ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ
раздел психологии, занимающийся исследованиями, связанными с вопросами выяснения сущности профессии, с определением способностей и профпригодное™ работника. В качестве вспомогательных наук или методов психологии профессий служат физиология, психология, психотехника, учение о профессии как обобщение всех представлений о ней, возникающих при постижении ее сущности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ
отрасль прикладной психологии, изучающая закономерности формирования профессиональных намерений, выбора профессии, овладение ею, становление специалиста, а также профессиональных деструкций личности.
П.п. изучает профессиональное становление личности. В центре ее исследования – профессиональное развитие личности и профессиональное самоопределение. Личность при этом рассматривается как субъект профессионального становления.
Важное значение придается профессиональному поведению специалиста в различных социокультурных и социоэкономических условиях. Исследуются индивидуальные предпосылки и условия овладения конкретной профессией, а также ее влияние на структуру личности. Главное внимание обращается на профессиональные достижения, обусловленные когнитивными, мотивационными и психомоторными признаками личности. Анализируются отношения между человеком и его профессией, а также между профессиональной ролью и структурой мира профессий; изучается социальное восприятие различных профессиональных ролей.
П.п. пристально изучает значение профессиональной деятельности для современного человека, исследует траекторию индивидуального профессионального становления личности, развитие профессиональных экспектаций в детстве, детерминанты профессиональной зрелости, профессиональные ценности и мотивы труда, удовлетворенность профессиональным трудом, а также влияние профессии на биографию индивидуального человека.
Важными аспектами П.п. являются анализ профессиональной деятельности, установление типичных профессиональных задач, ситуаций, трудностей, выяснение профессиональных требований.
Основные задачи П.п.:
1) обоснование методологии П.п., включающей концепцию профессионального становления личности, ведущие понятия и принципы исследования;
2) разработка исследовательских методик, адекватных предмету П.п. и проектирование собственных методов;
3) психологический анализ, классификация и характеристика профессий; разработка принципов и методики проектирования профессий;
4) исследование психологических закономерностей и механизмов профессионального становления личности; определение факторов, детерминирующих динамику этого процесса; психологический анализ кризисов профессионального становления;
5) изучение профессиональных деструкций специалиста: стагнации и деформаций личности, снижения профессиональной работоспособности;
6) разработка психодиагностических средств мониторинга профессионального становления личности и аттестации специалистов;
7) психологическое обеспечение профессионального становления личности: поддержка, стимулирование и помощь в течение всей профессиональной жизни человека;профконсультирование, личностно развивающие технологии профессионального образования, аттестация, психотехнологии профессионального роста, профессиональная коррекция и реабилитация, психологическая подготовка к уходу из профессии.
П.п. использует для исследования методы общей, возрастной, педагогической психологии, а также психологии труда.
Специфическими методиками исследования П.п. являются метод составления профессиональной психобиографии, метод критических инцидентов, профессионально ориентированная графология, экспертная оценка профессионализма, ретроспекция профессиональных кризисов, рефлексия профессиональных деформаций и др.
Лит.: Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1997.
Э.Ф. Зеер

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
76.54 кб

Профессия «Спортивный психолог» 1

Веракса Александр Николаевич
В статье обобщены основные представления о работе спортивного психолога. Описаны принципы работы спортивного психолога, задачи, с выполнением которых он сталкивается, а также методы решения проблем.
Читать PDF
357.53 кб

Становление и профессионализм психолога

Никитина Наталья Борисовна
В статье представлены результаты тестирования психологов, студентов психологического факультета и людей, обращающихся на консультацию к психологам. Тестируемые дают определение понятию «психолог-профессионал».
Читать PDF
95.02 кб

Профессиональная ментальность психолога

Поспелова И. Ю.
Читать PDF
1.04 мб

Профессиональный рост педагога-психолога

Мельникова Светлана Алексеевна
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года акцентируется внимание на решении проблемы совершенствования кадрового состава педагогического корпуса, а также вопросах подготовки, переподготовки и повы
Читать PDF
271.85 кб

Рекламист: психологические риски профессии

Кшенина Наталья Николаевна
Ставится проблема медиабезопасности рекламистов. Специфическо-прагматический характер рекламной информации одинаково негативно влияет как на объект, так и на субъект рекламной коммуникации.
Читать PDF
200.16 кб

Выбор профессии как психологический феномен

Ретунская Татьяна Николаевна
В статье представлены результаты исследования, посвященного актуальной проблеме выбора профессии и механизмам, лежащим в основе формирования мотивации выбора профессии.
Читать PDF
318.84 кб

Профессиональный образ студентов-психологов

Страбахина Т. Н., Крёкшина Е. В.
Профессиональный образ является психической структурой, регулирующей становление специалиста.
Читать PDF
176.41 кб

Профессионально-значимые качества психолога

Жигулин А.А.
В статье представлены профессионально-значимые качества психолога, включающая понятие, психологические подходы, особенности, функции.
Читать PDF
330.85 кб

Профессиональные психологи — будущему России

Зинченко Ю. П.
Читать PDF
267.45 кб

Профессиональный имидж психолога-консультанта

Елисеева О.О.
В статье предложена модель имиджа психолога как фактора доверия клиента. Актуальность проблемы обусловлена фундаментальной значимостью данного фактора.
Читать PDF
233.03 кб

Психологические типы и способности к профессии

Прокофьева Т.Н.
Каждый встречал в жизни людей, которые достигли в чем-то немалых успехов, причем удалось им это без видимых усилий, как бы играючи. Это не значит, что они не прикладывали труда. Прикладывали и прикладывают. И не мало.
Читать PDF
296.80 кб

Профессиональная деформация личности психолога

Баженова А. Н.
В статье представлен теоретический анализ проблемы профессиональной деформации личности психолога как фактора, определяющего особенности его поведения, общения и самоотношения.
Читать PDF
1.02 мб

Личностные особенности психолога профессионала

Никитина Наталья Борисовна
В статье раскрывается понятие «личность психолога», раскрыты механизмы формирования личности профессионала. Показана роль эмоций в личностном становлении психолога. Влияние эмоций на развитие личности и деятельности.
Читать PDF
205.78 кб

Профессиональные особенности личности психолога

Сорокун Прокопий Афанасьевич
Читать PDF
303.61 кб

Профессиональная культура психолога образования

Исаева Н. И.
Isaeva N.I. Professional Culture of Educational Psychologists. The article gives grounds to the correlation of the concepts «culture», «professional culture» and «professional psychological culture».

Похожие термины: