ПРОГРАММИРОВАНИЕПрограммно-методический комплекс

Программированное обучение

Найдено 12 определений термина Программированное обучение

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Программированное обучение

тесты для программированного обучения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по технологиям обучения, проект www.ndce.edu.ru

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

форма обучения, обеспечивающая возможность самостоятельного приобретения знаний и навыков на основе специально разработанной программы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

Программированное обучение

обучение по программам, рассчитанным на порционную подачу учебного материала, пошаговый контроль усвоения и оперативную помощь обучающимся.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”

Программированное обучение

обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по педагогической психологии

Программированное обучение

обучение в виде системы умственных действий, разработка алгоритма действий и организация обратной связи как основы регуляции процесса научения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогическая психология

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения. Главная идея программированного обучения – это управление учением, учебными действиями обучающихся с помощью обучающей программы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Программированное обучение

обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как обучающихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Изучение учебного материала осуществляется небольшими, логическими, завершенными дозами, за каждой из которых сразу следует контроль, и лишь после того как станет ясно, что данный материал усвоен, сообщается следующая доза. Усвоение информации зависит от уровня подготовленности. Учебная информация исходит в основном не от преподавателя, ею снабжает программированное пособие или компьютер.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Военная педагогика

Программированное обучение

обучение, в процессе которого осуществляется усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (обучающая машина, ЭВМ или программированный учебник). Основными признаками П.о. являются: специальная («программированная») программа учебного материала; логически и психологически обоснованная, сравнительно жесткая последовательность, программа деятельности обучающего и обучающихся; индивидуализация обучения, сочетаемая с коллективной деятельностью обучающихся; большая самостоятельность и активность обучающихся; наличие обратной связи. П.о. эффективно в том случае, когда изучаемый материал поддается формализации.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Обучение программированное

один из видов обучения, осуществляемый по заранее составленной обучающей программе, к-рая реализуется обычно с помощью программированных учебников и обучающих машин. При О. п. материал и деятельность обучаемого расчленяются на порции (дозы) и шаги (этапы обучения); выполнение каждого шага контролируется, переход к усвоению последующей порции материала зависит от качества усвоения предыдущей. Такое построение обучения обеспечивает более глубокое и полное усвоение учащимися материала. О. п. разработано Б. Ф. Скин-нером, Н. Краудером (США), отечественными психологами и педагогами — А.И.Бергом, В. П. Беспалько, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Ю. А. Самариным, Т. А. Ильиной и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

Обучение программированное

обучение по заранее составленной программе, выполняющей некоторые функции преподавателя (контроль, подсказка). Развивается на базе использования достижений педагогики, дидактики, инженерной психологии. Программированное обучение основано на расчленении учебного материала и действий обучаемого и обучающего на небольшие порции и шаги, адекватно которым поступает информация об осуществлении обучаемым каждого шага (оперативная обратная связь) и использовании ее для изменения стратегии обучения; на приспособлении обучения к динамике усвоения знаний, умений и навыков каждым обучаемым (индивидуализация темпов обучения); на выполнении обучаемым функций управления процессом обучения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея П.о. была предложена в 50-х гг. 20 в. американским психологом Б.Ф. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники. Концепция Скиннера опиралась на бихевиористскую теорию учения, согласно которой между обучением человека и научением животных нет существенной разницы (см.Бихевиоризм). В соответствии с этой теорией обучающие программы должны решать задачи получения и закрепления правильной реакции. В СССР (60-е гг.) в основу разработки идей П.о. была положена деятельностная теория усвоения, т.е. в центре внимания находилась познавательная деятельность учащихся, и программа обучения направлялась на формирование заданных ее видов с заранее намеченными качествами. Обучение по программам, составленным в соответствии с требованиями кибернетики и деятельностной теории учения, показало высокую эффективность этого пути программирования учебного процесса и возможность управлять процессом учения по ходу его осуществления. Однако в практике массового обучения такого типа программы до начала 90-х гг. встречались редко. Составление обучающих программ связано с алгоритмизацией учебного процесса. Однако в условиях массового обучения преподаватель не может реализовать одновременно несколько обучающих программ, учитывающих индивидуальные возможности учащихся; преподаватель не может также обеспечить систематическую обратную связь с каждым обучаемым. Поэтому П.о. всегда связано с использованием обучающих машин и программированных учебников. При этом непосредственное управление процессом усвоения, характерное для традиционного обучения, заменяется управлением опосредованным. Сложность учебного процесса, недостаточная изученность его закономерностей не позволяют заранее предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть при его осуществлении. Следовательно, полная автоматизация обучения невозможна и на определенных этапах необходимо вмешательство преподавателя, который должен уметь выйти за пределы известных ему предписаний и принять творческое решение относительно специфики дальнейшего обучения того или иного ученика. Эффективность П.о. определяется степенью учета программой требований кибернетики к управлению, а также степенью учета специфических закономерностей учебного процесса при реализации этих требований. См. также Изложение учителя

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

обучение по заранее разработанной программе, в к-рой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины) Идея П.о. была предложена в 50-х гг. 20 в амер психологом Б Ф Скиннером для повышения эффективности управления

процессом учения с использованием достижений эксперим. психологии и техники. Объективно П. о. отражает применительно к сфере образования тесное соединение науки с практикой, передачу определенных действий человека машинам, возрастание роли управленческих функций во всех сферах обществ. деятельности. Для повышения эффективности управления процессом учения необходимо использовать достижения всех наук, имеющих отношение к этому процессу, и прежде всего кибернетики — науки об общих законах управления. Поэтому развитие идей П. о. оказалось связанным с достижениями кибернетики, к-рая задает общие требования к управлению процессом учения, причем реализация этих требований в обучающих программах базируется на данных психолого-пед. наук, изучающих специфич. особенности уч. процесса. Однако при разработке П. о. одни специалисты опираются на достижения только психол. науки (одностороннее психол. направление), другие — только на опыт кибернетики (одностороннее кибернетическое). В практике обучения типично эмпирич. направление, при к-ром разработка обучающих программ основывается на практич. опыте, а из кибернетики и психологии берутся только отд. данные.

Обычно при составлении обучающих программ из кибернетич. требований учитывалась лишь необходимость систематич. обратной связи, из психологических — индивидуализация процесса обучения. Отсутствовали последоват. реализации определенной модели процесса усвоения. наиб. известна концепция Б. Скиннера, опирающаяся на бихевиористскую теорию учения, согласно к-рой между обучением человека и научением животных нет существенной разницы (см. Бихевиоризм). В соответствии с бихевиористской теорией обучающие программы должны решать задачи получения и закрепления правильной реакции. Для выработки правильной реакции используются принцип разбивки процесса на мелкие шаги и принцип системы подсказок. При разбивке процесса запрограммированное сложное поведение расчленяется на простейшие элементы (шаги), каждый из к-рых учащийся смог бы совершить безошибочно. При включении в обучающую программу системы подсказок требуемая реакция вначале дается в готовом виде (макс, степень подсказки), затем с пропуском отд. элементов (затухающие подсказки), в конце обучения требуется совершенно самостоят. выполнение реакции (снятие подсказки). Примером может служить заучивание стихотворения: вначале четверостишие дается полностью, затем — с пропуском одного слова, двух слов и целой строки. В конце заучивания ученик, получив вместо четверостишия 4 строчки многоточий, должен воспроизвести стихотворение самостоятельно.

Для закрепления реакции используется принцип немедленного подкрепления (с помощью словесного поощрения, подачи образца, позволяющего убедиться в правильности ответа, и др.) каждого правильного шага, а также принцип мнрго-кратного повторения реакций.

Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на линейные, разработанные Скиннером, и т. н. разветвленные программы Н. Краудера. Линейные программы рассчитаны на безошибочность шагов всех учащихся, т.е. должны соответствовать возможностям наиб. слабых из них. В силу этого коррекция программ не предусмотрена: все учащиеся получают одну и ту же последовательность кадров (заданий) и должны проделать одни и те же шаги, т.е. двигаться по одной и той же линии (отсюда назв. программ — линейные). В получивших широкое распространение разветвленных программах кроме осн. программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматриваются доп. программы (вспомогат. ветви), на одну из к-рых направляется ученик в случае затруднений. Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности. Кроме того, эти программы открывают большие возможности для формирования рациональных видов познават. деятельности, чем линейные, ограничивающие познават. деятельность в осн. восприятием и памятью.

Общий недостаток программ, построенных на бихевиористской основе, заключается в невозможности управления внутр., психич. деятельностью учащихся, контроль за к-рой ограничивается регистрацией конечного результата (ответа). С кибернетич. точки зрения эти программы осуществляют управление по принципу «черного ящика», что применительно к обучению человека малопродуктивно, т. к. гл. цель при обучении состоит в формировании рациональных приемов познавательной деятельности. Это означает, что контролироваться должны не только ответы, но и пути, ведущие к ним. Практика П. о. показала непригодность линейных и недостаточную продуктивность разветвленных программ. Дальнейшие усовершенствования обучающих программ в рамках бихевиористской модели обучения не привели к существенному улучшению результатов.

В СССР (60-е гг.) в основу разработки идей П. о. была положена деятельност-ная теория усвоения, т.е. в центре внимания находилась познавательная деятельность учащихся, и программа обучения направлялась на формирование заданных ее видов с заранее намеченными качествами. Обучение по программам, составленным в соответствии с требованиями кибернетики и деятельностной теории учения, показало высокую эффективность этого пути программирования уч. процесса и возможность управлять процессом учения по ходу его осуществления. Однако в практике массового обучения такого типа программы до нач. 90-х гг. встречались редко.

Составление обучающих программ связано с алгоритмизацией уч. процесса, т.е. с разработкой конструктивных предписаний (алгоритмов), к-рыми должны руководствоваться как учащиеся, так и обучающие. В условиях массового обучения преподаватель не может реализовать одновременно неск. обучающих программ, учитывающих индивидуальные особенности учащихся; преподаватель не может также обеспечить систематич. обратную связь с каждым обучаемым. Поэтому П. о. всегда связано с использованием обучающих машин (машинное П. о.) и программированных учебников (безмашинное П. о.). При этом непосредственное управление процессом усвоения, характерное для традиц. обучения, заменяется управлением опосредованным (с помощью программы, реализуемой обучающей машиной или др. средствами автоматизации).

Сложность уч. процесса, недостаточная изученность его закономерностей не позволяют заранее предусмотреть все ситуации, к-рые могут возникнуть при его осуществлении. Следовательно, полная автоматизация обучения невозможна, и на определенных этапах необходимо вмешательство преподавателя, к-рый должен уметь выйти за пределы известных ему предписаний и принять творческое решение относительно специфики дальнейшего обучения того или иного ученика.

Эффективность П. о. определяется степенью учета программой требований кибернетики к управлению, а также степенью учета специфич. закономерностей уч. процесса при реализации этих требований. Эти же условия определяют эффективность традиц. обучения. Поэтому научно необоснованная обучающая программа, реализуемая машиной, может дать худшие результаты, чем традиц. обучение, если преподаватель в большей мере учитывает указанные условия эффективности. В практике образования П. о. обычно сочетается с традиционным.

П. о. не следует отождествлять с автоматизацией уч. процесса с помощью разл. техн. средств (магнитофоны, кинопроекторы и т. д.), где предъявление и обработка информации в процессе обучения осуществляются без программы управления процессом усвоения. Разработка научно обоснованных обучающих программ, реализуемых адекватными им совр. техн. средствами, открывает путь для существенного повышения эффективности уч. процесса на всех уровнях образования.

Лит.: Столяров Л. М., Обучение с помощью машин, пер. с англ., М., 1965 (там же см. в Приложении ст. Б. Скиннера и Н. Краудера); Перспективы программиров. обучения, пер. с англ., М., 1966; Талызина Н. Ф., Теоретич. проблемы программированного обучения, М., 1969; Ланд а Л. Н., Кибернетика и проблемы программиров. обучения, в. 1, М., 1970: его же, Проблемы программированного обучения и кибернетика, в. 2, М., 1970; Стоуне Е., Стратегия и тактика програм-миров. обучения, в сб.: Кибернетика и проблемы обучения, М., 1970; Бсспалько В. П., Программиров. обучение. Дидактич. основы, М., 1970. Я. Ф. Талызина.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме Программированное обучение — 0

Найдено научныех статей по теме Программированное обучение — 0

Найдено книг по теме Программированное обучение — 0

Найдено презентаций по теме Программированное обучение — 0

Найдено рефератов по теме Программированное обучение — 0