ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
степень самооценки себя как специалиста определенной профессии.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Профессиональное самоопределение
нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
степень самооценки себя как специалиста определенной профессии; содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Профессиональное самоопределение
самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в контексте социализации личности в результате анализа человеком своих внутренних ресурсов, в том числе и своих способностей, и соотнесение их с требованиями профессии.

Источник: Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать.
С.п. явление двустороннее: с одной стороны, тот кто выбирает (субъект выбора), с другой – то, что выбирают (профессия как объект выбора). И субъект, и объект обладают большим количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.
С.п. – важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя многие стороны жизни. Наиболее изученными и признаваемыми факторами С.п. являются интересы субъекта, способности. С.п. отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей.
Решение о выборе профессии принимает активно действующая личность, осознающая свою ответственность за успешное выполнение деятельности и реализацию своих способностей. Динамика С.п. детерминирована содержанием, методами и формами профессионального просвещения и консультации.

Источник: Акмеологический словарь

Профессиональное самоопределение
1) активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса. Содержание профессионального самоопределения — осведомленность о мире профессии, путях их выбора, способах освоения профессий; самоанализ и самооценка; 2) деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда; 3) процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности — кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать; 4) самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, избирательное отношение индивида к миру профессий, процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации. Профессиональное самоопределение в условиях социально-экономической нестабильности, непрогнозируемого рынка труда, размытости нравственно-профессиональных ориентиров обусловливают необходимость поиска психолого-педагогических технологий содействия в нахождении личностью своего места в мире профессий.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Профессиональное самоопределение
процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т. е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. До 90-х г. в отечественной педагогической теории профессиональное самоопределение рассматривалось в основном как идея профессиональной ориентации. Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека и др. В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника на рынке труда. В анализе профессионального самоопределения возможны различные подходы: социологический (задачи, которые общество ставит перед личностью), социально-психологический (процесс поэтапного принятия решений личностью и согласования собственных предпочтений и потребностей общества), дифференциально-психологический (процесс формирования индивидуального строя жизни).

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. П.с. является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. До 90-х гг. в отечественной педагогической теории П.с. рассматривалось в основном как идея профессиональной ориентации. Современное понимание П.с. охватывает проблемы взаимосвязи П.с. с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека и др. В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника на рынке труда. В анализе П.с. возможны различные подходы: социологический (задачи, которые общество ставит перед личностью), социально-психологический (процесс поэтапного принятия решений личностью и согласования собственных предпочтений и потребностей общества), дифференциально-психологический (процесс формирования индивидуального строя жизни). Условно можно выделить следующие взаимосвязанные этапы П.с.: дошкольный - формирование первоначальных трудовых навыков и умений; начальная школа (пропедевтический) - возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой); первая ступень основной школы (5-7-е классы) - осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии; вторая ступень основной школы (8-9-е классы) - начало формирования профессионального самосознания; полное среднее учебное заведение - профессиональная ориентация на основе углубленного изучения отдельных учебных предметов; профессиональное учебное заведение - овладение профессией; профессиональная деятельность - повышение квалификации или переориентация на другую профессиональную деятельность. В П.с. большую роль играет взаимодействие семьи, государственно-общественных структур (общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования детей и дополнительного образования взрослых, службы занятости и др.). Психолого-педагогическая поддержка П.с. направлена на последовательную реализацию права подрастающего гражданина на сознательный выбор профессии. П.с. осуществляется в процессе преподавания основ наук, в ходе профессиональной подготовки. П.с. способствует система дифференцированного обучения в специализированных классах и школах, вариативность видов и типов учебных заведений различного профиля (см.Вариативность образования), позволяющая наилучшим образом удовлетворить образовательные и профессиональные потребности учащихся. Для практической реализации П.с. важное значение имеют социально-экономическая диагностика динамики профессий, разработка практических моделей П.с. с учетом различных форм партнерства общеобразовательных школ с производством и системой профессиональной подготовки молодежи, анализ педагогического опыта и разработка учебно-методической литературы в сфере П.с. — состояние готовности выпускников к реальному и осознанному выбору профессии. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации, достигаемой благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. П.с. охватывает весь жизненный и трудовой путь человека и поэтому может рассматриваться как важная составная часть жизненного самоопределения, т.е. занятия определенного места в социальной структуре общества, вхождения в ту или другую социальную группу, выбора определенного образа жизни и, конечно, выбора сферы трудовой деятельности и конкретной профессии. В этом смысле П.с. находится в одном ряду с социальным, нравственным, семейным и т.п. видами самоопределения.
Теоретические основы П.с. рассматриваются во взаимосвязи с общим процессом самоопределения личности, опосредованностью внешних воздействий на личность черезвнутренние условия ее деятельности, самоограничением выбора при высокой самоответственности за этот шаг, профессиональным становлением личности, активной позицией человека по отношению к общности, в которой он реализует себя как личность и которая выступает для него в качестве зеркала его личностных качеств и др.
П.с. – многоаспектный процесс. К его рассмотрению и реализации применяются, прежде всего, следующие подходы: социологический – П.с. рассматривается как серия задач, которые ставит общество перед личностью; социально-психологический – П.с. рассматривается как процесс поэтапного принятия решений личностью, посредством чего можно согласовать собственные предпочтения личности и потребности общества; дифференциально-психологический – П.с. рассматривается как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.
Условно выделяются следующие взаимосвязанные этапы П.с. молодежи:
1. Дошкольный – у детей появляется положительное отношение к людям труда и их занятиям, то есть отношение к профессиональному миру, начинается формирование у ребенка первоначальных трудовых умений в доступных ему видах деятельности.
2. Начальные классы (пропедевтический) – у младших школьников пробуждается добросовестное отношение к труду, возникает понимание его роли в жизни человека и общества, проявляется интерес к профессиям родителей и т.п.; всему этому способствует участие детей в различных видах познавательной, игровой, трудовой, общественно полезной деятельности.
3. Первая ступень основной школы (V–VII классы) – у подростков возникают профессиональные намерения, они начинают постепенно осознавать свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии; все это происходит в процессе различных видов практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая деятельность.
4. Вторая ступень основной школы (VIII–IX классы) – развитие у школьников профессионального самосознания, у них появляется личностный смысл выбора профессии, они соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора сферы будущей деятельности; на этом этапе учащиеся вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в изучении научных основ выбора профессии, в овладении методиками диагностики и самодиагностики.
5. Учеба в среднем общеобразовательном учебном заведении (школе, гимназии, лицее) – осуществляется профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных учебных предметов, уделяется внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в саморазвитии и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.
6. Овладение профессией – обучение в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях; на этом этапе завершается подготовка профессионала.
7. Профессиональная деятельность – повышение квалификации, а также переориентация на другую профессиональную деятельность.
Лит.: Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1988; Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, 1993; Профессиональная ориентация: Программа педагогических институтов / Сост. С.Н. Чистякова. – М., 1990.
В.И. Коваль, Т.А. Родионова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
223.29 кб

Профессиональное самоопределение личности

Кретова Н. А.
Целью профессионального образования, определенной в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответ
Читать PDF
3.44 мб

Профессиональное самоопределение школьников

Федорова Людмила Дмитриевна
В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения школьников.
Читать PDF
249.66 кб

Готовность к профессиональному самоопределению

Веселкова Елена Александровна, Веселков Алексей Владимирович
В статье рассматриваются механизмы формирования готовности к профессиональному самоопределению. Важно учитывать индивидуальные потребности личности.
Читать PDF
563.58 кб

Профессиональное самоопределение старшеклассника

Джумалиева Джаныл Мусабековна
Цель данной статьи раскрыть вопросы становления профессионального самоопределения у старшеклассника в процессе использования психологических способов личностной активизации, ведущей к самооценке, самопознанию.
Читать PDF
227.53 кб

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Екатерина Александровна Слесарева, Светлана Юрьевна Михайлова, Нина Владимировна Задохина
Приводятся результаты проведенного исследования, направленного на изучение особенностей смысложизненных ориентаций индивидов юношеского возраста, а именно курсантов Московского университета МВД России имени В.Я.
Читать PDF
65.66 кб

Теория профессионального самоопределения личности

Н. Д. Хмель, Б. Г. Сарсенбаева
Читать PDF
278.32 кб

Факторы профессионального самоопределения личности

Кретова Наталья Анатольевна, Вершинин Сергей Иванович
Достойная работа дает человеку большие возможности: она позволяет ему самореализовать себя, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия личности, поддерживает психическое здоровье и что очень важно дает
Читать PDF
559.22 кб

Профессиональное самоопределение учащейся молодежи

Кондратенко Наталья Александровна, Шашкова Светлана Николаевна
Рассматривается процесс профессионального самоопределения учащейся молодежи; анализируются факторы, влияющие на выбор направления обучения и профессии в целом; анализируются изменения, происходящие с молодыми людьми в период обуче
Читать PDF
2.57 мб

Проблемы профессионального самоопределения молодежи

Семина Ольга Алексеевна, Клименко Наталья Сергеевна
В статье рассматриваются противоречия при решении вопросов профессионального самоопределения; факторы, организационно-педагогические и социально-педагогические условия профессионального самоопределения, а также предпосылки его фор
Читать PDF
504.26 кб

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

Избасарова Н.Ю., Летучева Л.А.
В статье раскрывается актуальность проблемы профессионально-личностного самоопределения молодежи, выделяются основные периоды развития педагогических представлений о сущности профессионально-личностного самоопределения, выделяются
Читать PDF
327.34 кб

Профессионально-личностное самоопределение молодежи

Шайдурова О. В., Гончаревич Н. А.
Авторы считают, что важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального самоопределения личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать свою профессион
Читать PDF
261.41 кб

Социально-профессиональное самоопределение личности

Жигулин А.А.
В статье рассматриваются проблемы социально-профессионального самоопределения личности.
Читать PDF
294.01 кб

Проблема профессионального самоопределения молодежи

Авакова Элина Борисовна
В статье приведены тенденции выбора студенческой молодежью престижных и прибыльных профессий, отмечены положительные и отрицательные стороны раннего профессионального становления, подчеркнута необходимость проведения профконсульта
Читать PDF
452.15 кб

Профессиональное самоопределение как научное понятие

Буров Константин Сергеевич
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в современном социуме все острее проявляется противоречие между личностными предпочтениями и социальными запросами, что приводит к появлению социально значимых проблем профессиональног
Читать PDF
181.31 кб

Социально-профессиональное самоопределение подростков

Александрова Ольга Владимировна
В статье раскрывается актуальность и сущность проблемы социально-профессионального самоопределения подростка, а также возможности детской общественной организации в ее решении.

Похожие термины: