ПШИХОДА ВАЦЛАВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПШИХОДА (Prihoda) ВАЦЛАВ (1889-1979)
чешский педагог, психолог, профессор (1945). С 1928 организовывал в Чехословакии экспериментальные школы, где провел масштабные обследования освоения грамоты, начальных учебных умений школьниками. В книге "Рационализация школьного дела" (1930) обосновал необходимость и осн. пути реформ чехословацкой системы образования. Главной их целью считал внедрение единой школы. Известен также как методист по обучению иностранным языкам; по его идеям были составлены программы, методики и учебники. В области педагогической теории разрабатывал проблемы педагогической психологии. Его книга "Онтогенез человеческой психики" (т. 1-4, 1963-74) остается крупнейшим чешским трудом в этой области.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПШИХОДА Вацлав
7.9.1889, Сани, близ Подебради, — 18.11.1979, Прага), чеш. педагог, психолог, проф. (1945). Окончил Пражский ун-т (1914). Преподавал иностр. языки в ср. школах Чехии. Под влиянием О. Хлупа и Я. Крей-чи заинтересовался теоретич. проблемами педагогики. В 1922—26 стажировался за границей, в т. ч. у Э. Торндайка и Дж. Дьюи (США), Э. Меймана (Германия). С 1928 организовывал в Чехословакии эксперим. школы, где провел масштабные обследования освоения грамоты, нач. уч. умений школьниками. В кн. «Рационализация шк. дела» (1930) обосновал необходимость и осн. пути реформ чехосл. системы образования. Гл. их целью считал внедрение единой школы, противодействующей, по убеждению П., социальной несправедливости. Обучение детей в возрасте 5—18 лет предусматривал на последоват. ступенях: вводной школе (5 лет по программам дошк. и нач. подготовки), «комениуме» (4 года), «атенеуме» (4 года, с широкой внутр. дифференциацией уч. курсов и предметами по выбору). Предложил комплекс мер по рационализации нач. обучения (кн. «Глобальный метод», 1934), повышению мотивации учения и других, близких идеям трудовой школы, метода проектов, индивидуализации обучения. Многие его предложения получили признание учительства, но полномасштабная реформа не была осуществлена. П. стал известен также как методист. по изучению иностр. языков: по его идеям были составлены программы, методики и учебники. В области пед. теории разрабатывал проблемы пед. психологии. Рассматривал педагогику как естеств.-эмпи-рич. науку, оперирующую количеств, и инструментальными методами. Учителей считал науч. работниками, к-рым профессионально необходимо высшее образование.
После 1945 преподавал в Карловом унте в Праге. В нач. 50-х гг. идеи П. по преобразованию чехосл. школы 30-х гг. стали рассматриваться как пед. реформизм, за к-рым скрывается реформизм политический, и были официально осуждены. П. сосредоточил свои исследования на проблемах психологии. «Онтогенез человеческой психики» (т. 1—4, 1963—74) остается крупнейшим чеш. трудом в этой области.
С о ч.: Teorie skolskogo mefeni, Praha, 1936; Praxe skolskego mefeni, Praha; 1936; Narodni filosofie vychovy, Praha, 1948; Uvod do pedago-gicke Psychologie, Praha, 1954.
Лит.: С ach J., Nekolik pffpravnych pohledu na hodnoceni odkazu Vaclava Phhody, Pedagogika, 1985, №2;Vanova R., Skolska reforma v CSR ve 30. letech, Praha, 1994.
P. Ванева.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия