ПСИХИАТРИЯ ДЕТСКАЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХИАТРИЯ ДЕТСКАЯ
отрасль медицины, занимающаяся изучением, диагностикой, лечением и профилактикой психических расстройств в детском возрасте. Тесно связана со специальной педагогикой, общей, возрастной и медицинской психологией, а также со смежными областями медицины (неврологией и др.). Как самостоятельная научная отрасль оформилась к 30-м гг. 20 в. Понятие "П.д." было предложено в 1899 французским врачом М. Гомесом. Однако до начала 30-х гг. предпочтение отдавалось терминам "дефектология" и "педология". В 1934 швейцарским врачом М. Трамером был осн. "Журнал по детской психиатрии"; им же был организован 1-й Международный конгресс по П.д. (Париж, 1937).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПСИХИАТРИЯ ДЕТСКАЯ
отрасль медицины, занимающаяся изучением, диагностикой, лечением и профилактикой психич. расстройств в дет. возрасте. Тесно связана со спец. педагогикой, общей, возрастной и мед. психологией, а также со смежными областями медицины (неврологией и др.). Как самостоят. науч. и практич. отрасль оформилась к 30-м гг. 20 в.
Длительное время в истории медицины не существовало рационального объяснения природы психич. заболеваний и методов их лечения. Лица, страдающие психич. отклонениями, рассматривались либо как «одержимые дьяволом», либо как «блаженные», «юродивые», т.е. отрешенные от мира и осененные Божественной благодатью. Соответственно
различалось и отношение к ним в разных странах и в разное время. Одержимых подвергали жестоким и, как правило, бесплодным процедурам «изгнания дьявола», часто осуждали на суровые наказания, вплоть до смертной казни. В Зап. Европе во время господства инквизиции были казнены тысячи людей, в т. ч. и дети, многие из к-рых, вероятно, страдали психич. расстройствами. Если преобладал иной подход, психически больных окружали заботой, жертвовали им милостыню, а к их бреду внимательно прислушивались, расценивая его как откровение и пророчество. Однако в любом случае вопрос. о лечении психически больных не ставился и не решался. Учреждения, создававшиеся для их опеки, фактически служили для их изоляции. Единственным отклонением от психич. нормы в дет. возрасте считалось слабоумие, др. проявления психич. расстройств расценивались как недостатки характера или как свидетельства «порочной натуры» ребенка, требовавшие строгих воспитат. мер.
Психиатрия как относительно самостоят. наука возникла в кон. 18 в. У ее истоков стоял франц. врач Ф. Пинель, первым осуществивший радикальный пересмотр репрессивного отношения к психически больным. В России становление психиатрии осуществлялось на протяжении 19 в. В 1898 при Моск. ун-те была создана кафедра психиатрии, к-рую возглавил С. С. Корсаков; после его смерти (1900) во главе кафедры стал В. П. Сербский, к-рого в 1918 сменил П. Б. Ганнушкин.
Понятие «П. д.» было предложено в 1899 франц. врачом М. Гомесом. Однако до нач. 30-х гг. 20 в. этот термин употреблялся редко, предпочтение отдавалось терминам «дефектология» и «педология». В 1934 швейц. врачом М. Трамером был основан «Журнал по детской психиатрии»; им же был организован 1-й Междунар. конгресс по П. д. (Париж, 1937). Постепенно П. д. получила оформление как самостоят. область медицины.
Однако понятие психич. расстройств дет. возраста существовало и раньше. В 1911 в Германии был опубликован первый обзор работ по психич. заболеваниям у детей, насчитывавший 273 источника. Это свидетельствует о том, что к нач. 20 в. в области П. д. был уже накоплен определенный опыт.
В истории становления П. д. условно выделяются следующие этапы. На 1-м этапе (до сер. 19 в.) большинство психиатров считали, что у детей вообще не бывает психич. расстройств, кроме слабоумия. На следующем этапе (сер. 19 в.) наблюдалось постепенное накопление разрозненных данных и указаний на то, что у детей все же бывают самые различные психич. нарушения, а не только слабоумие. На 3-м этапе (60—70-е гг. 19 в.) становится доказанным, что в дет. возрасте могут иметь место разнообразные расстройства, не относящиеся к состояниям слабоумия.
Следующий этап в развитии П. д. связан с именами англ. ученого Г. Модели, автора кн. «Физиология и патология души» (1867, рус. пер. — 1871), и нем. психиатра Г. Эммингхауза, автора кн. «Психич. расстройства в дет. возрасте» (1887) — первого систематизиров. изложения большинства психич. нарушений у детей. Модели показал, что сам по себе возраст может способствовать нек-рым психич. нарушениям. Напр., в подростковом возрасте встречаются такие психич. расстройства, к-рые ни в каком ином возрасте не бывают и проходят по мере взросления. Работа Эммингхауза послужила началом нового подхода в П. д. — синдромелогич. изучения психич. расстройств.
Гл. особенностью П. д. 1-й трети 20 в. явилось не только то, что психиатры выделили и описали разные симптомы и синдромы психич. заболеваний, встречающиеся у детей и подростков, но и то, что они старались выявить взаимосвязь проявлений психич. патологии у детей и подростков. Таким образом был заложен клинико-психопатологич. подход в П. д.
Однако становление П. д. на протяжении долгого времени осуществлялось гл. обр. в русле лечебной педагогики, основы к-рой были заложены Ж. Ита-ром, И. Г. Песталоцци и Ф. Фребелем. Эти исследователи первыми специально занялись изучением психич. нарушений у детей (в осн. умственной отсталости) и компенсации этих нарушений с помощью пед. приемов.
Большинство педагогов и врачей нач. 19 в. рассматривали умственную отсталость как следствие недостатка информации, к-рую ребенок должен получить в первые годы жизни, и стремились восполнить этот дефицит знаний и умений. Активным пропагандистом этой точки зрения выступал Итар, к-рый иллюстрировал ее наблюдениями над судьбой некоего Виктора из Авейрона. В раннем детстве тот был покинут родителями, жил в лесу вдали от человеческого общества, утратил соответствующие навыки и когда был пойман, то не говорил, не умел общаться с людьми и т. д. Прожив около 40 лет (из них вторую половину жизни под наблюдением Итара), Виктор так и не смог наверстать упущенное.
Большинство педагогов и врачей, к-рые заложили основы лечебно-пед. направления в П. д., подчеркивали зависимость развития умственных способностей от социальной среды и в общем оптимистически рассматривали возможность ликвидации подобных расстройств. Именно поэтому в кон. 19 в. во Франции, Германии, Швейцарии стали открываться школы по воспитанию детей с недостатками умственного развития.
Лечебно-пед. направление в П. д. разрабатывала М. Монтессори. Ею совм. с итал. дет. психиатром И. Сайте де Сан-ктисом был создан первый в Европе Дом ребенка для детей с психич. аномалиями.
Родоначальником П. д. в России явился М. И. Мержеевский. На 1-м съезде психиатров (Петербург, 1887) он выступил с программным докладом «О способах и целях воспитания болезненных и отсталых в душевном развитии детей. Средства их обеспечения в будущем». Лечебно-пед. взгляды Мержеевского развил его ученик И. В. Маляревский, организовавший в 1882 «Врачебно-воспитат. заведение».
Работы А. Ф. Лазурского, хотя его деятельность носила в большей степени психол. характер и в меньшей степени врачебный, сыграли Значит. роль в разработке проблем отклонения характера в дет. возрасте и позволили педагогам более продуктивно подбирать методы лечебно-пед. воздействия на психически больных детей. Позже лечебная педагогика, ранее олицетворявшая собой П. д. и занимавшая в ней наиб. удельный вес, выделилась в самостоят. науч. отрасль.
В нач. 20 в. оформилось разделение психиатрии на большую и малую, коснувшееся и П. д. Это деление сохраняется по сей день. Большая психиатрия изучает такие психич. заболевания, при к-рых нарушается сознание, имеются грубые и выраженные психич. расстройства, напр. бред, галлюцинации и др. К таким заболеваниям относятся шизофрения, эпилепсия, олигофрения и нек-рые другие. К области малой психиатрии относятся более легкие, менее выраженные, обратимые психич. нарушения, находящиеся на границе нормы и патологии. Это неврозы, патологич. изменения характера, разл. ситуационно обусловленные личностные реакции и т. п.
Лечение детей, страдающих психич. расстройствами, требует индивидуально подобранных мер, соответствующих характеру и выраженности заболевания; осуществляется в стационаре или амбула-торно. Используются разл. фармацев-тич. препараты, позволяющие смягчить или устранить болезненные симптомы. Значит. роль принадлежит психотерапев-тич. мероприятиям (см. Психотерапия).
Лит.: Сухарева Г. Е., Лекции по психиатрии дет. возраста, т. 1—3, М., 1963—65; Ковалев В. В., Психиатрия дет. возраста, М., 1979; Л и ч к о А. Е., Подростковая психиатрия, Л.; Буянов М. И., Беседы о дет. психиатрии, M. М. И. Буянов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
253.87 кб

Этологические аспекты детской психиатрии

Шевченко Юрий Степанович, Корнеева Василиса Александровна
Обсуждаются три этологических аспекта эволюционной психиатрии: феноменологический; фило-онтогенетический (рассматривающий отклоняющееся поведение в динамке инстинкт привычка влечение); социобиологический.
Читать PDF
152.05 кб

Перспективы классификации в детской психиатрии

Корень Е. В., Ковалев А. И.
В статье затрагиваются вопросы клинико-возрастных особенностей психиатрии детского возраста применительно к путям решения данных проблем в МКБ-10, связанных с наличием возрастного фактора, определяющего особенности и атипию клинич
Читать PDF
229.08 кб

НЕХИМИЧЕСКИЕ ЗАВИСИМОСТИ В ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Пережогин Лев Олегович, Вострокнутов Н.В.
В статье с позиций социально-психиатрического подхода, включающего многоосевой анализ психопатологических феноменов в рамках динамических отношений социальной ситуации развития индивидуально-личностных свойств личностно-характерол
Читать PDF
107.66 кб

Классификация в детской психиатрии в перспективе принятия МКБ-11

Корень Евгений Владимирович, Куприянова Татьяна Анатольевна
В статье затрагиваются клинико-возрастные аспекты классификации в психиатрии детского возраста применительно к МКБ-10.
Читать PDF
1,010.84 кб

Организация детской психиатрической службы на уровне поликлиники

А. Е. Исмурзин, Т. С. Сергалиев, А. Б. Кульдибаева, М. К. Баязитова
Психиатрическая помощь детскому населению области, которое составляет 345 079 детей до 18 лет, оказывается детскими психиатрическими кабинетами в городах: Караганда, Темиртау, Балхаш, Сатпаев (обслуживает население г.
Читать PDF
412.46 кб

Оценка работы специализированной психиатрической помощи детскому населению

Орел Василий Иванович, Середа Василий Михайлович, Гурьева Наталья Алексеевна, Краснов Борис Юрьевич
В статье представлены данные анализа качества специализированной психиатрической помощи детям и подросткам в Санкт-Петербурге. Исследование осуществлялось на базе Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. С. С.
Читать PDF
1.45 мб

Роль последипломной подготовки в повышении профессионализма детских психиатров

К.З. Садуакасова
Система последипломной подготовки врачей способствует улучшению качества оказания медицинской помощи населению. Профессиональный уровень врачей значительно повышается при проведении занятий «у постели больного».
Читать PDF
221.52 кб

Проблемы диагностики в детской психиатрии СНК психиатрии и клинической психологии

Лукьянова О. В.
Читать PDF
136.01 кб

Медико-социальные аспекты, психология и психиатрия в детской гематологии-онкологии

Читать PDF
215.62 кб

СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Багаев Владимир Иванович, Злоказова М.В., Бочарова И.А.
В статье приведены сведения о мероприятиях, которые способствовали улучшению качества оказания психиатрической помощи детям в г. Кирове и области.
Читать PDF
212.17 кб

РАЗВИТИЕ ВНЕБОЛЬНИЧНОЙ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ

Шалимов Валерий Федорович
Статья посвящена обоснованию ведущих направлений комплексной медико-социальной помощи детям с учетом типологии пограничных психических расстройств и оптимального соотношения мер коррекционно-реабилитационной и лечебно-оздоровитель
Читать PDF
132.92 кб

Опыт применения МКБ-10 в российской детской психиатрии в перспективе пересмотра международной класси

Корень Е. В., Татарова И. Н., Марченко А. М., Дробинская А. О., Субботина В. В.
В статье критически оценивается опыт применения МКБ-10, обсуждаются различные аспекты ее практического применения в отечественной детской психиатрии, высказывается мнение о, в целом, положительной оценке возможностей ее статистиче
Читать PDF
58.48 кб

О работе 18-го Всемирного конгресса международной ассоциации детской и подростковой психиатрии и сме

Корень Е. В.
Читать PDF
413.09 кб

Зависимость от персонального компьютера, компьютерных игр и Интренета в детской психиатрической прак

Вострокнутов Николай Васильевич, Пережогин Лев Олегович
Лекция с позиций социально-психиатрического подхода, включающего многоосевой анализ психопатологических феноменов в рамках динамических отношений социальной ситуации развития индивидуально-личностных свойств личностно-характеролог
Читать PDF
278.38 кб

Соматоформные и психосоматические расстройства в условиях детского дневного психиатрического стацион

Маринчева Людмила Павловна, Злоказова М. В., Соловьев А. Г.
В работе обоснованы возможности оказания помощи детям и подросткам с психосоматическими расстройствами и соматовегетативными дисфункциями в условиях детских дневных психиатрических стационаров на базе средних общеобразовательных ш