Ратке Вольфганг

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РАТКЕ ВОЛЬФГАНГ (1571-1635)
немецкий педагог, один из основоположников дидактики. Сторонник природосообразного воспитания. Большинство правил обучения, сформулированных Р., близки к дидактическим принципам обучения Я.А. Коменского, которые тот выдвинул и обосновал почти одновременно с Р. Один из первых поборников звукового способа обучения грамоте на родном языке. Автор учебников и хрестоматий.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Ратке Вольфганг

18.10.1571, Вильстер, — 27.4.1635, Эр-фурт), нем. педагог, один из основоположников дидактики. Образование получил в протестантском ун-те в Ростоке, где изучал теологию и философию. В 1603—10 жил в Голландии. Оставив должность священника, стал заниматься пед. деятельностью, давал частные уроки. Исходя из опыта своей учительской практики, пришел к выводу о необходимости реформы преподавания в гор. школах. В 1612 обратился к съезду герм, князей с письмом («Франкфуртский мемориал»), в к-ром изложил намерение реформой школы содействовать процветанию всего общества. Свои идеи Р. пытался реализовать в опытной школе в г. Кетен (ок. 200 учащихся), в школе в Магдебурге, а также в Швеции. Из-за конфликтов с гор. властями и духовенством большинство начинаний Р. потерпели неудачу. Выступая за реформу преподавания, Р. держал в секрете найденные им принципы обучения, что задержало их распространение. Большинство правил обучения, сформулированных Р., близки к дидактич. правилам Я. А. Коменского, к-рые тот выдвинул и обосновал почти одновременно с Р.
Р. — сторонник природосообразного воспитания. Дидактич. идеи Р. носили в основном рационалистич. характер. Он был убежден, что разум ребенка при рождении подобен «чистой доске», к-рую взрослым следует заполнить в соответствии с целями воспитания. Процесс познания, по Р., состоит из двух ступеней — восприятия предметов и явлений внеш. мира и умственной переработки этих восприятий. Из сенсуализма гносеологич. воззрений Р. вытекали его требования к организации уч. процесса. Он считал необходимым широко использовать разл. формы наглядности, следовать от конкретного к абстрактному, систематически вести упражнения и повторения, поддерживать у учеников интерес к знаниям и к обучению. Однако Р. недооценивал роль активности самих учащихся в обучении; он считал возможным строить обучение в школе почти исключительно на лекционных формах.
Р. выступил одним из первых поборников звукового метода обучения грамоте на родном языке, стал автором учебников, хрестоматий и т. п.; в этих пособиях пытался реализовать единство изучения языка и развития мышления учащихся. Большое значение придавал дидактич. и метод, подготовке учителей, однако пособие (первое на нем. яз.), написанное с этой целью, осталось при жизни неопубликованным. Р. считал, что учителям должно быть обеспечено хорошее материальное и обществ, положение, гос-во и родители должны заботиться о поддержании авторитета учителя. Выступал за передачу шк. дела в руки гос-ва и за введение пед. контроля за школой.
Соч.: Die neue Lehrart. Padagogische Schriften Wolfgang Ratkes, Eingl. von G. Hohen-dorh, B., 1957.
Лит.: Schumann J. Chr. G., Die echte Methode W. Ratkes, Hannover, 1876; Seiler K., Das padagogische System Wolfgang Ratkes, Erlangen, 1931; Hohendorf G., W. Ratke, B., 1963. А. И. Пискунов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
313.29 кб

Отражение педагогических идей Мартина Лютера в «Мемориале» Вольфганга Ратке

Полякова Мария Александровна