ПРОКОФЬЕВ Михаил Алексеевич ,

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРОКОФЬЕВ Михаил Алексеевич (1910-1999),
государственный деятель, ученый-химик, педагог, организатор образования, член-корреспондент РАН (член-корреспондент АН СССР с 1956), действительный член РАО (1993; действительный член АПН РСФСР с 1965). Преподавал в МГУ; организатор и руководитель (1951-86) кафедры химии природных соединений (с 1986 профессор-консультант). В 1951-66 заместитель министра высшего и среднего специального образования СССР, в 1966 министр просвещения РСФСР, в 1966-84 министр просвещения СССР. Разрабатывал проблемы общего среднего, университетского и высшего педагогического образования. Исследовал различные варианты построения учебного процесса с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся. Сформулировал общие требования к школьному курсу химии с учетом развития науки и производства в конце 20 в. Один из инициаторов подготовки издания энциклопедического типа для "заинтересованного школьника". Редактор энциклопедического словаря "Неорганическая химия" (1975), по принципам которого впоследствии развернута серия словарных изданий для юношества.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПРОКОФЬЕВ Михаил Алексеевич
р. 5(18). 11.1910, с. Воскресенское, ныне в Темкинском р-не Смоленской обл.], гос. деятель, ученый-химик, педагог, организатор образования, ч.-к. РАН (ч.-к. АН СССР с 1966), акад. РАО (1993; д. ч. АПН РСФСР с 1965). Окончил МГУ (1935). До 1941 работал учителем ср. школы, был зам. директора Заочного ин-та повышения квалификации учителей при МГУ. В 1941—46 служил в Воен.-мор. флоте. После демобилизации — на науч. и преподават. работе в МГУ; вел исследования в области биоорганич. химии. Организатор и руководитель (1951—86) кафедры химии природных соединений МГУ (с 1986 проф.-консультант). В 1951—66 зам. мин. высшего и ср. спец. образования СССР, в 1966 мин. просвещения РСФСР, в 1966—84 мин. просвещения СССР.
С сер. 50-х гг. разрабатывал проблемы общего среднего, университетского и высшего пед. образования. Участвовал в подготовке реорганизации неск. пед. ин-тов в ун-ты, впоследствии ставшие в ряде регионов России Значит. науч. центрами, способствовавшими повышению уровня подготовки шк. учителей-предметников. Возглавляя впервые созданное союзное Мин-во просвещения, на этапе перехода массовой школы ко всеобщему ср. образованию молодежи исследовал разл. варианты построения уч. процесса с учетом возрастных физиол. и психол. особенностей учащихся. В этой связи в 60-х гг. обратился к вопросам дифференциации обучения в школе, в т. ч. на средней и старшей ее ступенях. Предложил систему дополнит, уч. дисциплин для факультативных занятий. В сфере науч. интересов П. были также проблемы общеобразоват. подготовки учащихся в проф.-тех. и средних спец. уч. заведениях.
Сформулировал общие требования к шк. курсу химии с учетом развития науки и произ-ва в кон. 20 в. (сб. «Химия в школе», 1987; соавт., соред.). Автор ряда программ для хим. факультативов. Был одним из инициаторов подготовки изданий энциклопедич. типа для «заинтересованного школьника». Редактор энциклопедич. словаря «Неорганическая химия» (1975), по принципам к-рого впоследствии развернута серия словарных изданий для юношества; в ней под ред. П. выпущен «Энциклопедический словарь юного химика» (1982).
Соч.: Сов. общеобразоват. школа на совр. этапе, М., 1975; Нар. образование в СССР, М., 1985 (ред. и соавт.); Роль и задачи ун-тов в реализации реформы школы, М., 1989 (соавт.); Шире развивать систему углубленного изучения химии, XIII, 1987, № 4 (соавт.).
Лит.: Члену-корреспонденту АН СССР М. А. Прокофьеву 80 лет, «Вестник АН СССР», 1991, № 4.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия