Психическое состояниеПСИХОАНАЛИТИЧЕСКА ПЕДАГОГИКА

ПСИХОАНАЛИЗ

Найдено 6 определений термина ПСИХОАНАЛИЗ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Психоанализ

совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление в психологии, основоположником которого является 3. Фрейд.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Психоанализ

отгреч. psyche - душа и analysis - разложение, расчленение, исследование) - 1) теоретическое направление в психологии, восходящее к идеям З. Фрейда (см. Фрейдизм; Неофрейдизм; Аналитическая психология; Индивидуальная психология и др.); 2) особая методология исследования психики; 3) психотерапевтический метод исследования З. Фрейда.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по педагогической психологии

ПСИХОАНАЛИЗ

от греч. psyche — душа и analysis — разложение, расчленение) — 1) метод лечения неврозов, состоящий в изучении заболевания, окружающей больного среды, в обсуждении с больным сложившихся у него отношений с внешним миром с целью выявления источника невротического состояния, по возможности его устранения, исправления неправильных установок больного по отношению к окружающему; 2) психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Начало психоанализу положил австрийский психиатр Зигмунд Фрейд в кон. 19 — нач. 20 в. (см. также Фрейдизм).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

Психоанализ

от гр. психе - душа + анализис - расчленение) - "1) совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей действий и переживаний человека, обусловленных неосознаваемыми (безотчетными на момент их возникновения) мотивами. 2) Направление, созданное в 1890-х годах австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом, с целью лечения неврозов и разрабатывающееся далее им самим, его учениками и последователями. 3) Психологические теории общего психического развития, сформулированные Фрейдом, его учениками и последователями параллельно с открытием и разработкой психоаналитического лечения.83 Основное отличие психоанализа времен Фрейда от современного психоанализа состоит в том, что З.Фрейд искал "физическую", внешнюю, причинно-следственную связь между событиями биографии анализируемого и проявлением болезненных симптомов, в то время как целью современного анализа служит понимание смысла того или иного симптома, причем смысл обретается в процессе его поиска, а не задан заранее. Современный анализ родственен герменевтике и деконструкции текста. "Герменевтика - это искусство понимания как постижения смыслов и значения знаков; теория и общие правила интерпретации текстов"84 Материал, возникающий в процессе психоанализа (речь анализируемого, рожденная цепью ассоциаций) толкуется как знаковая последовательность, как текст, знаки которого образуют единство по определенным правилам. Деконструкция - выявление структур текста, их расслоение, разборка, "разложение с целью дальнейшей реконструкции, рекомпозиции ради постижения того, как была сконструирована целостность"."Разрушая привычные ожидания, дестабилизируя и изменяя статус традиционных ценностей, деконструкция выявляет теоретические понятия и артефакты, уже существующие в скрытом виде. Основные объекты деконструкции - знак, письмо, речь, текст, контекст, чтение, метафора, бессознательное и др"."При конструктивном типе чтения текста интерпретация символов предполагает детерминизм [обусловленность], каузальность [причинно-следственную зависимость] развития событий. [Так "прочитывал" бессознательное З.Фрейд]. При новом прочтении бессознательного, прочтении как деконструкции, "причины и следствия разрываются, язык не полагается следствием мыслительного содержания, он обладает определенной долей самостоятельности"."Речь идет не о локальных открытиях, но об изобретении нового мира, новой среды обитания, новых желаний на фоне усталости и исчерпанности уже не работающих деконструируемых структур". Отечественный культуролог И.Ильин утверждает, что смысл деконструкции как "специфической методологии исследования текста" заключается в выявлении "внутренней противоречивости" текста, "в обнаружении в нем скрытых и незамеченных "остаточных смыслов", доставшихся в наследие от речевых практик прошлого, закрепленных в языке в форме неосознаваемых мыслительных стереотипов, которые в свою очередь столь же бессознательно и независимо от автора текста трансформируются под воздействием языковых клише его эпохи. Все это и приводит к возникновению в тексте так называемых "неразрешимостей", т.е. внутренних логических тупиков, как бы изначально присущих природе языкового текста, когда автор думает, что отстаивает одно, а на деле получается нечто совсем другое. Выявить эти "неразрешимости", сделать их предметом тщательного исследования и является задачей деконструктивистского критика". Примером техники деконструкции может послужить предложенный французским лингвистом Жаком Дерридой "анализ традиционных бинарных оппозиций, в которых левосторонний термин претендует на привилегированное положение, отрицая притязание на такое же положение со стороны правостороннего термина, от которого он зависит. Цель анализа здесь состоит не в том, чтобы поменять местами ценности бинарной оппозиции, а скорее в том, чтобы нарушить или уничтожить их противостояние, релятивизировав [показав относительность] их отношения".87 Например, студентка может сказать преподавателю, что она не могла достаточно подготовиться к экзамену, потому что у нее есть маленький ребенок. Студентка выстраивает оппозицию: маленький ребенок - слабая подготовка к экзамену. Построение такой структуры несет защитную функцию, студентка скрывает от самой себя неспособность организовать подготовку к экзамену, поддерживая при этом образ заботливой мамы. Кроме того, налицо "вызов" преподавателю, который, как кажется студентке, принижает безусловную ценность ухоженного и необойденного вниманием матери ребенка, тем, что подчеркивает необходимость добросовестной подготовки к экзамену. Деконструкция в данном случае заключалась бы в донесении до сознания студентки, что причинно-следственная зависимость между наличием ребенка и плохой подготовкой к экзамену существует лишь в ее воображении и носит функцию психологической защиты.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по педагогической антропологии

ПСИХОАНАЛИЗ

1. метод психотерапии, предложенный З. Фрейдом и основанный на выявлении скрытых бессознательных процессов; 2. психологическое учение, базирующееся на концепции Фрейда и представляющее собой совокупность идей и гипотез о строении и механизмах функционирования человеческой психики. Концепция П. основывается на постулате, согласно которому аффективные переживания отражают внутрипсихические конфликты между инстинктивными побуждениями человека и социальными (нравственными и этическими) нормами. Разрешение конфликтов осуществляется путем вытеснения представлений об этих побуждениях из сознания в сферу бессознательного, сами же побуждения продолжают воздействовать на поведение человека, лишь иногда заявляя о себе в завуалированной форме (в виде сновидений, ассоциаций и пр.). Человек, т.о., не знает истинных мотивов своего поведения. Распространение П. в Европе началось в 1900-х гг. В 1908 кружок единомышленников Фрейда перерос в Венское психоаналитическое общество. В том же году состоялся 1-й Международный психоаналитический конгресс. С 1913 издается "Международный психоаналитический журнал". В 1920 был открыт Психоаналитический институт в Берлине, начавший подготовку врачей-аналитиков. Начиная с 20-х гг. П. стал оказывать влияние на развитие педагогической мысли в западных странах; появились работы, авторы которых стремились показать значение П. в воспитании (концепция "образования как психотерапии"). В 20-х гг. начал издаваться "Журнал психоаналитической педагогики" (ныне "Психоаналитическая педагогика"). Психоаналитики выдвинули принцип "воспитания воспитателей" до самопознания, необходимого для оказания благоприятного влияния на детей. Некоторые из них (например, австрийские психоаналитики О. Ранк, Г. Закс) считали, что П. должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве "позитивной воспитательной системы". Немецкий психоаналитик Г. Грин, поставивший вопрос о необходимости использования П. в школе, считал гл. целью воспитания выявление природы глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка. Среди требований, предъявляемых к воспитанию, в П. особо выделяются следующие: как можно меньше мешать ребенку в его психосексуальном развитии и не вести борьбу против всего естественного; не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере. Подчеркивается необходимость уделять ребенку достаточное (но не чрезмерное) внимание, исходить в воспитательной работе из особенностей психики и конституции ребенка, устанавливать доверительные отношения между воспитателем и ребенком. В современном П. акцентируется роль межличностных отношений и социокультурных факторов в процессе становления личности. П. признает врожденность влечений; в его рамках конкретные мотивации человека являются не простым проявлением инстинктов, но результатом преобразования этих влечений, зависящих, в свою очередь, от реакций других на запросы ребенка. П. привлек внимание западных педагогов тем, что он обратился к изучению глубинных механизмов формирования и функционирования психики детей, к раскрытию внутреннего мира ребенка со всеми его эмоциональными переживаниями и психическими коллизиями. П. свойственно заострение внимания на важнейших проблемах воспитания. П. дал основание для критики не постановкой вопросов, а программой их решения, односторонней ориентацией на сексуальную детерминацию психического развития ребенка и абсолютизацию отдельных моментов воспитания. В России П. стал распространяться преимущественно в медицинских кругах. Были переведены на русский язык труды Фрейда и его последователей. В 1909 ученик Фрейда М.В. Вульф осн. в Одессе психоаналитическое общество. Подобные общества создавались в Москве, Петербурге, Казани и других городах. В их работе в разное время принимали участие П.П. Блонский, А.Б. Залкинд, А.Р. Лурия, С.Т. Шацкий и др. В 1910-14 выходил журнал "Психотерапия", публиковавший статьи психоаналитической ориентации. На подмосковной станции Крюково был открыт санаторий, использовавший психоаналитические методы коррекции нервно-психических расстройств. В 1921 осн. Русское психоаналитическое общество и Психоаналитический институт, при котором был открыт экспериментальный детский сад, использовавший в воспитании прикладные аспекты П. Издавалась "Психологическая и психоаналитическая библиотека", в которой публиковались переводы книг Фрейда и труды русских психоаналитиков. В начале 30-х гг. отношение к П. изменилось. Выход психоаналитических изданий был прекращен, все учреждения закрыты. Книги психоаналитической ориентации были изъяты из библиотек. Лишь в конце 80-х гг. осуществлены новые издания работ Фрейда. В С.-Петербурге создан Психоаналитический институт. Воссоздано Рос. психоаналитическое общество, которое с 1992 издает журнал "Российский психоаналитический вестник".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ПСИХОАНАЛИЗ

1) метод психотерапии, предложенный 3. Фрейдом и основанный на выявлении скрытых бессознательных процессов; 2) психол. учение, базирующееся на концепции 3. Фрейда и представляющее собой совокупность идей и гипотез о строении и механизмах функционирования человеческой психики. В этом двойственном значении П. следует отличать от фрейдизма — специфич. мировоззрения, претендующего на объяснение филос., социология, пед. и др. науч. проблем с помощью положений П. Концепция П. основывается на постулате, согласно к-рому аффективные переживания отражают внутрипсихич. конфликты между инстинктивными побуждениями человека и социальными (нравственными и этическими) нормами. Разрешение конфликтов осуществляется путем вытеснения представлений об этих побуждениях из сознания в сферу бессознательного, сами же побуждения продолжают воздействовать на поведение человека, лишь иногда заявляя о себе в завуалированной форме (в виде сновидений, ассоциаций, ошибочных действий и т. п.). Человек, т. о., не знает истинных мотивов своего поведения. Разрешение внутр. конфликтов, обусловленных противоречивыми установками «принципа удовольствия» и «принципа реальности», носит лишь временный характер; это оборачивается психол. дискомфортом и ведет к возникновению неврозов. Как метод психотерапии П. призван осуществить перевод вытесненного материала в сознание человека и тем самым оказать помощь в разрешении внутр. конфликтов путем сознат. овладения желаниями и их сублимации (переключения на иные, приемлемые цели). При этом исходной установкой П. является сведение невро-тич. симптомов к переживаниям детства, связанным с бессознательными сексуальными влечениями (либидо). Инфантильная сексуальность рассматривается как потенциальный источник конфликтов, возникающих в силу подавления запретных желаний. Фрейд считал, что только переживания детства дают ключ к объяснению последующих психич. травм. В этой связи психоаналитич. лечение рассматривалось Фрейдом и его последователями как «довоспитание», продолжение воспитания с целью устранения остатков детства.

Согласно П., в обществе перед человеком под напором сильных инстинктов, требующих реализации, открываются три возможности. Если его внутр. побуждения получат беспрепятственный выход, то он превратится в преступника, если они будут вытеснены, то он станет невротиком, и, наконец, если они будут сублимированы в социально полезную деятельность, он сможет без трений жить в обществе. Для устранения первых двух возможностей П. предлагает терапевтич. меры двоякого рода: во-первых, каким-то образом заставить общество понизить предъявляемые к индивиду требования и тем самым ослабить процесс вытеснения, во-вторых, усилить власть человеческого сознания в борьбе с инстинктами и посредством рационального контроля увеличить способность к сублимации. Единств, решение психол. конфликтов П. видит в отыскании способов оптимальной адаптации индивида к социальным условиям.

Распространение П. в Европе началось в 1900-х гг. В 1908 кружок единомышленников Фрейда перерос. в Венское психоаналитич. об-во. В том же году в Зальцбурге состоялся 1-й Междунар. психоаналитич. конгресс, положивший начало серии ежегодных конгрессов, проводящихся вплоть до наст. времени; создана Междунар. психоаналитич. ассоциация. С 1913 издается «Международный психоаналитический журнал» («Internationale Zeitschrift fur Psychoanalyse»). B 1920 был открыт Психоаналитич. ин-т в Берлине, начавший выпускать проф. врачей-аналитиков. С приходом к власти фашизма П. подвергся запрету в Германии и Австрии и началось его бурное развитие в Великобритании и особенно в США, куда эмигрировало большинство психоаналитиков. На США, где организовано св. 20 уч. и исследоват. ин-тов П., приходится ок. 3/4 всей публикуемой лит-ры по П.

До 1-й мировой войны П. не выходил за рамки конкретной психопатологич. и психотерапевтам, концепции. Постепенно сторонники П. перестали видеть грань между клинич. фактами и содержанием нормальной психики. Это повлекло произвольное перенесение объяснительных принципов П. на мн. стороны человеческой жизнедеятельности и внедрение его положений в философию, социологию, педагогику и т. д.

Начиная с 20-х гг. П. стал оказывать влияние на развитие пед. мысли в зап. странах; появились работы, авторы к-рых стремились показать значение П. в воспитании детей, родителей, учителей (концепция «образования как психотерапии»). В 20-х гг. начал издаваться «Журнал психоаналитической педагогики» (ныне «Психоаналитическая педагогика» — «Psychoanalytische Padagogik»). Психоаналитики выдвинули принцип «воспитания воспитателей» до самопознания, необходимого для оказания благоприятного влияния на детей. Нек-рые из них (напр., австр. психоаналитики О. Ранк, Г. Закс) считали, что П. должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве «позитивной воспитательной системы». Для нем. психолога и педагога Г. Грина, поставившего вопрос. о необходимости использования П. в школе, гл. цель воспитания заключается в том, чтобы выявить природу глубинных бессознат. мотивов поведения ребенка, вскрыть его эгоистич. побуждения и направить их в русло альтруистич. самовыражения, т.е. осуществить сублимацию влечений путем переноса интереса ребенка на др. объекты без изменения побудит, мотива. В этом случае одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребенка от фантазий, в к-рых преобладает принцип эгоистич. удовольствия, и подключении его к социокультурным ценностям и нормам жизни. По мнению австр. психоаналитика М. Клейн, воспитание, основывающееся на психоаналитич. знании, способствует снятию психич. перегрузок, возникающих в дет. организме в результате навязывания родителями своего авторитета и власти. Отстаивая мысль о необходимости введения П. в число воспитат. мер, она считала, что именно ранний анализ (начиная с 3 лет) обеспечивает предупреждение больших душевных потрясений и устранение задержек в психич. развитии ребенка.

Среди требований, предъявляемых к воспитанию, в П. особо выделяются следующие: как можно меньше мешать ребенку в его психосексуальном развитии и не вести борьбу против всего естественного; не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере. Подчеркивается необходимость уделять ребенку достаточное (но не избыточное) внимание, исходить в воспитат. работе из особенностей психики и конституции ребенка, устанавливать доверительные и откровенные эмоциональные отношения между воспитателем и ребенком.

В совр. П. акцентируется роль межличностных отношений и социокультур-ных факторов в процессе становления личности. Совр. П. признает врожденность влечений; в его рамках конкретные мотивации индивида являются не простым проявлением инстинктов, но результатом преобразования этих влечений, зависящих, в свою очередь, от реакций других на запросы ребенка.

П. привлек внимание зап. педагогов тем, что он обратился к изучению глубинных механизмов формирования и функционирования психики детей, к раскрытию внутр мира ребенка со всеми его эмоциональными переживаниями и психич. коллизиями II свойственно заострение внимания на животрепещущих проблемах воспитания II дал основания для критики не постановкой вопросов, а программой их решения, односторонней ориентацией на сексуальную детерминацию психич. развития ребенка и абсолютизацию отд. моментов воспитания

В России П, преим в мед кругах, был воспринят с энтузиазмом первая книга Фрейда «Толкование сновидений», содержавшая осн. теоретич. и прикладные положения П, вскоре после ее публикации была издана на рус. яз (1913) За этим последовали многочисл. публикации осн. работ Фрейда, выходившие в России до кон. 1920-х гг. Среди учеников Фрейда и его ближайших последователей А Адлера и К Г Юнга было неск рус. специалистов, чье участие в развитии идей II оказалось весьма плодотворным Так, идеи С H Шпильрейн о существовании деструктивных тенденций в человеческой психике были впоследствии развиты Фрейдом и получили воплощение в его теории влечений В 1909 ученик Фрейда M В Вульф, уволенный из берлинской клиники за приверженность принципам П, основал в Одессе психо-аналитич. об-во Подобные об-ва возникли также в Москве, Петербурге, Казани и др. городах В их работе в разное время принимали участие II П Блонский, А Б Залкинд, А Р Лурия, С Т Шацкий и др. В 1910—14 выходил журн «Психотерапия», публиковавший преим статьи психоаналитич. ориентации На подмосковной станции Крюково был открыт санаторий, получивший известность в результате эффективного использования там психоаналитич. методов коррекции нервно-психич. расстройств, в 1910 там вел приемы член Швейц психоаналитич. об-ва Г Роршах, известный впоследствии как создатель широко используемого психол. теста После 1917 работа в области II успешно продолжалась, отчасти из-за благожелательного отношения к II нек-рых сов гос. и парт деятелей (в частности, Л Троцкого) В 1921 основаны Рус. психоаналитич. об-во, а также Психоаналитич. ин-т, при к-ром был создан эксперим.дет сад, использовавший в воспитании прикладные аспекты II В издававшейся этим об-вом «Психол. и психоаналитич. б-ке» выходили переводы книг Фрейда и его последователей, а также ориг работы рус. психоаналитиков Однако в нач. 30-х гг. расположение офиц кругов к II сменилось критич отношением Выход психоаналитич. изданий был прекращен, все учреждения закрыты В последующие годы в отеч. лит-ре господствовала односторонняя критика П, книги фрейдистской ориентации были изъяты из библиотек В кон. 80-х гг. отношение к II изменилось Осуществлены новые издания работ Фрейда В С -Петербурге создан Психоаналитич. ин-т Воссоздано Рос. психоаналитич. об-во, к-рое с 1992 издает журн «Рос. психоаналитич. вестник»

Источи Фрейд 3, Осн. психол. теории в психоанализе, пер с нем, M -П, 1923 его же, Лекции по введению в психо анализ, [т 1—2], M -П, 1922 Грин Г, Психоанализ в школе, M, 1924, Гут Г с л —м у т Г, Новые пути к познанию дет возраста, пер с нем, Л, 1926, Фрейд А, Введе ние в технику дет психоанализа, пер с нем, Од, 1927, Psychoanalytische Padagogik, Hrsg G Ammon, Hamb, 1973, V i n n a i G, Psychoanalyse der Schule, всб Bruder K -J [u a], Kritik der Padagogischen Psychologie, Rembek, 1976, Hey G, Psychoanalyse des Ler-nens, Dusseldorf, 1978, The course ofhfe psycho-analytic contnbutions toward understandmg perso nahty development, ed by S Greenspan, G Pol lock, v 1—3, Adelphi, 1980—81

Лит Лейбин В М Психоанализ и философия неофрейдизма, M, 1977, Б л о и с к и и II П, Очерки дет сексуальности, в егокн Избр пед.и психол. соч. т 1, М,1979, И л и и Г Л, Проблемы науч. статуса пси хоанализа в кн Бессознательное природа функции, методы исследования, т 4, Тб, 1985, ЭткиндА М, Эрос. невозможного История психоанализа в России, СПБ, 1993, К 11 n e P, Psychology and Freudian theory, L 1984

B M Лейбин

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ПСИХОАНАЛИЗ — 0

Найдено научныех статей по теме ПСИХОАНАЛИЗ — 0

Найдено книг по теме ПСИХОАНАЛИЗ — 0

Найдено презентаций по теме ПСИХОАНАЛИЗ — 0

Найдено рефератов по теме ПСИХОАНАЛИЗ — 0