ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
степень самооценки себя как специалиста определенной профессии.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Профессиональное самоопределение
нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
степень самооценки себя как специалиста определенной профессии; содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Профессиональное самоопределение
самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в контексте социализации личности в результате анализа человеком своих внутренних ресурсов, в том числе и своих способностей, и соотнесение их с требованиями профессии.
Источник: Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать.
С.п. явление двустороннее: с одной стороны, тот кто выбирает (субъект выбора), с другой – то, что выбирают (профессия как объект выбора). И субъект, и объект обладают большим количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.
С.п. – важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя многие стороны жизни. Наиболее изученными и признаваемыми факторами С.п. являются интересы субъекта, способности. С.п. отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей.
Решение о выборе профессии принимает активно действующая личность, осознающая свою ответственность за успешное выполнение деятельности и реализацию своих способностей. Динамика С.п. детерминирована содержанием, методами и формами профессионального просвещения и консультации.
С.п. явление двустороннее: с одной стороны, тот кто выбирает (субъект выбора), с другой – то, что выбирают (профессия как объект выбора). И субъект, и объект обладают большим количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.
С.п. – важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя многие стороны жизни. Наиболее изученными и признаваемыми факторами С.п. являются интересы субъекта, способности. С.п. отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей.
Решение о выборе профессии принимает активно действующая личность, осознающая свою ответственность за успешное выполнение деятельности и реализацию своих способностей. Динамика С.п. детерминирована содержанием, методами и формами профессионального просвещения и консультации.
Источник: Акмеологический словарь
Профессиональное самоопределение
1) активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса. Содержание профессионального самоопределения — осведомленность о мире профессии, путях их выбора, способах освоения профессий; самоанализ и самооценка; 2) деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда; 3) процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности — кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать; 4) самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, избирательное отношение индивида к миру профессий, процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации. Профессиональное самоопределение в условиях социально-экономической нестабильности, непрогнозируемого рынка труда, размытости нравственно-профессиональных ориентиров обусловливают необходимость поиска психолого-педагогических технологий содействия в нахождении личностью своего места в мире профессий.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Профессиональное самоопределение
процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т. е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. До 90-х г. в отечественной педагогической теории профессиональное самоопределение рассматривалось в основном как идея профессиональной ориентации. Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека и др. В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника на рынке труда. В анализе профессионального самоопределения возможны различные подходы: социологический (задачи, которые общество ставит перед личностью), социально-психологический (процесс поэтапного принятия решений личностью и согласования собственных предпочтений и потребностей общества), дифференциально-психологический (процесс формирования индивидуального строя жизни).
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. П.с. является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. До 90-х гг. в отечественной педагогической теории П.с. рассматривалось в основном как идея профессиональной ориентации. Современное понимание П.с. охватывает проблемы взаимосвязи П.с. с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека и др. В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника на рынке труда. В анализе П.с. возможны различные подходы: социологический (задачи, которые общество ставит перед личностью), социально-психологический (процесс поэтапного принятия решений личностью и согласования собственных предпочтений и потребностей общества), дифференциально-психологический (процесс формирования индивидуального строя жизни). Условно можно выделить следующие взаимосвязанные этапы П.с.: дошкольный - формирование первоначальных трудовых навыков и умений; начальная школа (пропедевтический) - возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой); первая ступень основной школы (5-7-е классы) - осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии; вторая ступень основной школы (8-9-е классы) - начало формирования профессионального самосознания; полное среднее учебное заведение - профессиональная ориентация на основе углубленного изучения отдельных учебных предметов; профессиональное учебное заведение - овладение профессией; профессиональная деятельность - повышение квалификации или переориентация на другую профессиональную деятельность. В П.с. большую роль играет взаимодействие семьи, государственно-общественных структур (общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования детей и дополнительного образования взрослых, службы занятости и др.). Психолого-педагогическая поддержка П.с. направлена на последовательную реализацию права подрастающего гражданина на сознательный выбор профессии. П.с. осуществляется в процессе преподавания основ наук, в ходе профессиональной подготовки. П.с. способствует система дифференцированного обучения в специализированных классах и школах, вариативность видов и типов учебных заведений различного профиля (см.Вариативность образования), позволяющая наилучшим образом удовлетворить образовательные и профессиональные потребности учащихся. Для практической реализации П.с. важное значение имеют социально-экономическая диагностика динамики профессий, разработка практических моделей П.с. с учетом различных форм партнерства общеобразовательных школ с производством и системой профессиональной подготовки молодежи, анализ педагогического опыта и разработка учебно-методической литературы в сфере П.с. — состояние готовности выпускников к реальному и осознанному выбору профессии. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации, достигаемой благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. П.с. охватывает весь жизненный и трудовой путь человека и поэтому может рассматриваться как важная составная часть жизненного самоопределения, т.е. занятия определенного места в социальной структуре общества, вхождения в ту или другую социальную группу, выбора определенного образа жизни и, конечно, выбора сферы трудовой деятельности и конкретной профессии. В этом смысле П.с. находится в одном ряду с социальным, нравственным, семейным и т.п. видами самоопределения.
Теоретические основы П.с. рассматриваются во взаимосвязи с общим процессом самоопределения личности, опосредованностью внешних воздействий на личность черезвнутренние условия ее деятельности, самоограничением выбора при высокой самоответственности за этот шаг, профессиональным становлением личности, активной позицией человека по отношению к общности, в которой он реализует себя как личность и которая выступает для него в качестве зеркала его личностных качеств и др.
П.с. – многоаспектный процесс. К его рассмотрению и реализации применяются, прежде всего, следующие подходы: социологический – П.с. рассматривается как серия задач, которые ставит общество перед личностью; социально-психологический – П.с. рассматривается как процесс поэтапного принятия решений личностью, посредством чего можно согласовать собственные предпочтения личности и потребности общества; дифференциально-психологический – П.с. рассматривается как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.
Условно выделяются следующие взаимосвязанные этапы П.с. молодежи:
1. Дошкольный – у детей появляется положительное отношение к людям труда и их занятиям, то есть отношение к профессиональному миру, начинается формирование у ребенка первоначальных трудовых умений в доступных ему видах деятельности.
2. Начальные классы (пропедевтический) – у младших школьников пробуждается добросовестное отношение к труду, возникает понимание его роли в жизни человека и общества, проявляется интерес к профессиям родителей и т.п.; всему этому способствует участие детей в различных видах познавательной, игровой, трудовой, общественно полезной деятельности.
3. Первая ступень основной школы (V–VII классы) – у подростков возникают профессиональные намерения, они начинают постепенно осознавать свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии; все это происходит в процессе различных видов практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая деятельность.
4. Вторая ступень основной школы (VIII–IX классы) – развитие у школьников профессионального самосознания, у них появляется личностный смысл выбора профессии, они соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора сферы будущей деятельности; на этом этапе учащиеся вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в изучении научных основ выбора профессии, в овладении методиками диагностики и самодиагностики.
5. Учеба в среднем общеобразовательном учебном заведении (школе, гимназии, лицее) – осуществляется профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных учебных предметов, уделяется внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в саморазвитии и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.
6. Овладение профессией – обучение в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях; на этом этапе завершается подготовка профессионала.
7. Профессиональная деятельность – повышение квалификации, а также переориентация на другую профессиональную деятельность.
Лит.: Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1988; Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, 1993; Профессиональная ориентация: Программа педагогических институтов / Сост. С.Н. Чистякова. – М., 1990.
В.И. Коваль, Т.А. Родионова
Теоретические основы П.с. рассматриваются во взаимосвязи с общим процессом самоопределения личности, опосредованностью внешних воздействий на личность черезвнутренние условия ее деятельности, самоограничением выбора при высокой самоответственности за этот шаг, профессиональным становлением личности, активной позицией человека по отношению к общности, в которой он реализует себя как личность и которая выступает для него в качестве зеркала его личностных качеств и др.
П.с. – многоаспектный процесс. К его рассмотрению и реализации применяются, прежде всего, следующие подходы: социологический – П.с. рассматривается как серия задач, которые ставит общество перед личностью; социально-психологический – П.с. рассматривается как процесс поэтапного принятия решений личностью, посредством чего можно согласовать собственные предпочтения личности и потребности общества; дифференциально-психологический – П.с. рассматривается как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.
Условно выделяются следующие взаимосвязанные этапы П.с. молодежи:
1. Дошкольный – у детей появляется положительное отношение к людям труда и их занятиям, то есть отношение к профессиональному миру, начинается формирование у ребенка первоначальных трудовых умений в доступных ему видах деятельности.
2. Начальные классы (пропедевтический) – у младших школьников пробуждается добросовестное отношение к труду, возникает понимание его роли в жизни человека и общества, проявляется интерес к профессиям родителей и т.п.; всему этому способствует участие детей в различных видах познавательной, игровой, трудовой, общественно полезной деятельности.
3. Первая ступень основной школы (V–VII классы) – у подростков возникают профессиональные намерения, они начинают постепенно осознавать свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии; все это происходит в процессе различных видов практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая деятельность.
4. Вторая ступень основной школы (VIII–IX классы) – развитие у школьников профессионального самосознания, у них появляется личностный смысл выбора профессии, они соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора сферы будущей деятельности; на этом этапе учащиеся вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в изучении научных основ выбора профессии, в овладении методиками диагностики и самодиагностики.
5. Учеба в среднем общеобразовательном учебном заведении (школе, гимназии, лицее) – осуществляется профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных учебных предметов, уделяется внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в саморазвитии и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.
6. Овладение профессией – обучение в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях; на этом этапе завершается подготовка профессионала.
7. Профессиональная деятельность – повышение квалификации, а также переориентация на другую профессиональную деятельность.
Лит.: Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1988; Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, 1993; Профессиональная ориентация: Программа педагогических институтов / Сост. С.Н. Чистякова. – М., 1990.
В.И. Коваль, Т.А. Родионова
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.