ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ
раздел психологии, занимающийся исследованиями, связанными с вопросами выяснения сущности профессии, с определением способностей и профпригодное™ работника. В качестве вспомогательных наук или методов психологии профессий служат физиология, психология, психотехника, учение о профессии как обобщение всех представлений о ней, возникающих при постижении ее сущности.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ
отрасль прикладной психологии, изучающая закономерности формирования профессиональных намерений, выбора профессии, овладение ею, становление специалиста, а также профессиональных деструкций личности.
П.п. изучает профессиональное становление личности. В центре ее исследования – профессиональное развитие личности и профессиональное самоопределение. Личность при этом рассматривается как субъект профессионального становления.
Важное значение придается профессиональному поведению специалиста в различных социокультурных и социоэкономических условиях. Исследуются индивидуальные предпосылки и условия овладения конкретной профессией, а также ее влияние на структуру личности. Главное внимание обращается на профессиональные достижения, обусловленные когнитивными, мотивационными и психомоторными признаками личности. Анализируются отношения между человеком и его профессией, а также между профессиональной ролью и структурой мира профессий; изучается социальное восприятие различных профессиональных ролей.
П.п. пристально изучает значение профессиональной деятельности для современного человека, исследует траекторию индивидуального профессионального становления личности, развитие профессиональных экспектаций в детстве, детерминанты профессиональной зрелости, профессиональные ценности и мотивы труда, удовлетворенность профессиональным трудом, а также влияние профессии на биографию индивидуального человека.
Важными аспектами П.п. являются анализ профессиональной деятельности, установление типичных профессиональных задач, ситуаций, трудностей, выяснение профессиональных требований.
Основные задачи П.п.:
1) обоснование методологии П.п., включающей концепцию профессионального становления личности, ведущие понятия и принципы исследования;
2) разработка исследовательских методик, адекватных предмету П.п. и проектирование собственных методов;
3) психологический анализ, классификация и характеристика профессий; разработка принципов и методики проектирования профессий;
4) исследование психологических закономерностей и механизмов профессионального становления личности; определение факторов, детерминирующих динамику этого процесса; психологический анализ кризисов профессионального становления;
5) изучение профессиональных деструкций специалиста: стагнации и деформаций личности, снижения профессиональной работоспособности;
6) разработка психодиагностических средств мониторинга профессионального становления личности и аттестации специалистов;
7) психологическое обеспечение профессионального становления личности: поддержка, стимулирование и помощь в течение всей профессиональной жизни человека;профконсультирование, личностно развивающие технологии профессионального образования, аттестация, психотехнологии профессионального роста, профессиональная коррекция и реабилитация, психологическая подготовка к уходу из профессии.
П.п. использует для исследования методы общей, возрастной, педагогической психологии, а также психологии труда.
Специфическими методиками исследования П.п. являются метод составления профессиональной психобиографии, метод критических инцидентов, профессионально ориентированная графология, экспертная оценка профессионализма, ретроспекция профессиональных кризисов, рефлексия профессиональных деформаций и др.
Лит.: Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1997.
Э.Ф. Зеер
П.п. изучает профессиональное становление личности. В центре ее исследования – профессиональное развитие личности и профессиональное самоопределение. Личность при этом рассматривается как субъект профессионального становления.
Важное значение придается профессиональному поведению специалиста в различных социокультурных и социоэкономических условиях. Исследуются индивидуальные предпосылки и условия овладения конкретной профессией, а также ее влияние на структуру личности. Главное внимание обращается на профессиональные достижения, обусловленные когнитивными, мотивационными и психомоторными признаками личности. Анализируются отношения между человеком и его профессией, а также между профессиональной ролью и структурой мира профессий; изучается социальное восприятие различных профессиональных ролей.
П.п. пристально изучает значение профессиональной деятельности для современного человека, исследует траекторию индивидуального профессионального становления личности, развитие профессиональных экспектаций в детстве, детерминанты профессиональной зрелости, профессиональные ценности и мотивы труда, удовлетворенность профессиональным трудом, а также влияние профессии на биографию индивидуального человека.
Важными аспектами П.п. являются анализ профессиональной деятельности, установление типичных профессиональных задач, ситуаций, трудностей, выяснение профессиональных требований.
Основные задачи П.п.:
1) обоснование методологии П.п., включающей концепцию профессионального становления личности, ведущие понятия и принципы исследования;
2) разработка исследовательских методик, адекватных предмету П.п. и проектирование собственных методов;
3) психологический анализ, классификация и характеристика профессий; разработка принципов и методики проектирования профессий;
4) исследование психологических закономерностей и механизмов профессионального становления личности; определение факторов, детерминирующих динамику этого процесса; психологический анализ кризисов профессионального становления;
5) изучение профессиональных деструкций специалиста: стагнации и деформаций личности, снижения профессиональной работоспособности;
6) разработка психодиагностических средств мониторинга профессионального становления личности и аттестации специалистов;
7) психологическое обеспечение профессионального становления личности: поддержка, стимулирование и помощь в течение всей профессиональной жизни человека;профконсультирование, личностно развивающие технологии профессионального образования, аттестация, психотехнологии профессионального роста, профессиональная коррекция и реабилитация, психологическая подготовка к уходу из профессии.
П.п. использует для исследования методы общей, возрастной, педагогической психологии, а также психологии труда.
Специфическими методиками исследования П.п. являются метод составления профессиональной психобиографии, метод критических инцидентов, профессионально ориентированная графология, экспертная оценка профессионализма, ретроспекция профессиональных кризисов, рефлексия профессиональных деформаций и др.
Лит.: Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1997.
Э.Ф. Зеер
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.