РАДХАКРИШНАН Сарвапалли

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РАДХАКРИШНАН САРВАПАЛЛИ (1888-1975)
индийский государственный и общественный деятель, педагог и философ. Автор философской системы "вечной религии", исходным положением которой стал тезис о том, что религия принадлежит к общечеловеческим ценностям и выступает определяющим фактором развития общества. В работах, посвященных проблемам образования, разработал ряд концептуальных положений, которые предопределили характер современных индийских образовательных реформ в стране. Под руководством Р. была осуществлена образовательная реформа 60-70-х гг. День рождения Р. (5 сентября) с 1964 отмечается в Индии как День учителя.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РАДХАКРИШНАН Сарвапалли
5.9.1888, Тируттани, ныне в шт. Андхра-Прадеш, — 17.4.1975, г. Мадрас), инд. гос. и обществ, деятель, участник нац.-освободит, движения, педагог и философ. Окончил Мадрасский ун-т. В 1918—53 проф. философии в Майсурском ун-те, зав. кафедрой в Калькуттском ун-те, проректор ун-та в Андхре. Преподавал (1936—52). в Оксфордском ун-те. В 1953—75 поч. ректор Делийского ун-та. В 1946—49 представитель Индии в ЮНЕСКО. В 1949—52 посол Индии в СССР, в 1952—62 вице-през., в 1962—67 през. Республики Индия.
Р. — автор филос. системы «вечной религии», исходным положением к-рой стал тезис о том, что религия принадлежит к общечеловеческим ценностям и выступает определяющим фактором развития общества. Внес заметный вклад в развитие нац. пед. теории. В работах, посвященных проблемам образования, разработал ряд концептуальных положений, к-рые предопределили характер совр. инд. образоват. реформ в стране. Образование считал необходимым условием нравств. совершенствования личности и культурного возрождения Индии. Целью образования выдвигал формирование «сбалансированной» личности как единства интеллекта, нравств. представлений, чувств и воли. Сторонник синтеза в образовании достижений традиц. инд. и совр. мировой педагогики, гуманизации и демократизации школы. Уделял большое внимание разработке теоретич. аспектов подготовки педагогов.
Принимал активное участие в реализации гос. образоват. политики в независимой Индии. В 1948—49 пред. Правительств, комиссии по университетскому образованию, доклад к-рой стал основой реформирования высш. школы. Под руководством Р. была осуществлена образоват. реформа 60—70-х гг. День рождения Р. (5 сент.). с 1964 отмечается в Индии как День учителя.
С о ч.: Инд. философия, т. 1—2, М., 1956- 1957; The creative life, New Delhi, 1975; Living with a purpose, New Delhi, 1976; Occasional Speeches and writings, Series l—2, New Delhi, 1957.
Лит.: Л и т m a h А. Д., Сарвепалли Рад-хакришнан. M., 1983; его же, Совр. инд. философия, М., 1985; S i n g h R. P., Radha-krishnan: the portrait of an educationalist, Delhi, 1967;Reddy Y., Narayan K., The Con-cept of Man in Rabindranath Tagore and Sarve-palli Radhakrishnan. Gandinagar, 1973.
Л. Л. Супрунова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия