РАДИОВЕЩАНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РАДИОВЕЩАНИЕ
«система распространения социально-культурной информации в звуковой форме с помощью электромагнитного излучения; электронное средство массовой коммуникации. Техническая основа радиовещания – радиосвязь (передача и приём радиоволн)» (ПЭС, 2003, 232). Радиовещание для детей и подростков. «В СССР… с 1925 в эфир выходили рубрики “Радиооктябрёнок” и “Радиопионер”… Широкое распространение получили радиоверсии дет. газет и журналов: “Мурзилка”, “Ёж”, “Пионерская правда” и т. п. В 1932 году … объём дет. вещания составлял 13 часов в неделю, появилась первая регулярная рубрика для дошкольников – “Малыш” с гл. действующим персонажем Петрушкой… Основной дет. радиопередачей была “Пионерская зорька” (ежедневная утренняя радиогазета, 1934–1991 гг.). С 1944 года выходила в эфир “Угадайка”. К началу 1960-х гг. большинство школ располагало радиоузлами… В 1960-х – 1970-х гг. расширился диапазон передач для различных возрастных групп (“Сказка за сказкой”, “КОАПП”, “Радионяня”, “Клуб знаменитых капитанов”, “Ровесники”). В 1990-е гг. в радиовещании проявилась ярко выраженная тенденция – деполитизация радиовещания. (например, “Пионерская зорька” преобразована в “Пингвин”, а с 1994 – в “Непоседы”); появились религиозные передачи и др. В то же время сократилось число программ для дошк. возраста, уменьшился объём трансляции нар. и классич. музыки» (ПЭС, 2003, 232).
О середине 1930-х гг.: «А в каком году у нас дома появилось радио? Не в том же ли 1934? Проведение в квартиры радиотрансляции, водружение на стену нашей комнаты черной тарелки репродуктора стало поистине еще одной революцией в нашем ежедневном существовании. Радио теперь было включено почти постоянно. Мы собирались в школу или в детский сад под звуки “Пионерской зорьки”, а засыпала я под бой курантов со Спасской башни… Большую радость нам доставляли дет. радиоспектакли. После жестокой пугающей политграмоты начала 1930-х годов вдруг нам стали не только рассказывать, но и изображать (да и делали это самые хорошие актеры) занимательные истории самого разного рода – тут и любимый нами особенно “Робин Гуд”, тут и замечательный “Китайский секрет” (история изобретения фарфора в беллетризованной форме), тут и “Музыкальная табакерка” и многое, многое другое. И всё это в сопровождении милой музыки, весёлых песенок, бесконечно нами распеваемых. Радио отгоняло от нас до поры до времени и страхи, и чувство одиночества! Во время самых увлекательных и любимых передач мы обычно садились все вместе прямо на стол, чтобы оказаться поближе к висевшей волшебной тарелке и обмениваться тут же впечатлениями» (Старикова, 2003, 296–297).
О вт. пол. 1930-х гг.: «Как-то утром, когда мы только начали играть…, девочки вдруг всё побросали и с криками: “Ой, сейчас начнется!” – побежали к шаповаловскому дому. Я побежала за всеми. Но мы оказались не у Веры с Тамарой, а в квартире напротив, где жила семья летчика. У них в комнате был приёмник – высокий коричневый ящик с маленьким окошком внизу, в нём горел зеленый огонек. Замерев, мы слушали “Приключения доисторического мальчика”, детскую радиопередачу с продолжением» (Кравченко, 2007).
О 1936–1938 гг.: «А у Бреневых был даже радиоприёмник! Дядя Федя недавно приехал с Колымы, куда ездил, чтобы подзаработать для своей большой семьи. Денег хватило даже и на приёмник. Солидный ящик стоял на комоде. Верхняя часть передней стенки затянута материей, а пониже, в центре, – окошечко, словно леток в улье. Это был приёмник “Си-235”; его начали выпускать в 1935 году. Помню, Москва передавала для детей по частям сказку “Аладдин и волшебная лампа”, и мы с братом приходили слушать её. Младшие дети и мы усаживались перед радиоприемником, как теперь усаживаются перед телевизором. Щёлкал включатель, и в окошечке освещалась шкала настройки. Лампы в радиоприемнике накалялись долго, и он оживал не сразу. Радиоприёмник нам представлялся волшебным ящиком. И сказка, которую мы слушали, казалась особенно захватывающей» (Богданков, 1972, 33). См. также: «В стране литературных героев»; «Весёлое путешествие от А до Я»; «Вести из леса»; «Внимание, на старт»; «Клуб знаменитых капитанов»; «КОАПП»; «Колобок и два жирафа»; «Малыш»; «Октябрёнок»; «Пионерская зорька»; «Путешествие в страну литературных героев»; «Путешествие по любимой Родине»; «Пушкинский час»; «Радио – для урока»; «Радиоклуб юных географов»; «Радионяня»; «Радиопионер»; «Радиочитальня для ребят»; «Раннее солнце»; «Ровесники»; «Светлый дом»; «Сибирячок»; «Сказка за сказкой»; «Угадайка»; «Улица Сезам»; «Школа юннатов»; «Экипаж разноцветных стрел».

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

РАДИОВЕЩАНИЕ
система распространения социально-культурной информации в звуковой форме с помощью электромагнитного излучения; электронное средство массовой коммуникации. Техническая основа Р. - радиосвязь (передача и прием радиоволн). В отечественной истории Р. принято считать, что идея радиосвязи впервые реализована А.С. Поповым, продемонстрировавшим свое изобретение 7 мая 1895 в С.-Петербурге (эта дата отмечается как День радио). В зарубежных источниках автором этой идеи называется итальянский инженер и предприниматель Г. Маркони, получивший в 1897 патент на изобретение радиоприемника (Нобелевская премия, 1909), фактически тождественного устройству Попова. С 1920 началось регулярное Р. в США, с 1922 в Европе (Великобритания, Франция и др.). В России через громкоговорящие радиотелефонные установки передавались сообщения Российского телеграфного агентства (РОСТА), а с 1924 ежедневные радиопередачи вела Сокольническая радиостанция им. Попова в Москве. В 2000 в Рос. Федерации имелись: государственные радиостанции федерального уровня, вещающие на Россию и страны ближнего зарубежья, - "Радио России", "Маяк" (информационно-музыкальная), "Радио-1", "Юность", "Орфей" (классическая музыка), "Голос России" (вещание на зарубежные страны); региональные (областные, краевые, республиканские); локальные (городские, районные и пр.); общественные; коммерческие (в основном музыкально-информационные) и др. Педагогические проблемы Р. традиционно рассматриваются в воспитательном и образовательном аспектах. Осн. цель передач воспитательного характера - формирование норм поведения и ценностных ориентаций детей, подростков, молодежи и организация их досуга. Воспитательные программы возникли с началом регулярного Р. В СССР уже с 1924 начала складываться адресная публицистика, с 1925 в эфир выходили рубрики "Радиооктябренок" и "Радиопионер". Во 2-й половине 20-х гг. организованы детские редакции Р. в Москве и Ленинграде. Широкое распространение получили радиоверсии детских газет и журналов: "Мурзилка", "Ёж", "Пионерская правда" и т.п. В 1932 при Центральном вещании СССР образован Сектор детского вещания. Объем детского вещания составлял 13 ч в неделю, появилась первая регулярная рубрика для дошкольников - "Малыш" с гл. действующим персонажем Петрушкой. В 1933 создана молодежная редакция. К участию в передачах привлекались сами дети и подростки - деткоры и юнкоры. Осн. детской радиопередачей была "Пионерская зорька" (ежедневная утренняя радиогазета, 1934-91). С 1944 выходила в эфир "Угадай-ка". К началу 60-х гг. большинство школ располагало радиоузлами. На Московском радио в 1962 на основе Гл. редакции Р. для детей и юношества (образована в 1956) создана радиостанция "Юность", вещавшая для молодежи 15-30 лет. Отличительной чертой "Юности" была тесная обратная связь со слушателями ("Полевая почта "Юности""). В 60- 70-х гг. расширился диапазон передач для различных возрастных групп ("Сказка за сказкой", "КОАПП", "Радионяня", "Клуб знаменитых капитанов", "Ровесники"). В 90-е гг. в Р. проявилась ярко выраженная тенденция - деполитизация Р. (например, "Пионерская зорька" преобразована в "Пингвин", а с 1994 - в "Непоседы"); появились религиозные передачи и др. В то же время сократилось число программ для дошкольного возраста, уменьшился объем трансляции народной и классической музыки. В начале 2000 передачи для детей и молодежи готовили редакции "Радио России" (Всероссийская государственная телерадиокомпания, ВГТРК), "Радио-1", региональные телерадиокомпании и др. В образовательном Р. уже на ранней стадии его развития выделились два тесно связанных между собой направления: просветительское и учебное (целенаправленное использование Р. в структуре систем обучения). Учебное Р. появилось в середине 20-х гг. в виде лекций, бесед по различным областям знаний и даже циклов передач. Например, в СССР радиостанция Коминтерна в 1925-27 транслировала научно-популярный курс радиотехники, а в 30-е гг. в рамках учебного Р. организовалось "вещание на урок". Возникли первые формы заочного обучения для взрослых: в 1928 был создан первый рабоче-крестьянский университет по радио, в 1930 преобразованный в Институт заочного обучения по радио. В 30-х гг. во Всесоюзном комитете по радиофикации и радиовещанию был образован сектор самообразования. Определились формы учебных передач: лекция; передача с художественной иллюстрацией (с использованием литературных и музыкальных произведений); радиоэкскурсия; учебная радиопьеса; викторина и т.п. Разрабатывалась методика учебной работы с радиопередачами, включавшая фазы: подготовительную (формирование установки на восприятие), активное слушание, выполнение заданий, обобщение. В 50-80-е гг. циклы учебных передач "В помощь школе" для учащихся начальной и средней школы готовили Главная редакция для детей и подростков и редакция вещания для молодежи Всесоюзного радио. В 90-е гг. передачи образовательного Р. сконцентрировались на нескольких крупных областях знания: медицина, экология и охрана природы, педагогика (в т.ч. для родителей), история, литературоведение, искусствознание и др. Собственно учебное Р. осуществляется в основном в форме заочных курсов иностранных языков. См. также Технические средства обучения

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РАДИОВЕЩАНИЕ
Понятие Р. означает систему распространения социально-культурной информации в звуковой форме с помощью электромагнитного излучения; электронное средство массовой коммуникации. Техн. основа Р. — радиосвязь (передача и прием радиоволн).
В отеч. истории Р. принято считать, что идея радиосвязи впервые реализована А. С. Поповым, продемонстрировавшим свое изобретение 7 мая 1895 в С. Петербурге (эта дата отмечается в Рос. Федерации как День радио). В заруб. источниках автором этой идеи называется итал. инженер и предприниматель Г. Маркони, получивший в 1897 патент на изобретение радиоприемника (Нобелевская пр., 1909), фактически тождественного устройству Попова. С 1910 предпринимались многочисленные попытки организации радиотрансляции.
С 1920 началось регулярное Р. в США, с 1922 — в Европе (Великобритания, Франция и др.), с 1923 — в Австралии, с 1924 — в Африке (Юж.-Африканский Союз, ныне ЮАР), с 1925 — в Азии (Япония). В России с 1921 в Москве и др. городах через громкоговорящие радиотелефонные установки передавались сообщения Рос. телеграфного агентства (РОСТА). С 12 окт. 1924 ежедневные радиопередачи вела Сокольнич. станция им. Попова в Москве.
К нач. 30-х гг. Р. существовало уже более чем в 70 странах, общее кол-во радиоприемников в мире превышало 30 млн. Развитие организац.-техн. стороны Р. осуществлялось в неск. направлениях. Первое — создание радиосетей. Были основаны крупные радиовещат. корпорации и компании: амер. Ар-Си-Эй (RCA- Radio Corporation of America), Эн-Би-Си (№BC — National Broadcasting Company). и Си-Би-Эс (CBS — Columbia Broadcasting System), брит. Би-Би-Си (ВВС — British Broadcasting Corporation), япон. Эн-Эйч-Кей (№HK — Nipon Hoso Kyokai). и др. Др. направление — рост числа радиовещат. станций и расширение частотного спектра вещания (волны средние, длинные и короткие). Вещание в коротковолновом диапазоне в СССР. и в США началось в 1929 и имело полит. значение, т. к. позволяло организовывать пропагандистское вещание на др. страны (в отеч. лит-ре получило назв. «иновещание»).
В 20-х гг. сформировались 2 подхода к финансированию Р. Первый (гл. обр. в США и Канаде). основан на продаже эфирного времени к.-л. орг-циям или частным лицам для размещения рекламы (население не платит за информацию); второй (в европ. странах и СССР). — на финансировании из нац., региональных или муниципальных источников, что позволяло пр-вам контролировать распространение информации. Применялись и смешанные модели финансирования, а также привлечение средств обществ, орг-ций (напр., религиозных).
Коммерч. форма способствовала появлению уже в 20-е гг. радиожанров развлекат. характера: сериалов, получивших позднее назв. «мыльные оперы», викторин, конкурсов, астрологич. прогнозов, муз. и др. программ, сопровождавшихся рекламными объявлениями.
В кон. 20-х гг. в Р. стали активно применяться звукозапись и новая техника, существенно изменившие структуру радиоэфира. К сер. 30-х гг. значит. доля эфирного времени (в СССР. до 20%). занималась звукозаписью, что привело к увеличению муз. вещания. Др. важным направлением Р. было формирование оперативного информац. вещания. В СССР. получило развитие «проводное вещание», при к-ром радиоприем осуществлялся на спец. станции, после чего принятый сигнал усиливался и пересылался «радиоточкам». Такой способ позволил, с одной стороны, эффективно использовать имеющиеся сети для передачи информации, а с другой — осуществлять жесткий контроль за ней.
В 30-х гг. возникло религиозное Р., прежде всего христианское (в 1931 осн. радиостанция «Радио Ватикана»). В 1938 в США произошло событие, связанное с массовой паникой во время трансляции радиоспектакля «Война миров» по Г. Дж. Уэллсу, т. к. слушатели приняли худож. вымысел за действительность. Это явление потребовало науч. осмысления социально-психол. возможностей радио.
В 1946 по инициативе СССР. осн. Меж-дунар. орг-ция радиовещания и телевидения — ОИРТ (OIRT — Organisation Internationale de Radiodiffusion et Television), объединявшая 22 страны-члена из Европы (штаб-квартира в Брюсселе, затем в Праге); в 1950 — Европ. союз радиовещания (EBU — European Broad-casting Union; адм. центр в Женеве).
В 40-х гг. в Р. активно внедрялась магнитофонная запись, позволившая вводить раз л. звуковые эффекты и развивать специфич. «язык радио». В 40-х — нач. 50-х гг. Р. доминировало среди др. средств массовой коммуникадии. Однако развитие телевидения внесло существенные изменения в систему Р. В большей степени конкуренцию с телевидением испытали коммерч. радиостанции, т. к. спонсоры стали финансировать телестанции.
Одним из ген. направлений развития Р. являлась адресная дифференциация — формирование программ с учетом интересов разл. социальных групп. Возникли специализиров. радиостанции (муз., информац., для нац. меньшинств и т. п.). Другая важная тенденция — жанровая переориентация. На телевидение перешли наиб. популярные жанры, прежде всего сериалы и конкурсы. На радио стали развиваться муз. формы с участием «диск-жокея» в качестве ведущего информац. передачи, к-рые выдерживали конкуренцию с телевизионными благодаря более простой технологии их подготовки.
В кон. 40-х гг. появились передачи с активным использованием мгновенной обратной связи с аудиторией (с помощью звонков на студию по контактным телефонам). Во 2-й пол. 50-х гг. популярность Р. возросла с распространением малогабаритных транзисторных радиоприемников, ориентируемых на индивидуальный стиль слушания.
В 60-х гг сложились осн. «форматы» («формулы», «типы»). радиоканалов с учетом видовых, жанровых, адресных и композиционных характеристик, что прежде всего проявилось в коммерч. Р. Наиб. распространены передачи: музыкальные — «топ—40» (40 самых популярных грамзаписей по еженед. рейтингам с комментариями «диск-жокея» и рекламой); ориентированные на разл. вкусы (классика, рок-музыка, «кантри» и др.); информационные — «непрерывные новости», чередующиеся с передачами аналитич., публицистич. характера, в к-рых музыка выполняет роль фона и заставок (напр., отеч. радиостанция «Маяк», 1964); адресованные определенным социальным группам (напр., детям, молодежи и т. д.; «дорожный» — для автомобилистов и др.). В эти годы сформировалась гибкая политика Р., сочетающая уровни нац. и локального, местного Р. Вводились техн. усовершенствования: стереофонич. радио, радиоприемники, основанные на принципе частотной модуляции и менее подверженные влиянию помех и др. Увеличилось число радиостанций в развивающихся странах, для к-рых Р. являлось самым доступным средством массовой коммуникации. Начался процесс демонополизации и децентрализации в промышленно развитых странах. Гос. вещание, в т. ч. и отечественное, как правило, было представлено небольшим числом специализиров. каналов — «общим» (основным, центральным), информац., муз., культурно-просветительским и др. С др. стороны, развивалось альтернативное нац. обществ. Р. [напр., в США создана первая общенац. обществ, радиовещат. компания «Эн-Пи-Ар» (№PR — National Public Radio, 1980)].
В 70-х гг. появились космич. спутники, обслуживающие радиотрансляц. связь; в СССР. образована спутниковая система «Орбита», транслирующая передачи в р-ны Сибири и Д. Востока. Возникли междунар. орг-ции спутниковой связи (напр., Интерспутник, 1971, штаб-квартира в Москве).
В 80-х гг. число «форматов» достигло неск. десятков, началась их стандартизация. Развитие космич. систем связи (более дешевых, чем кабельные и релейные). открыло возможности для создания независимых сетей вещания.
Среди форм Р. выделились новые типы: «канал в канале», «калейдоскоп», или «микроканал», — развернутые 1- 3-час. передачи. Повышение информативности Р. осуществлялось путем тщательного отбора материала, его временного уплотнения, использования лаконичных языковых форм, уменьшения пауз, увеличения темпа речи и т. п.
В целом 80-е гг. охарактеризовались повышением интереса к радио и увеличением числа радиостанций и приемников у населения. Наиб. мощными службами иновещания к 90-м гг. располагали СССР, США, ФРГ, Великобритания. Социально-полит. изменения в быв. социалистич. странах и распад СССР. в нач. 90-х гг. вызвали децентрализацию гос. Р. и бурный рост коммерч. вещания. В 1991 вместо Гостелерадио СССР. появился ряд федеральных и множество региональных компаний. Уменьшился объем пропагандистского иновещания. В 1992 прекратилась деятельность ОИРТ, его члены присоединились к Европ. вещательному союзу.
Структура и функции радиовещания. В структуру нац. радиовещания входят, как правило, неск. радиостанций [государственные и (или). общественные, часть к-рых вещает на заруб. аудиторию, и коммерческие], существующих на нац., региональном и локальном уровнях. В Рос. Федерации к нач. 1995 имелись: гос. станции федерального уровня, вещающие на Россию и страны ближнего зарубежья, — «Радио России» (крупнейшая), «Маяк» (информац. и вторая по масштабу охвата населения), «Радио—ь (общекультурного характера), «Юность» (молодежная), «Орфей» (классич. музыка), «Голос России» (вещающая на заруб. страны); региональные (обл., краевые, респ.). — св. 100 станций (крупнейшие: «Московское радио» и «Радио С.-Петербург»); локальные (в каждом районном центре и во мн. городах); общественные (негос. и неком-мерч., напр. «Радио Надежда», выражающая позицию жен. движения, «Радонеж», рус. православная, и др.); коммерческие (в основном работающие как муз.-информационные; крупнейшая — «Европа-плюс», охватывающая вещанием значит. часть терр. России); местные в крупных городах (напр., «Радио-Максимум», «Радио—7», «Радио—10ь, «Радио-роке», «Открытое радио»). и др.
Функции Р. как средства массовой коммуникации принято рассматривать на 2 уровнях — общесоциальном и личностном. К социальным функциям относятся интегративная (формирование и поддержание социальной общности), пропагандистская (отражение стремления одних слоев общества воздействовать на сознание других, преследуя свои парт., групповые и др. интересы). и функции пространственно-временной трансляции культуры (синхронная и диахронная коммуникация, обеспечивающая сохранение и развитие культуры). На личностном уровне выделяются 2 группы функций. Первая отражает процесс социализации слушателя, приобщения его к знаниям, нормам и ценностям общества. В этой группе могут как относительно самостоятельные рассматриваться просветительская, нормативная, аксиологическая, т.е. формирующая в человеке ценностные ориентации, информационная и др. функции. Др. группа относится к процессу самореализации человека. В ней выделяются развлекательная, досуговая, креативная, «творческая» (обеспечивающая полноценное участие самого индивида в процессе массовой коммуникации и реализующая его право на самовыражение с помощью Р.), «мотивационная» (побуждающая человека к социально значимым действиям). и др. функции. В практике Р. программы чаще всего полифункциональны, хотя в каждом отд. случае одна из групп функций может приобретать доминирующий характер.
Радиоаудитория. Каждая радиостанция, как правило, ориентируется на определенные социальные группы. Социологами обнаружены закономерности формирования аудитории в зависимости от ряда социально-демогра-фич. параметров, прежде всего пола и возраста слушателей. Радио в большей степени предпочитают женщины, совмещающие прослушивание с домашними делами, и пенсионеры. Дети до 12 лет увлекаются преим. дет. лит.-драматич. передачами. В возрасте 12 лет происходит довольно резкая переориентация интересов на атрибуты молодежной субкультуры — популярную и рок-музыку, спорт, юмор и др., на подростковую и молодежную публицистику. Эти тенденции усиливаются в группе 18—35-летних, у к-рых появляется потребность в информац. программах. Люди зрелого возраста (35—60 лет). тяготеют к информац. и публицистич. передачам, а также к новостийным программам, часто местного уровня, классич. радиоспектаклям и муз. фольклору. Слушатели старше 60 лет выбирают информац. программы, муз. фольклор, лит.-драматич. передачи, публицистику. Мужчины выбирают информац., публицистич. и спорт, программы, а женщины — лит.-драматич., муз., информационные, связанные с домашним х-вом, воспитанием детей, и др.
По социологич. данным 1991—92, радио собирает максимум слушателей в утренние часы; в дневное время число слушателей заметно уменьшается, вечером вновь возрастает, но не достигает утреннего значения. В среднем россияне слушают радио чуть больше 1,5 ч в день (дети и подростки несколько меньше, а пожилые люди несколько больше).
Педагогические аспекты радиовещания. Пед. проблемы Р. традиционно рассматриваются в образоват. и воспитат. аспектах. Первый из них связан с просветительской, второй в большей степени с нормативной и аксиологич. функциями Р. Для совр. Р. характерна дифференциация педагогически ориентированного Р. — адресная, содержательная (тематическая), формальная (жанровая), функциональная. Важно отметить, что радиопередачи пед. характера чаще всего создаются в рамках гос. и обществ. Р., коммерч. -станции редко проявляют к ним интерес.
Образовательные аспекты радиовещания. Уже на ранней стадии развития Р. возникли два, тесно связанных между собой направления: просветительское и учебное (целенаправленное использование Р. в структуре систем обучения).
Образоват. Р. появилось в сер. 20-х гг. в виде лекций, бесед по разл. областям знаний, напр.: в Москве и Ленинграде выходили в эфир науч.-популярные передачи «Как люди научились летать», «Первый русский академик Ломоносов», «Великий изобретатель Эдисон» и др.; в Германии — «Древний город викингов», «Хозяйственная жизнь Германии» и др.; и даже циклы передач, напр. в СССР. радиостанция Коминтерна в 1925—27 транслировала науч.-популярный курс радиотехники. В кон. 20-х — нач. 30-х гг. во всех экономически развитых странах шел активный поиск новых форм и принципов образоват. Р. В нек-рых странах проводились пед. конференции по проблемам радио (напр., в Кенигсберге, Германия, 1932), учреждались советы и комитеты по образоват. вещанию (напр., Центр, совет по шк. вещанию в Великобритании). В Австрии, Великобритании, Германии, СССР, Чехословакии и др. странах возникли первые формы уч. Р. для нач. и ср. школы, в т. ч. циклы передач по уч. предметам, что способствовало активной адресной дифференциации общеобразоват. программ на просветительские, науч.-популярные и собственно учебные, ориентированные на задачи уч. процесса в школах. Проводились оригинальные эксперименты: напр., в Кельне (Германия). была предпринята попытка обучения детей рисованию по радио на основе активизации творческой фантазии ребенка, причем, по оценкам того времени, был достигнут положит, эффект.
В СССР. в рамках уч. Р. в 30-х гг. организовалось «вещание на урок». Сотрудники радио предлагали передачи, сопряженные со шк. программой к уч. планам школ для разных классов. Проводились опыты по организации «радиоурока без учителя» (направление оказалось бесперспективным).
Возникли первые формы заочного обучения для взрослых. В СССР. в 1928 был создан «первый рабоче-крестьянский ун-т по радио» с 5 ф-тами (общеобразоват., с.-х., пед., кооперативный, антирелигиозный), в 1930 преобразованный в Ин-т заочного обучения по радио (ИЗОР). с филиалами на местах (в 1931 расформирован). Практика показала, что ошибочным являлся подход к радио как самостоятельному, а не вспомогат. средству обучения.
В 30-х гг. во Всес. к-те по радиофикации и радиовещанию был образован сектор самообразования, организовавший цикловые и эпизодич. передачи по разл. наукам и отраслям нар. х-ва. В создании передач принимали участие А. Н. Бах, С. И. Вавилов, Н. Д. Зелинский, А. Ф. Иоффе, И. В. Мичурин и др.
К сер. 30-х гг. определились устойчивые формы уч. передач: лекция; передача с худож. иллюстрацией, построенная на использовании лит. или муз. произведений, на рассказе с единой фабулой; радиоэкскурсия; уч. радиопьеса; викторина и т. п. Разрабатывалась методика уч. работы с радиопередачами, включавшая фазы: подготовительную, в процессе к-рой формируется установка на восприятие, активное слушание, выполнение заданий, обобщение.
В послевоен. годы образоват. Р. было в значит. степени идеологизировано и включало циклы по истории КПСС, диа-лектич. и ист. материализму и т. п. В кон. 50-х гг. открылся «Радиоуниверситет культуры» гуманитарной направленности.
С распространением массового вещания на радиостанциях развитых стран уч. передачи в возраставшей степени стали приобретать характер вспомогат. материала для учителя. «Вещание на урок» сокращалось. Эта тенденция еще более усилилась в сер. 50-х гг.: распространение магнитофонов позволило осуществлять запись с эфира и многократно воспроизводить необходимые уч. материалы. Уч. передачи стали идти преим. в записи, качество их улучшилось. Для нач. и ср. школы Гл. редакция для детей и подростков Всес. радио и редакция вещания для молодежи организовывали циклы уч. передач «В помощь школе» и др.
В странах Лат. Америки, Азии, Африки Р. использовалось в целях ликвидации неграмотности и заочного нач. обучения в местностях, отдаленных от городов (напр., в Колумбии осуществлялся проект по распространению матем. знания по радио для нач. классов сел. школы, затем этот опыт использовали в др. странах Лат. Америки).
В 60-х гг. уч. Р. начало испытывать конкуренцию со стороны телевидения. Одновременно открылись новые сферы использования уч. Р. как средства неформального образования и заочного образования. В 1969 в Великобритании создан Открытый ун-т, использующий каналы радио и телевидения в сочетании с книжными и аудиовизуальными средствами обучения. В 70—80-х гг. аналогичные уч. заведения появились в др. странах, в т. ч. в Замбии, Израиле, Индонезии, Китае. В Польше в 1974 открылся специализиров. пед. радиотелеуниверситет для повышения квалификации учителей. К нач. 90-х гг. в мире насчитывалось св. 100 широкомасштабных программ и проектов использования радио в общеобразоват. целях.
В России к сер. 90-х гг. передачи образоват. Р. сконцентрировались в соответствии с интересами слушателей на неск. крупных областях знания: медицина, экология и охрана природы, педагогика (в т. ч. для родителей), история, литературоведение, искусствознание и др. (на «Радио России» — «Наука — здоровью», «Родительский час», «Лицей» и др.; на «Радио—ь — конкурсы и викторины «Архимед», «Эрудит», на «Радио С. Петербург» — «101 вопрос» и др.). Собственно уч. Р. продолжало существовать в традиц. формах только как заочные курсы иностр. языков. Передачи «В помощь школе» практически прекратили существование.
Воспитательные аспекты радиовещания. Осн. цель радиопередач воспитат. характера — формирование норм поведения и ценностных ориентации детей, подростков, молодежи и организация их досуга (лит.-дра-матич. и музыкальные программы, адресная публицистика, игровые формы).
Воспитат. программы возникли с началом регулярного Р. (практически во всех странах выходили радиопостановки сказок и дет. лит. произведений). В СССР. уже с 1924 начала складываться адресная публицистика, с 1925 в эфир выходили рубрики «Радиооктябренок» и «Радиопионер» — предшественник «Пионерской зорьки» (ежедневной утренней радиогазеты, 1934—91). Во 2-й пол. 20-х гг. организованы дет. редакции Р. в Москве и Ленинграде. Структура системы вещания для детей и юношества строилась на возрастной и функциональной дифференциации радиопрограмм. Выделялись адресные группы по полит. признакам — передачи для октябрят, пионеров, комсомольцев и целевые адресные — для сел. школьников и даже для беспризорников (их собирали для прослушивания в приютах, на ж.-д. станциях и т. п.). Широко распространены были радиоверсии дет. газет.н. журналов: «Мурзилка», «Ёж», «Пионерская правда» и т. п.
В 1932 при Центр, вещании СССР. образован Сектор дет. вещания, включающий 7 редакций: науч.-техн., дошк., школьных, пионерских, эстрадно-театральных, лит. передач и редакция «Музыка — детям». Объем дет. вещания составлял 13 ч в неделю, появилась первая регулярная рубрика для дошкольников — «Малыш» с гл. действующим персонажем Петрушкой. В 1933 создана молодежная редакция. К участию в передачах привлекались сами дети и подростки — деткоры (дет. корреспонденты). и юнкоры (юные корреспонденты).
С началом массовой радиофикации появлялись внутр. шк. радиостудии. Осн. дет. радиопередачей была «Пионерская зорька». С 1944 выходила в эфир «Угадай-ка». В 50-х гг. осн. часть передач сосредоточивалась на Всес. радио, интересные передачи готовились на региональном радио в Ленинграде. Определились два ведущих направления дет. Р.: адресное, ориентированное на конкретные возрастные группы, и функциональное, в общих чертах сводимое к нравств., худож. воспитанию, организации досуга.
К нач. 60-х гг. большинство школ располагало радиоузлами и кружками, в к-рых объединялись радисты — звукооператоры, дикторы, юнкоры. В шк. Р. на новом уровне проявились функции Р.: интегративная (сплочение дет. коллектива), формирование обществ, мнения, трансляция норм и ценностей микросоциальной среды и творческая.
На Моск. радио в 1962 на основе Гл. редакции Р. для детей и юношества (образована в 1956). создана радиостанция «Юность», вещавшая на 3 всесоюзных каналах для молодежи 15—30 лет. На протяжении мн. лет ее передачи пользовались большой популярностью. Отличит, чертой «Юности» была тесная обратная связь со слушателями (напр., «Полевая почта "Юности"»).
