ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Психофизиология
область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом [1, c. 40; 49, c. 65].

Источник: Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования

Психофизиология
область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом - рассматривает соотношение мозга и психики.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
(от греч. psychē – душа + psysis – природа + ...логия). Наука о физиологических основах психики. Изучает физиологические и нейрофизиологические механизмы психических процессов. Одна из базовых для лингводидактики дисциплин.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
междисциплинарная область, возникшая на стыке психологии и нейрофизиологии, в которой рассматривается психика в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом на основе точных и объективных физиологических методов от вживления в мозг электродов до использования специальных приборов, регистрирующих физиологические проявления органов чувств, организацию движений, работу памяти, механизмы обучения и речи, психофизиологические проявления эмоций и сна, различного рода функциональных состояний и пр.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Психофизиология
[психология + гр. physis – природа + logos – учение] – область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом. Главной задачей П. является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Успехи современной П. связаны с тем, что наряду с традиционными методами (регистрация сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализ последствий повреждения и стимуляции мозга) в исследовательской практике получили широкое распространение электрофизиологические методы (электроэнцефалография и др.), а также математические способы обработки экспериментальных данных. Особое направление П. представляет дифференциальная П., изучающая физиологические основы индивидуально-психологических различий.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
наука о физиологических основах психики. Термин "П." предложен ок. 1830 французским философом Н. Массиасом. Задачей П. является изучение физиологических и нейрофизиологических механизмов психических процессов. В П. используются методы регистрации сенсомоторных и вегетативных реакций, а также методы прямой регистрации активности мозговых структур при разных функциональных состояниях и видах психической деятельности. К их числу относятся электрофизиологические методики (электроэнцефалограмма и вызванные потенциалы), компьютерная позитронно-эмиссионная томография, ядерно-магнитный резонанс. Использование различных способов математической обработки данных дает возможность охарактеризовать степень и характер участия отдельных нервных центров и особенности их взаимодействия в процессе реализации психических функций. Выделяют П. функциональных состояний, когнитивной и аффективной деятельности (восприятия, внимания, памяти, обучения, мотиваций и эмоций), П. движения. Самостоятельными направлениями в П. являются дифференциальная П. и возрастная П. Дифференциальная П. изучает физиологические основы индивидуальных различий. На исследованиях в этой области базируется диагностика интеллектуальных способностей, темперамента и других свойств личности. Возрастная П. изучает развитие в онтогенезе системных мозговых механизмов психической деятельности и систем ее вегетативного обеспечения. Ее задача - выявление закономерностей развития мозга и функциональных систем, обеспечивающих контакты с внешней средой, накопление индивидуального опыта, организацию адаптивного поведения, последовательность и особенности формирования психических процессов. Выбор средств и методов воспитания и обучения на основе знаний возрастной П., приведение их в соответствие с особенностями физиологических механизмов, лежащих в основе психических функций на разных этапах онтогенеза, является необходимым условием оптимального развития ребенка.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
область психологии, изучающая нервные механизмы психич. деятельности. Занимает пограничное положение между нейрофизиологией и общей психологией.
Термин «П.» был предложен ок. 1830 франц. философом Н. Массиасом; первоначально использовался наряду с понятием «физиол. психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиол. методы (И. Мюллер, Э. Г. Вебер, Г. Т. Фехнер, Г. Гельмгольц и др.). Гл. задачей П. является причинное объяснение психич. явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиол. механизмов. В совр. П. наряду с традиционными методами (регистрация сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализ последствий повреждения и искусственной стимуляции мозга) в исследоват. практике распространены электрофизиол. методы (электроэнцефалография и др.), а также ма-тем. способы обработки эксперим. данных.
В рамках П. выделяются отд. направления: П. органов чувств, П. организации движений, П. памяти и обучения, П. речи, П. мотивации и эмоций и др. Особое направление представляет дифференциальная П., изучающая физиол. основы индивидуально-психол. различий. Исследования в этой области способствуют развитию психодиагностики интеллектуальных способностей, темперамента и др. Достижения П. используются в клинич. практике, в построении кибернетич. моделей психич. процессов, а также в прикладных областях психологии (психогигиене, эргономике, психологии спорта и др.).
Лит.: НебылицынВ. Д., Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии, ВП, 1971, № 6; с г. о ж е, Психофизиол. исследования индивидуальных различий, М., 1976; Бехтерева Н. П., Нейрофизиол. аспекты психич. деятельности человека, Л.; Гуревич К. М., Проблема социального и биологич. в дифференциальной психофизиологии, в кн.: Соотношение биологич. и социального в человеке, под ред. В. М. Банщи-кова, Б. Ф. Ломова, М., 1975; ЛурияА. Р., К проблеме психол. ориентированной физиологии, в кн.: Проблемы нейропсихологии. Психофизиол. исследования, под ред. Е. Д. Хом-ской и А. Р. Лурии, М., 1977; А. Р. Лурия и совр. психофизиология, в кн.: А. Р. Лурия и совр. психология, под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник, [М.], 1982, разд. III.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
103.02 кб

Психофизиология принятия решения и успешность обучения старшеклассников: сравнительная характеристик

Мазур Елена Николаевна, Валькова Н. Ю.
Для школьников одним из важных составляющих успешного обучения является умение проанализировать ситуацию, оценить ее и принять адекватное решение.
Читать PDF
353.38 кб

Психофизиология образовательного процесса

Полонский В.
Читать PDF
331.36 кб

Этапы коррекционно-развивающей работы с учащимися, депривированными по слуху, с учётом психофизиолог

Белова О. А.
В статье приводится анализ работы со слабослышащими и глухими учащимися школы-интерната, приводятся принципы коррекционно-развивающей работы, которые основываются на психофизиологических особенностях развития детей и подростков с
Читать PDF
276.42 кб

Роль лаборатории прикладной психофизиологии в системе мониторинга и обеспечения здоровья субъектов о

Редько Людмила Леонидовна, Тинькова Елена Львовна
Regional laboratory of applied psychophysiology realizes a lot of different research ways.
Читать PDF
196.08 кб

Кафедра психофизиологии

Зинченко В. П., Чернышев Б. В.
Читать PDF
195.28 кб

Некоторые особенности психофизиологии письма детей разных типов школ

Волковинская Н. А.
Читать PDF
120.41 кб

Психофизиологическая лаборатория путь к новым успехам

Горфункель А. М.
Читать PDF
274.13 кб

Социализация детей, депривированных по слуху, и их индивидуальные психофизиологические особенности

Алексанян О. В., Ендолов В. В.
Читать PDF
507.90 кб

Комплексное применение оздоровительных методик пилатеса и бодифлекса для повышения психофизиологичес

Козина Жаннета Леонидовна, Ильницкая Анна Сергеевна, Пащенко Наталья Александровна, Коваль Марина Валентиновна
Цель: определение влияния комплексного применения методик бодифлекса и пилатеса с использованием информационно-коммуникационных технологий на уровень психофизиологических возможностей студентов.
Читать PDF
284.76 кб

Антропологический подход к проблеме одарённости детей: психолого-педагогический и психофизиологическ

Катилевская Юлия Александровна, Тинькова Елена Львовна
Одарённые дети имеют целый ряд характеристик, отличающих их от других детей.
Читать PDF
227.91 кб

Психофизиологическая характеристика принятия решения студентами гуманитарной направленности

Цихончик Надежда Васильевна, Данилова Раиса Игнатьевна
Проведено исследование характеристик принятия решения студентами социальных и педагогических направлений подготовки в свободной, вероятностной и детерминированной средах с использованием компьютерного комплекса для психофизиологич
Читать PDF
384.78 кб

Сущность, педагогическое и психофизиологическое обоснование структуры урока физической культуры

Завьялов Л. К.
Читать PDF
1.02 мб

Психофизиологическая и биоритмологическая диагностика умственной работоспособности студентов

Некипелов Михаил Иннокентьевич
В период с 1970 по 2001 год проведено психофизиологическое исследование студентов 4-х вузов Иркутска.
Читать PDF
0.00 байт

Психофизиологическая и физическая оценка здоровья студентов-инженеров

Корепанова А.А., Оплетин А.А., Кораблева О.В.
Социально-экономические преобразования российского общества обозначили острые проблемы в системе обучения и воспитания подрастающего поколения.
Читать PDF
0.00 байт

Психофизиологическая адаптация студентов первого курса к обучению в вузе (на примере Тихоокеанского

Розова Вероника Валерьевна
Цель настоящей статьи – изучение психофизиологической адаптации студентов первого курса к обучению в вузе на примере Тихоокеанского государственного медицинского университета.

Похожие термины:

  • Психофизиологическая совместимость

    оптимальное соответствие физических и психических особенностей членов воинского коллектива, определяющее эффективность его деятельности.
  • ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

    термин, характеризующий состояние организма человека, достигшего взрослого возраста, имея в виду его полное развитие; окончательная сформированность биологических предпосылок социальной зрело
  • ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

    исследуют следующие характеристики трудовых навыков: — биотоки мышц и головного мозга электромиографией и электроэнцефалографией; — изменение вегетативных функций – уровнем кожногальваничес
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

    естественные морфофункциональные структуры организма, несущие основную нагрузку при освоении профессии и в процессе профессионального труда; функции, с которыми связана успешность освоения про
  • Психофизиологическое благополучие

    полноценная способность человека к повседневной (психической и физиологической) деятельности и умение адекватно реагировать на различные психофизиологические нагрузки (см. Психофизиология).
  • Дифференцированное обучение детей с отклонениями в психофизиологическом развитии

    организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефекта.