Прощение

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Прощение
избавление от горечи и обид на кого бы то ни было и обретение собственной свободы и от зла и всего дурного в себе. Прощение всегда связывают с чудесным исцелением от тягостного сознания своего несовершенства, от чувства вины перед тем, кому хотел недоброго, кого винил. Прощение делается, чтобы не поминали лихом обидчики, чтоб успокоились и не причиняли нового зла. Прощать своих недругов, причинителей горечи нужно всегда ради своего духовного и физического здоровья. Прощение кого-то – это избавление от собственного греха («Не суди, да не судим будешь»). Прощать надо и себя за невольное совершение ошибок.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПРОЩЕНИЕ
отказ от возмездия за обиду или нанесенный ущерб. Этимологически слово "П." восходит, по В. Далю, к слову "простой": простить - значит сделать "простым от греха", примириться сердцем, не питая вражды за обиду, и т.д. Требование П. в религиозно-этических текстах исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершенное зло и снисхождение к обидчику. В христианской этике П. является важным моментом добродетели милосердия. В П. происходит признание другого, а через признание - принятие его. П. соотнесено с раскаянием, нравственный смысл которого заключается в искреннем признании собственных прегрешений. П. фактически оказывается возможным при условии отпущения грехов, духовном очищении и воссоединении с Богом. П. предполагает и отказ от намерения судить других. Не противореча требованию непримиримости ко злу (ненависть ко злу не означает непременной ненависти к тем, кто совершил зло), милосердное П., в частности, выражается и в том, что следует относиться к порокам других так, как мы по долгу совершенства относимся к своим порокам, т.е. делать все возможное, чтобы исправлять их. Но именно в рамках этики милосердия требование П. приходит в противоречие с заповедью любви: как прощать обиды, нанесенные тем, кого мы любим и о которых мы призваны заботиться? На это указывал Ф. Ницше, уточняя: прощай обиды, нанесенные тебе, но недопустимо прощение обид, нанесенных другу, нанесенных твоим другом самому себе. П. не должно быть истолковано и как попустительство (ведь есть нечто, в чем нельзя уступать).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря