ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
область прикладной психологии, изучающая особенности психической деятельности человека как субъекта учебной деятельности, динамику обучаемости в различные возрастные периоды, обусловленную особенностями памяти, внимания, мыслительных процессов.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
психологическая наука (отрасль психологии), предметом которой является очень широкий круг явлений и проблем развития человека. Строго говоря, все психологические науки имеют те или иные выходы на область образования, понимаемую в широком смысле (от семейного и общественного дошкольного воспитания, образования до подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации в сфере производства, науки, государственного управления; от художественного образования и воспитания до подготовки горняков, металлургов, пилотов и т.д.). Здесь мы ограничимся некоторыми штрихами, относящимися к наиболее общим психологическим основам подготовки профессионалов).
Основные проблемы П.о. – закономерности познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воссоздающего и творческого воображения) в учебной деятельности, формирования умений (не только исполнительно-двигательных, но и познавательных) и обслуживающих их знаний, вопросы руководства развитием личности (побуждений, характера, способностей), в частности учащегося как будущего профессионала. Важное место занимают в П.о. вопросы личности, деятельности и формирования профессионального мастерства педагога, в частности инженера-педагога.
Лит.: Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. – М., 1994; Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. – Свердловск, 1988; Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986; Психологические проблемы профессионально-технического образования / Под ред С.Я. Батышева. – Ереван, 1977; Психология подготовки специалистов для современного производства / Под ред. А.И. Подольского. – М., 1991; Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. – М., 1985; Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995; Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хихловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. – М., 1987.
Е.А. Климов
Основные проблемы П.о. – закономерности познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воссоздающего и творческого воображения) в учебной деятельности, формирования умений (не только исполнительно-двигательных, но и познавательных) и обслуживающих их знаний, вопросы руководства развитием личности (побуждений, характера, способностей), в частности учащегося как будущего профессионала. Важное место занимают в П.о. вопросы личности, деятельности и формирования профессионального мастерства педагога, в частности инженера-педагога.
Лит.: Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. – М., 1994; Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. – Свердловск, 1988; Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986; Психологические проблемы профессионально-технического образования / Под ред С.Я. Батышева. – Ереван, 1977; Психология подготовки специалистов для современного производства / Под ред. А.И. Подольского. – М., 1991; Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. – М., 1985; Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995; Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хихловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. – М., 1987.
Е.А. Климов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
научная дисциплина, изучающая психологические закономерности и механизмы воспитания и обучения личности в системе образования. Образовательная система отражает определенное понимание сущности человека, для воспроизводства которого она, собственно, и создается. Это понимание является отражением объективных условий, имеющих место в обществе на конкретном историческом отрезке времени. В системе образования, прежде всего, отражается характер труда, задающего способ жизнедеятельности человека. Следовательно, любая образовательная система начинается с целей воспитания определенного типа личности, соответствующего требованиям эпохи. Именно они задают способ обучения, выступающий в качестве основного средства их реализации. В способе обучения фиксировано единство содержания знаний, необходимых личности, и метода их преподнесения. Непонимание органической связи между содержанием и методами обучения, попытки задавать новые знания, не меняя форму обучения, либо вводить новые методы без изменения содержания приводят к деформации образовательной системы, потере ее целевых ориентиров. Способ обучения определяет характер профессиональной деятельности педагога, методы его подготовки. Очевидно, что коренное изменение способа обучения, обусловленное изменением целей образования, задает принципиально иные требования к педагогической профессии, к типу личности педагога. Основными квалификационными характеристиками такого учителя являются: способность выстраивания учебного предмета в виде учебных задач, несущих понятийное содержание; знание психологических закономерностей и механизмов построения учебной деятельности как формы развития личности ребенка; владение системой педагогических методов, позволяющих решать учебные задачи в ситуации совместной коллективной деятельности. В связи с этим важнейшими профессиональными характеристиками оказываются такие качества личности, как способность и потребность в рефлексии собственной деятельности, способность к сопереживанию, чувство юмора (умение разрешать противоречия ненасильственным способом!). Именно эти качества и ряд других обеспечивают диалогическую, а не монологическую позицию в отношениях с детьми (Дусавицкий А. К. Развивающее образование. Основные принципы // Центр психологии и методики развивающего обучения. – Х., 1996. – С. 8–11, 13–14). М. В. Удовенко
Источник: Глоссарий современного образования.