РАННИЙ ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РАННИЙ ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
период развития ребенка от 1 года до 3 лет. Для Р.д.в. характерен быстрый темп физического и психического развития, обусловленный интенсивным созреванием ряда органов и систем (в особенности нервной системы). Физическое развитие детей (увеличение длины и массы тела) наиболее интенсивно на 1-м году жизни (см.Развитие физическое). К 3 годам вес мозга ребенка утраивается (за всю остальную жизнь мозг увеличивается лишь на одну четверть общего веса). Химический состав мозга на 2-м году жизни в основном соответствует составу мозга взрослого человека. В эти же годы формируется очень сложная внутренняя структура мозга, органическое развитие мозга идет даже скорее, чем развитие других органов и тканей. Хотя сопротивляемость организма и возрастает, он еще очень раним, поэтому дети нуждаются в тщательном уходе (рациональное питание, режим дня, гигиена, прогулки на воздухе и пр.). Благодаря развитию активных функций центральной нервной системы возможность активного бодрствования увеличивается до 5,5 ч подряд на 2-м году жизни и 6-6,5 ч - на 3-м. Гл. достижения этого периода, определяющие развитие психики, - овладение прямохождением, предметной деятельностью и речью. Уже в первой половине 2-го года значительно улучшается координация движений детей, увеличиваются их быстрота и ловкость. К 1,5 годам особенно совершенствуется ходьба. К 3-му году дети уже могут подниматься по лестнице, согласовывать свои движения с движениями других детей, менять движения по темпу, направлению, характеру в зависимости от внешнего сигнала и др. В Р.д.в. формируется и становится ведущей предметная деятельность ребенка. В отличие от манипуляций с предметами в младенческом возрасте, дети начинают использовать предметы в соответствии с их функциями (например, ложка для еды и т.д.). Приобретенный опыт дети переносят на другие предметы, производя т.о. обобщение. Дети овладевают соотносящими (собирание пирамиды и т.п.) и орудийными (забивание молоточком колышка в песок и т.п.) действиями. Характерные элементы мышления в Р.д.в. - установление связи между предметами, их частями, между орудием и объектом, ориентирование на "скрытые" свойства предметов, обобщение способов действия. Мышление является наглядно-действенным и непосредственно связано с практической деятельностью. С предметной деятельностью связано и совершенствование восприятия (форма, величина, цвет), памяти, речи ребенка. Начинает складываться и игровая деятельность (см.Игра), построенная на подражании действиям взрослых. Это свидетельствует о формировании у ребенка нового типа познания, опосредованного знаковыми системами. С формированием знаковой функции сознания связано появление к концу 3-го года сюжетно-ролевой игры и продуктивной деятельности (рисования, конструирования). Р.д.в. является сенситивным (особо чувствительным) периодом овладения речью, что сущест- венно перестраивает всю психическую деятельность: более полным и устойчивым становится восприятие; обобщение, формируемое первоначально в практических действиях закрепляется в слове; совершенствуется память. Своевременное и правильное развитие речи - важнейшая задача воспитания. От года до 1,5 лет интенсивно развивается пассивная речь (понимание речи), активная - медленнее. К 1 году 6 мес ребенок пользуется 30-40 словами, к 2 годам - 300, к 3 - 1200-15000 словами. Происходит становление грамматического строя речи. После 1,5 лет дети начинают овладевать флексиями, к 2 годам пользуются короткими фразами, к 3 - правильно строят не только простые, но и сложные и сложноподчиненные предложения. На протяжении Р.д.в. развитие артикуляции отстает от фонетического слуха. Большую роль в поведении ребенка играют эмоции. Формирование умений и навыков происходят внешне успешнее на фоне положительной эмоциональной настроенности ребенка. Детям доступны чувства радости, удовлетворения при одобрении, привязанности к близким, а также огорчения, смущения, страха. Эмоционально состояние еще неустойчивое и легко изменяется. Необходимо поддерживать у детей жизнерадостное настроение, оберегать их от отрицательных переживаний, особенно страхов, поскольку они могут стать причиной отклонений в поведении и нарушений в психофизическом развитии вплоть до нервных расстройств. Достижения в психическом развитии (см.Развитие психическое) и овладение разнообразными умениями приводят на рубеже 3-го и 4-го годов к изменениям в позиции ребенка в отношении к окружающим, повышенному стремлению быть самостоятельным ("я сам"). Однако склонность ребенка переоценивать свои возможности и нежелание взрослых считаться с его новым поведением нередко становятся источниками конфликтов. Приведение методов воспитания в соответствие с возросшими возможностями ребенка, разумное удовлетворение его потребности в самостоятельности предотвращают развитие упрямства, негативизма и других нежелательных проявлений в поведении ребенка. Изменения в психике ребенка в конце 3-го года именуют "кризисом трех лет". Целью воспитания в Р.д.в. является разностороннее физическое, умственное и эстетическое развитие детей. Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, развитие осн. движений (ходьба, бег, лазанье), привитие навыков гигиены. Средства достижения этих целей: гигиенический уход, соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, физкультурные занятия, утренняя гимнастика и др. В умственном воспитании центральная роль отводится развитию сенсорики (ознакомление с окружающими явлениями и предметами), а также развитию речи, мышления, памяти, внимания. Нравственное воспитание формирует доброжелательное отношение к близким и окружающим людям, животным, вырабатывает навыки культуры поведения. Детей необходимо приучать к самообслуживанию и выполнению простейших поручений (уборка детского уголка, помощь родителям и др.). Эстетическое воспитание включает музыкальное воспитание, формирование интереса к изобразительной деятельности, восприятия художественного слова, красоты окружающего мира и пр. См. также Игра,Развитие психическое, Развитие физическое

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РАННИЙ ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
период жизни ребенка от 1 года до 3 лет. Для Р. д. в. характерен быстрый темп физич. и психич. развития, обусловленный интенсивным созреванием ряда органов и систем (в особенности нервной системы), совершенствованием их функций в результате созревания, а также взаимодействия организма с окружающей средой при определяющем влиянии условий жизни и воспитания.
Физич. развитие детей в период Р. д. в. (увеличение длины и массы тела). наиб. интенсивно на 1-м году жизни, хотя на 2-м и 3-м годах происходит также достаточно быстро. Мозг ребенка в первые 3 года жизни развивается очень быстро: к 3 годам вес мозга ребенка утраивается, а за всю остальную жизнь увеличивается лишь на одну четверть своего общего веса. Хим. состав дет. мозга на 2-м году жизни в основном соответствует хим. составу мозга взрослого. В эти же годы формируется очень сложная внутр. структура мозга как в отношении всех клеточных скоплений или нервных центров, так и всех проводящих путей или межцентральных связей. Т. о., органич. развитие мозга идет не медленнее, а даже скорее, чем развитие др. органов и тканей. Хотя в Р. д. в. возрастает сопротивляемость организма неблагоприятным внеш. воздействиям, он еще очень легко раним. Поэтому дети в Р. д. в. нуждаются в тщательном, заботливом уходе, осн. содержанием к-рого является рациональное питание, достаточное пользование свежим воздухом, водой, солнцем, правильный гигиенич. режим, уход и организация сна и бодрствования. (Благодаря развитию функций центральной нервной системы возможность активного бодрствования увеличивается до 5,5 ч подряд на 2-м году жизни и 6—6,5 ч — на 3-м.).
Гл. достижения этого периода, определяющие развитие психики, — овладение прямохождением, предметной деятельностью и речью.
Уже в первой половине 2-го года происходит значит. улучшение координации движений детей, увеличиваются их быстрота и ловкость. К 1,5 годам при создании необходимых условий особенно усложняется, совершенствуется ходьба: дети уже могут ходить по траве, перешагивать через небольшие препятствия, напр. через палку, положенную на землю, через небольшие канавки, могут взбираться на бугорки, пятиться назад и т. п. Во втором полугодии 2-го года дети могут влезать на стремянку, перелезать через бревно, катать мячи, перебрасывать их друг другу, подниматься вверх по доске, приподнятой одним концом от пола на 10—20 см, и др. На 3-м году дети могут подниматься по лестнице и спускаться с нее, согласовывать свои движения с движениями др. детей (напр., ходить парами), менять движения по темпу, направлению, характеру в зависимости от внешнего сигнала, могут, хотя и с напряжением, сдерживать свои движения, дожидаясь сигнала. Овладение ходьбой значит. ельно расширяет возможности ребенка в ознакомлении с окружающим его миром и потому имеет важное значение и для психич. развития.
В Р. д. в. формируется и становится ведущей предметная деятельность ребенка. Ее особенность (в отличие от манипуляций предметами детей в младенческом возрасте). — использование предметов в соответствии с их функцией (ложка — для еды; лопата — для копания). При этом ребенок учитывает не только внешние, но и «скрытые» признаки, каковыми являются функциональные свойства предметов. Приобретенный опыт дети переносят на др. предметы, производя т. о. обобщение. Дети овладевают также т. н. соотносящими (собрать пирамидку, матрешку, вставить вкладыши нужной конфигурации в соответствующие отверстия и др.). и орудийными (напр., забить молоточком колышек в песок). действиями. Установление связи между предметами, их частями, между «орудием» и объектом, ориентирование на «скрытые» свойства предметов, обобщение способов действия — характерные элементы мышления. В Р. д. в. оно непосредственно связано с практич. деятельностью ребенка (наглядно-действенное мышление). С предметной деятельностью ребенка в Р. д. в. связано совершенствование у него восприятия (форма, величина, цвет предмета), памяти, речи.
Помимо предметной в Р. д. в. начинает складываться и игровая деятельность. Подражая в своих играх действиям взрослых (купают куклу, ставят градусник), дети используют предметы — «заместите-ли» (кирпичик вместо мыла, палочку вместо градусника). Это свидетельствует о зарождении у ребенка нового, характерного для человека типа познания, опосредованного знаковыми системами. С формированием знаковой функции сознания связано появление к концу 3-го года жизни сюжетно-ролевой игры и продуктивной деятельности (рисования, конструирования).
Р. д. в. является для ребенка сензитивным (особо чувствительным). периодом в овладении речью, что существенно перестраивает всю психич. деятельность: более полным и устойчивым становится восприятие; обобщение, формируемое первоначально в практич. действиях, закрепляется в слове; совершенствуется память — дети могут рассказать о том, что видели, что делали. При недостаточном внимании к развитию речи может возникнуть т. н. психич. госпитализм, т.е. плохое пвнимание речи, неумение говорить и общая психич. отсталость, компенсация к-рой в дальнейшем становится делом длительным и трудным. Поэтому своевременное и правильное развитие речи — важнейшая задача воспитания детей в первые 3 года жизни.
От года до полутора лет интенсивно развивается понимание речи (пассивная речь), активная — медленнее. К 1 году 6 мес ребенок пользуется 30—40 словами, к 2 годам в его активном словаре уже 300 и более слов, к 3 —1200—1500 слов. Первоначально речь ребенка непосредственно связана с наглядной ситуацией, но постепенно отделяется от нее. На 3-м году жизни ребенок понимает рассказ не только о виденном, но и о том, чего не было в его опыте. Происходит становление грамматич. строя речи. После 1,5 лет дети начинают овладевать флексийной речью. К 2 годам пользуются короткими фразами, к 3 — правильно строят не только простые, но и сложные, сложноподчиненные предложения. На протяжении всего Р. д. в. развитие артикуляции отстает от фонематич. слуха.
Большую роль в жизни ребенка и его поведении в Р. д. в. играют эмоции. Формирование умений, навыков самообслуживания, усвоение правил поведения происходят успешнее на фоне положит, эмоциональной настроенности ребенка. Детям в этом возрасте доступны чувства радости, удовлетворения при одобрении, привязанности к близким, а также огорчения, смущения, страха; эмоциональное состояние ребенка еще очень неустойчиво и легко изменяется. Необходимо поддерживать у детей жизнерадостное настроение, оберегать их от отрицат. переживаний, особенно страха, поскольку он может стать причиной отклонений в поведении, вплоть до нервных расстройств.
Достижения в психич. развитии ребенка, овладении разнообразными умениями, навыками приводят на рубеже 3-го и 4-го годов жизни к изменениям в позиции ребенка в отношении к окружающим, повышенному стремлению быть самостоятельным («я сам»). Однако ребенок склонен переоценивать свои возможности, что нередко становится источником конфликтных ситуаций, так же как и нежелание взрослых считаться с новым в поведении ребенка. Приведение методов и приемов воспитания в соответствие с возросшими возможностями ребенка, разумное удовлетворение его потребности в самостоятельности предотвращают развитие упрямства, негативизма и др. нежелат. проявлений в характере и поведении ребенка. Изменения в психике ребенка в конце 3-го года жизни именуют «кризисом 3 лет», к-рым заканчивается Р. д. в.
Целью воспитания детей Р. д. в. является разностороннее физич., умственное, нравств. и эстетич. развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных психо-физиол. особенностей. Эти задачи реализуются в повседневной жизни детей, их самостоят. деятельности, на педагогически организованных занятиях. Особое значение имеет общение со взрослыми.
Физич. воспитание направлено на укрепление здоровья детей, развитие у них осн. движений (ходьба, бег, лазанье, метанье в цель, тонкие движения рук), привитие гигиенич. навыков и привычек (мытье рук перед едой, умение пользоваться носовым платком, салфеткой, чистить зубы). Средства достижения этих целей — тщательный гигиенич. уход, режим дня, рациональное питание (до 1,5 лет дети получают измельченную пищу, и только на 3-м году рацион ребенка приближается к общему столу), закаливание, организация двигат. активности детей, утренней гимнастики (с 2 лет), физкультурных занятий с применением спец. оборудования. В умственном воспитании центр, место отводится сенсорному развитию (ознакомление с окружающими явлениями, предметами и их свойствами), а также мышлению, речи, памяти, вниманию. Нравств. воспитание в Р. д. в. формирует привязанность к близким, доброжелательное отношение к сверстникам, к животным; детей учат выполнять простейшие трудовые поручения взрослых, прививают навыки и привычки культурного поведения, самообслуживания (с 1,5 лет самостоятельно есть, одеваться, содержать в порядке игрушки и др.). Эстетич. воспитание включает муз. развитие ребенка (детей учат прислушиваться к музыке, запоминать и узнавать мелодию, совершать ритмич. движения под музыку, повторять певческие интонации), формирование интереса к изобразит, деятельности, эстетич. восприятия худож. слова, красоты окружающего.
Лит.: Воспитание детей раннего возраста в дет. учреждениях, под ред. H. M. Щелованова, Н. М. Аксариной, М., I9604; Сенсорное воспитание дошкольников, М., 1963; Воспитание ребенка до 3 лет в семье, под ред. H. M. Щелованова, М., 1965; Развитие общения у дошкольников, под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, М, 1974; Основы дошкольной педагогики, под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой, М., 1980; Воспитание и обучение детей раннего возраста, под ред. Л. Н. Павловой, М., 1986.
Л. И. Каплет.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
77.99 кб

Фитотерапия кашля в раннем детском возрасте

Давыдова Ирина Владимировна
Лечение острых респираторных инфекций остается одной из самых актуальных проблем у детей.
Читать PDF
234.74 кб

Профилактика пищевой аллергии в раннем детском возрасте

Макарова С. Г., Боровик Т. Э., Гусева И. М., Яцык Г. В., Лукоянова О. Л.
В СТАТЬЕ ПРИВОДЯТСЯ НОВЫЕ ДАННЫЕ ОБ ИНДУКЦИИ ПИЩЕВОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ИЗ ГРУПП ВЫСОКОГО РИСКА ПО РАЗВИТИЮ АТОПИИ.
Читать PDF
91.95 кб

Кариес раннего детского возраста: можно ли предупредить?

Милосердова К. Б., Зайцева О. В., Кисельникова Лариса Петровна, Царёв В. Н.
Вероятность развития кариеса во многом определяется нарушением микрофлоры полости рта. Коррекция таких нарушений возможна с применением пробиотиков.
Читать PDF
125.22 кб

Дистонические гиперкинезы у детей раннего детского возраста

Бобылова М.Ю., Какаулина В.С., Ильина Е.С., Некрасова И.В., Печатникова Н.Л., Михайлова С.В., Миронов М.Б., Мухин К.Ю.
У детей младшего возраста дистонические гиперкинезы могут входить в структуру многих синдромов, которые имеют различные этиологические факторы, прогноз и лечение.
Читать PDF
504.83 кб

Проблема острого кариеса временных зубов в раннем детском возрасте

Ожгихина Н.В.
Читать PDF
277.29 кб

Принципы ранней диагностики атерогенных нарушений в детском возрасте

Малявская С. И., Лебедев А. В., Терновская В. А.
Исследование выявило, что среди детей с повышенным уровнем мочевой кислоты крови выше частота пограничных и высоких гиперлипидемий.
Читать PDF
537.94 кб

Хирургическое лечение врожденной катаракты в раннем детском возрасте

Чинарев В.А., Галиакберова З.Р.
Врожденная катаракта в раннем детском возрасте встречается значительно редко 7 случаев на 100000 детей.
Читать PDF
190.66 кб

Достижения и перспективы развития гепатологии раннего детского возраста

Дегтярева Анна Владимировна, Чеклецова Елена Владимировна, Чубарова Антонина Игоревна, Мухина Юлия Григорьевна
Суммированы результаты основных исследований кафедры госпитальной педиатрии № 1 РНИМУ в области гепатологии раннего возраста — разработка схем обследования и лечения детей с врожденными и приобретенными в перинатальный период забо
Читать PDF
1.13 мб

Лечение эпилептического статуса в младенческом и раннем детском возрасте

Холин Алексей Александрович, Ильина Е. С., Заваденко Н. Н.
Актуальность проблемы эпилептического статуса (ЭС) у младенцев и детей раннего возраста обусловлена высокой частотой встречаемости, тяжелыми последствиями продолжительных приступов на развивающийся мозг ребенка, атипичными вариант
Читать PDF
233.33 кб

Ацетилцистеин в терапии респираторной патологии раннего детского возраста

Давыдова Ирина Владимировна
Муколитические препараты широко используются в педиатрической практике при лечении респираторной патологии. В обзоре приводятся данные об основных группах муколитических препаратов.
Читать PDF
532.82 кб

Возможности ранней диагностики опухолей головного мозга в детском возрасте

Росторгуев Э.Е.
Читать PDF
252.80 кб

Анализ факторов риска развития обменных нефропатий в раннем детском возрасте

Халецкая Ольга Владимировна, Туш Елена Валерьевна, Обухова Анна Николаевна
Цель исследования. Оценить факторы, способствующие формированию дисметаболической нефропатии в возрастной группе детей от 1 месяца до 3 лет включительно. Материал и методы.
Читать PDF
28.13 мб

Динамическое наблюдение детей раннего возраста в условиях детской поликлиники

Чолоян С.Б., Павловская О.Г., Трикоменас Н.Н., Якупова Р.Ш.
Читать PDF
330.53 кб

Рецидивирующий идиопатический экссудативный перикардит в раннем детском возрасте

Харитонова Е. В., Шиляев Р. Р., Копилова Е. Б., Отрощенкова Н. И., Князева И. В., Бакланов В. В., Москвина Л. П., Смирнова Т. Л., Гоголев А. Ю., Антонова С. Н., Русова А. Б.
Читать PDF
1.09 мб

Детско-родительские отношения как фактор развития общения детей раннего возраста

Токарева Елена Николаевна, Рычкова Лидия Сергеевна
Рассмотрены основополагающие концепции детско-родительских отношений. Определено решающее влияние фактора взаимодействия родителей с детьми на психическое развитие детей раннего возраста.