В 60—70-х гг. расширился диапазон передач для разл. возрастных групп: для дошкольников и мл. школьников выходили «Сказка за сказкой», «Мы играем в школу», «Мы поможем дома» (с ведущей — писательницей С. Могилевской), «КОАПП», «Радионяня» и др.; для более старшего возраста транслировались пионерские и коме, радиолинейки, переклички, фестивали. Создавались также разнообразные муз.-худож. («Муз. шкатулка», «Детям о музыке», ведущий — композитор Д. Б. Кабалевский), занимательные («Встречи с Захаром Загадкиным», «Клуб знаменитых капитанов», «Страна Фантазия» и др.). передачи, передачи для старшеклассников — «Ровесники», «Радиоклуб интересных встреч» и др. Всес. дет. и юношеское вещание в целом к нач. 80-х гг. занимало 17 ч в сутки на 1-й и 3-й программах Всес. радио. Были созданы передачи для новых групп слушателей: 5-—6-летних детей, готовящихся к школе, — «Радиобукварь», «Веселый радиопоезд» и др.; подростков 10—14 лет — «Девчонки, мальчишки», «Путешествие по любимой Родине» и др.; сел. школьников — «Земля в наследство»; воспитанников дет. домов — «По зову сердца». Стали шире применяться дискуссионные формы («Дискуссионный клуб старшеклассников», «Найти себя» и др.). Радиостанция «Юность» увеличила объем своего вещания до 4 ч в сутки; возникли публицистич. передачи для молодежи (напр., «Студенч. орбита»).
С 1991 федеральные гос. радиоканалы распределились между Рос. гос. телерадиокомпанией (РГТРК). «Останкино» и Всерос. гос. телерадиокомпанией (ВГТРК). Редакции (отделы). дет. и юношеских программ работают на «Радио России» (ВГТРК), «Радио—ь («Останкино»), а также в ряде региональных телерадиокомпаний («Радио С.-Петербург» и др.). Радиостанция «Юность» («Останкино»). стала самостоят. каналом; объем вещания 19 ч в сутки. Ярко выраженная тенденция 90-х гг. — деполитизация дет. и молодежного Р. Радиопередачи для октябрят, пионеров и комсомольцев либо прекратились, либо изменили свою направленность (напр., «Пионерская зорька» преобразована в «Пингвин», а с 1994 — в «Непоседы»); появились релит, передачи (напр., православная передача для молодежи «София»). и др. Возникли передачи для девочек («Спящая красавица» на «Радио—ь). В то же время сократилось число программ для дошк. возраста, а их тематика ограничилась только лит.-драматич. жанрами; уменьшился объем трансляции нар. и классич. музыки. На гос. радиостанциях предпринимаются попытки составить конкуренцию коммерч. радиостанциям «муз. формата» (напр., на «Радио—ь — «Муз. дорожка» и междунар. клуб «Антенна»). Молодежное Р. России в целом характеризуется преобладанием муз. программ.
Лит.: Слободзинская M. H., Радио в помощь школе, Л., 1933; Радио в СССР, М., 1934; Ивченко А. В., «Пионерская зорька» в нашей школе, Ростов-н/Д., 1956; Меньшикова А., Радиопередачи для юных слушателей, М., 1958; Пустошкин Г. А., Радио в сел. школе, Краснодар, 1965; Современность, человек, радио, М., 1968; Гуревич П. С., P у ж и и к о в В. С., Сов. радиовещание. Страницы истории, М., 1976; Музыря А. А., В эфире радиостанция «Юность», М., 1979; Телевидение и радиовещание СССР, М., 1979; Чашко Л. В., Кино, радио и телевидение в эстетич. работе, К., 1979; Халатов Н. В., Говорит шк. радиоузел, М., 1980; Методологич. проблемы изучения телевидения и радиовещания, М., 1981; Радиоискусство, теория и практика, М., 1983; В диапазоне современности, М., 1985;.. Плюс пресса, телевидение, радио, М., 1985; До встречи в эфире, М., 1986; Лизанчук В. В., Внимание: включен приемник, Львов, 1986; Дорф Г. Я., Внимание! Говорит школьное радио, М., 1988; Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. Сб. науч. трудов, М., 1989; M a d-d i s o n J., Radio and television in literacy. A survey of the use of the broadcasting media in combating illiteracy among adults, P., 1971; McAnany E. G., Radios role in develop-ment: five strategies of use, Wash., 1973; Radio for education and development: case studies, Wash., 1977; Distance teaching for the Third World, L., 1980; The distance Teaching universities, L., 1982. А. В. Шариков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия