проблема человека и его взаимодействия с окружающим миром является одной из главных.
Читать PDF
98.20 кб

Феномен изощренности как универсальный принцип развития

Томалинцев Владимир Николаевич
Обращение к универсальным законам и принципам, их поиск и констатация остаются центральной задачей науки.
Читать PDF
195.34 кб

Принципы формирования и развития архитектурного ансамбля

Амельянц А. А., Куликов А. С.
Рассматриваются этапы, принципы и последовательность создания архитектурного ансамбля, взаимодействие создателя (архитектора), объекта (ансамбля) и общества.
Читать PDF
145.70 кб

Базовые принципы управления инновационным развитием вуза

Розанова А.А.
В статье анализируется феномен инновации, дается его определение и выделяются ключевые характеристики.
Читать PDF
241.72 кб

Принципы построения классификаций отклоняющегося развития

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу принципа построения классификаций отклоняющегося развития. Классификация отклоняющегося развития определяется как биологическими, так и социальными факторами.

Похожие термины:

  • Принципы развития творческого потенциала

    Принцип сочетания и реорганизации природных особенностей и качеств человека под воздействием условий жизнедеятельности. Вовлекаясь во взаимодействие процессов непрерывного образования и разв