ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Профессиональный отбор
выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Отбор профессиональный
система соответствия социальных, образовательных, медицинских и психологических качеств индивидуума требованиям, предъявляемым определенной профессией.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР
система требований, направленная на подбор людей, обладающих необходимыми качествами, предъявляемых спецификой избранной трудовой деятельности. См. ПРОФЕССИОГРАММА.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Профессиональный отбор
специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфических затрудненных условиях. В П. о. выделяются 4 стороны или компонента: мед.. физиологический, педагогический и психологический. По своей сути и критериям П. о. является социально-экономическим мероприятием, а по методам - медико - биологическим и психолого -педагогическим.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР
система средств, обеспечивающая вероятностную оценку пригодности человека к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в специфических затрудненных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических и пр.), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания. Для профессионального отбора используются специальные методы диагностики, направленные на выявление профессионально необходимых качеств, определение профессиональной пригодности. Как правило, отбор осуществляется в специальных лабораторных условиях.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Отбор профессиональный
область междисциплинарных фундаментальных и прикладных научных знаний. Предметом ее фундаментальных исследований являются три составляющих. Первая - человек (индивид, личность и организм) как субъект трудовой деятельности. Вторая - процесс как форма трудовой деятельности. Третья - отношения между человеком и профессией. Целью фундаментальных исследований в профессиональном отборе является научное обоснование выбора оптимальных отношений между человеком и профессией. П.о. базируется на психофизиологии, психологии, физиологии, математике, теории управления, медицине с их специальными отраслями и на ряде других дисциплин. На основе результатов П.о. формируется заключение о степени соответствия возможностей данного индивида запросам конкретной процессии.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Профессиональный отбор
система средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии. Профессиональный отбор необходим в тех видах деятельности, которые осуществляются в сложных условиях (климатических, социально-психологических, гигиенических и пр.), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности, устойчивой эмоционально-волевой регуляции. Основой профессионального отбора являются конкретные нормативные характеристики профессии: социальные, организационные и т.д., позволяющие врачам, психологам, физиологам проводить процедуру отбора и диагностику кандидата на его соответствие конкретной профессии. Профессиональный отбор приобретает особое значение при устройстве на работу или выборе профессии несовершеннолетними гражданами. Работа с подростками и юношами требует специального психологопедагогического подхода и знаний возрастных особенностей.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР
это научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду профессионального обучения и деятельности. В основе принятия экспертного решения в П.о. лежит оценка профессиональной пригодности.
Профессиональная пригодность – это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека в овладении какой-либо профессиональной деятельностью и успешной адаптации в ней. Профессионально пригодным считается претендент, особенности которого полностью соответствуют характеру профессиональных требованийконкретной профессии, работа в которой не только не приводит к нарушению состояния его здоровья, но и сопровождается его гармоническим физическим развитием в процессе труда. Выделяются следующие формы П.о.: медицинский, психофизиологический, психологический, педагогический и социальный. Профессиональная пригодность оценивается по следующим критериям: по медицинским показателям (состояние здоровья), по психологическим (психологические особенности), психофизиологическим (индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности), педагогическим (образовательный ценз, результаты конкурсных экзаменов), социальным (социальный статус претендента). Критерии П.о. определяются профессиональными требованиями тех профессий, на которые проводится отбор. Каждая профессия предъявляет вполне определенные конкретные профессиональные требования к тем или иным функциям и качествам человека. Те функции, без определенного уровня развития которых успешное освоение и адаптация человека в профессии невозможны, принято считать профессионально значимыми или «ключевыми». Критерии профпригодности – свойства или качества, которые позволяют достаточно надежно дифференцировать претендентов на конкретную профессию в отношении профессиональной пригодности.
Выделяются следующие этапы П.о.: изучение профессий с целью выявления требований к человеку (профессиография, профессиограмма); выбор диагностических методов исследования профпригодности; диагностика; построение прогноза успешности обучения претендента и последующей адаптации в конкретной профессии на основе сопоставления профессиональных требований к человеку с особенностями конкретного претендента, уровнем развития у него профессионально значимых функций и качеств; заключение о профпригодности к конкретной профессии претендента. Основой медицинского П.о. являются медицинские показания к обучению и работе претендентов в конкретных профессиях.
Лит.: Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М., 1970; Левин В.Л., Рутенбург Э.С. Профессиональная ориентация и врачебная профконсультация старшеклассников. – Л., 1977; Платонов К.К. Проблемы способностей. – М., 1972.
В.И. Коваль, Т.А. Родионова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ОТБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
система мероприятий, направленных на выявление лиц, которые по своим психофизиологическим характеристикам, свойствам личности, способностям и задаткам, соответствуют требованиям конкретных специальностей и наиболее пригодны к обучению. О.п. применяется в тех случаях, когда деятельность сложна и предъявляет к субъекту труда повышенные требования, когда количество вакансий существенно меньше кандидатов на них. О.п. предполагает оценку конкретного человека – состояния его здоровья, физического развития, уровня образовательной подготовки, профессиональных способностей.
Основанием, обусловливающим целесообразность О.п., являются индивидуально-психологические и физические различия людей, а также их различия в возможностях своего развития в процессе обучения и воспитания.
О.п. осуществляется поэтапно. Каждый этап является разновидностью профотбора.
1. Медицинский – выявление людей, которые по состоянию своего здоровья могут заниматься данным видом трудовой деятельности.
2. Образовательный – направлен на выделение лиц, исходные знания которых достаточны для овладения специальностью и успешной дальнейшей работы.
3. Анкетный (он же мандатный, специальный отбор) – призван выявить круг лиц, которые по своим специальным характеристикам могут успешно заниматься данной деятельностью. Ранее этот вид отбора играл во многих случаях существенную роль. В настоящее время его значимость резко снизилась.
4. Психологический – позволяет выявить круг людей, индивидуально-психические особенности которых соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности. Психологический О.п. целесообразно проводить для специальностей, предъявляющих реальные требования именно к психологическим особенностям людей, причем эти требования нельзя удовлетворить путем совершенствования техники или специального обучения (жесткие требования к моторным функциям или к развитости образного мышления).
Структура О.п. включает комплекс мероприятий:
- выяснение целесообразности создания системы О.п. кандидатов на конкретную специальность;
- четкое определение конкретных задач О.п.;
- психологическое исследование деятельности в целях определения профессиональных требований к кандидатам;
- подбор и (или) разработка методических приемов оценки характеристик личности (в зависимости от задач отбора и характера деятельности);
- экспериментальное изучение надежности, прогностической дифференцирующей способности выбранных методических приемов;
- разработка и экспериментальная проверка критериев профессиональной пригодности лиц, прошедших психологическое обследование (кандидатов);
- разработка организационно-методических форм проведения профессионального отбора.
Спецификой составления профессиограммы в целях психологического отбора является ориентация на определение относительно устойчивых, стабильных качеств, дифференцирующих людей по эффективности труда. При этом профессиограмма должна определить не одно изолированное качество, а их совокупность, образующую психологическую структуру профессиональной деятельности, а также психологические противопоказания.
С акмеологической точки зрения О.п. является базисом, позволяющим выявить лиц с необходимым психологическим потенциалом для прогрессивного личностно-профессионального развития до уровня акме. Поэтому О.п. нельзя рассматривать как законченное самостоятельное профессиональное мероприятие, он должен быть этапом в решении акмеологических задач.

Источник: Акмеологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
263.01 кб

Принципы отбора профессионального содержания

Щербаков Г. С.
Приводятся четкие, научно обоснованные принципы отбора учебного материала, имеющего наибольшую воспитательную и образовательную ценность.
Читать PDF
2.12 мб

Некоторые аспекты профессионального отбора в ОВД

С.А. Гонтарь
Читать PDF
5.89 мб

Профессиональный психологический отбор федеральных судей

Э. Л. Адашкин
Читать PDF
1.42 мб

Психофизиология труда и профессиональный отбор водителей

Петренко Надежда Владимировна
В настоящее время водитель является одной из важнейших составляющих системы «человек машина» (СЧМ).
Читать PDF
4.01 мб

Профессионально-психологический отбор в вузе. Опыт работы

Л.А.Буслаева, А.М. Колчаков
Читать PDF
2.84 мб

Профессиональный отбор абитуриентов при поступлении в вуз МВД

В.В.Лебедько
Читать PDF
829.68 кб

Профессиональный отбор: история и перспективы постановки задач

Толочек Владимир Алексеевич
Цель исследования: анализ комплекса вопросов проблемы профессионального отбора (методология и методы, методики, процедуры организации и проведения диагностики, сохранения и использования эмпирических данных и др.).
Читать PDF
115.14 кб

Профессиональный отбор абитуриентов и студентов на основе тестов

Ланкин В. Е., Шевелев В. Г., Сербии В. Д.
Читать PDF
157.32 кб

Проблемы построения моделей профессиональной ориентации и отбора

Полываный А. Г., Евменов А. Д., Якушин А. А., Бородачёв Н. М., Самойло И. В.
Читать PDF
688.68 кб

Особенности профессионального отбора пилотов гражданской авиации

Розайненко И.Ю., Подвербных О.Е.
Рассматривается профессиональный психологический отбор как одна из особенностей приема на работу пилотов гражданской авиации.
Читать PDF
631.63 кб

Отбор лексических единиц для профессионального иностранного языка

Халупо Ольга Ивановна
В статье рассматривается возможность анализа и отбора лексических единиц терминологического характера, знание которых требуется для более эффективного овладения профессиональным иностранным языком.
Читать PDF
3.98 мб

Психологическое обеспечение профессионального отбора абитуриентов

Е. А. Скиданов
Читать PDF
10.83 мб

Система профессионального психологического отбора и воспитания в ОВД

А.Ф.Караваев, Г.Д.Бабушкин, А.С.Бахта, В.Р.Гилль, Л.А.Буслаева, В.К.Михайлова
Читать PDF
4.30 мб

Профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в таможне

Л.А. Буслаева, В.В.Кармацкий
Читать PDF
277.22 кб

Задачи, принципы и средства профессионального отбора подводных пловцов

Мамонтов С. Л., Журавский Г. Е.