РАБЛЕ ФРАНСУА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Франсуа Рабле
в своем гротескном романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" критикует схоластическое обучение, средневековый аскетизм, противопоставив им гуманистические идеалы. Приводит модель гуманистического воспитания ребенка с разумным и полезным режимом; многосторонним образованием; совмещением и чередованием занятий и отдыха, досуга и обучения; развитием самостоятельности мышления, творчества, активности ученика. Выступает против бессмысленного зазубривания, за сознательное усвоение знаний.

Источник: История образования и педагогической мысли

РАБЛЕ (Rabelais) ФРАНСУА (ок. 1494- 1553)
французский писатель-гуманист. С 1527 вел жизнь странствующего ученого; изучал древние языки, археологию, медицину и др. С 1537 д-р медицины. С 1551 священник в Медоне (близ Парижа). Р. - автор романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" (кн. 1-5, 1532-64; полный рус. пер. 1973), представляющего собой своеобразную энциклопедию социальной и культурной жизни Франции эпохи Возрождения. В романе Р. представил в гротесково-сатирической форме средневековую схоластическую педагогику и противопоставил ей программу воспитания "свободного и благонравного человека" ренессансной эпохи. .21,6(2)33-фр.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РАБЛЕ Франсуа
ок. 1494, Девиньер, близ Шинона, Турень, — 9.4.1553, Париж), франц. писатель-гуманист. Род. в семье адвоката. Образование получил в монастыре. С 1527 вел жизнь странствующего ученого; изучал древние языки, археологию, право, естественные науки, медицину. С 1537 доктор медицины. С 1551 священник в Медоне (близ Парижа).
Р. — автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» («Gargantua et Pantagruel», кн. l—5, 1532—64; полный рус. пер. 1973), представляющего собой своеобразную энциклопедию социальной и культурной жизни Франции эпохи Возрождения. В худож. ткань романа органически вплетены и пед. представления Р., составляющие существенную часть его мировоззрения. Р. в гротесково-сатирич. форме представил ср.-век. схоластич. педагогику и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» ренессансной эпохи, когда «восстановились науки», «возрождены языки» и «изобретено книгопечатание». Филос. и социальную основу педагогики Р. составляло убеждение, что человек по своей природе предрасположен к добру. Критерием для оценки личности Р. ставил не только принцип «хорошего происхождения», но и принцип образованности, полагая, что гуманистич. идеалы индивидуального и социального бытия могут передаваться из поколения в поколение через соответствующим образом организованную систему воспитания. Ведущее место в образоват. программе Р. отводил изучению древних и новых языков, открывавшему путь к постижению произведений антич. авторов, к науч. анализу библейских текстов. Не отрицая традиц. «свободных искусств» средневековья, Р. отдавал предпочтение естеств.науч. познанию природы и человека, а также занятиям историей, изобразит, иск-вом, лит-рой. Р. был сторонником наглядных методов обучения, органич. сочетания умственных занятий с физич. упражнениями и активной деятельностью, включающей практич. освоение разл. ремесел, постоянного чередования учебы и отдыха. Полагая, что знание само по себе этически нейтрально, Р. ставил задачу соединения образования и нравств. воспитания. Эта идея получила воплощение в описании Телемской общины, где можно обнаружить черты воспи-тат. учреждения, в к-ром совершенствуются добрые начала человеческой природы. Идеи Р. оказали влияние на пед. мысль представителей позднего Возрождения и Просвещения (М. Монтень, Дж. Локк, Ф. Фенелон и др.).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия