ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Профессионально-техническое училище
учреждение профессионально-технического образования, которое реализует образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего), образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовывать образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу повышения квалификации рабочих (служащих), образовательную программу переподготовки рабочих (служащих), образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), образовательную программу обучения в организациях, образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь.

Источник: Справочник методиста. ч. 1

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА (ПТУ)
в Рос. Федерации тип проф. школы. Созданы в 1958 в соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы нар. образования в СССР» путем преобразования ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения (ФЗО) в гор. и сел. ПТУ. По реформе общеобразоват. и профшколы (1984) ПТУ были реорганизованы вместе с техническими училищами в единый тип уч. заведения — ср. проф.-тех. уч-ще (СПТУ). СПТУ готовили квалифициров. рабочих со ср. образованием (срок обучения для окончивших неполную ср. школу — 3 года, для выпускников ср. общеобразоват. школы — до 1 года). Они находились в непосредственном ведении местных органов проф.-тех. образования и создавались, как правило, на базе предприятий (в сел. местности — в каждом адм. р-не). В СПТУ на дневное обучение принимались граждане в возрасте до 30 лет, на вечернее обучение и в отд. группы по переподготовке — без ограничения возраста. В России с нач. 90-х гг. в условиях перехода к рыночной экономике осуществляется пересмотр орг. основ системы профессионально-технического образования. Возникли новые типы ПТУ: техн. лицеи, фермерские школы, коммерч. уч-ща, муниципальные колледжи и высш. проф. уч-ща, в к-рых уч. курсы строятся с учетом принципов непрерывного образования и регион, ситуации на рынке труда.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Профессионально-технические училища
в Российской Федерации – учебные заведения начального профессионального образования. Созданы в соответствии с Законом об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР (1958) как профессионально-технические училища (ПТУ) на базе ремесленных, железнодорожных, строительных, горнопромышленных училищ, школ ФЗО, учебных заведений системы трудовых резервов. Подразделялись на 2 типа: городские и сельские (срок обучения от 1 до 3 лет). Создавались дневные и вечерние (сменные) ПТУ. В 1961 году в СССР функционировало 3684 ПТУ (св. 1 млн. учащихся). В 1965 году они готовили по более чем 2000 профессиям. Учащиеся дневных училищ находились на государственном обеспечении (питание и обмундирование или стипендия); за работы, выполненные в процессе производственного обучения, выплачивалась заработная плата. В вечерних училищах и отделениях (группах) при дневных училищах обучались лица, занятые на производстве. Производственное обучение осуществлялось в учебных мастерских и лабораториях училищ либо на специальных учебных производственных участках предприятий и в виде практики – непосредственно на производстве под руководством мастера училища или специалиста предприятия. Теоретическое обучение проводилось по общеобразовательным, общетехническим и специальным предметам.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА (ПТУ)
в Рос. Федерации учебные заведения начального профессионального образования. Созданы в соответствии с Законом об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР (1958) как профессионально-технические училища (ПТУ) на базе ремесленных, железнодорожных, строительных, горнопромышленных училищ, школ ФЗО, учебных заведений системы трудовых резервов (см.Трудовые резервы СССР). Подразделялись на 2 типа: городские и сельские (срок обучения от 1 до 3 лет). Создавались дневные и вечерние (сменные) ПТУ. В 1961 в СССР функционировало 3684 ПТУ (св. 1 млн. учащихся). В 1965 они готовили по более чем 2000 профессиям. Учащиеся дневных училищ находились на государственном обеспечении (питание и обмундирование или стипендия); за работы, выполненные в процессе производственного обучения, выплачивалась заработная плата. В вечерних училищах и отделениях (группах) при дневных училищах обучались лица, занятые на производстве. Производственное обучение осуществлялось в учебных мастерских и лабораториях училищ, либо на специальных учебных производственных участках предприятий и в виде практики - непосредственно на производстве под руководством мастера училища или специалиста предприятия. Теоретическое обучение проводилось по общеобразовательным, общетехническим и специальным предметам. С 1969 ПТУ обычного типа преобразовывались в средние, готовившие квалифицированных рабочих со средним образованием. В 1980 Положением о профессионально-технических учебных заведениях СССР учреждены два типа дневных ПТУ: средние с 3-4-летним сроком обучения и училища массовых профессий со сроком обучения 1-2 года, а также вечерние. В 1980 4026 средних ПТУ (более чем с 2 млн. учащихся) готовили рабочих по 926 профессиям. Выпускники-отличники получили право поступления в технические вузы. Училища массовых профессий стали сокращаться. К 1991 в Рос. Федерации работало 4321 ПТУ с 1,8 млн. учащихся. По Закону РФ об образовании (1992) преобразованы в профессиональные училища. — основное звено начального профессионального образования квалифицированных рабочих на базе основного общего или среднего (полного) общего образования. Существуют в России с 1958 г. и внесли значительный вклад в подготовку молодых рабочих. С 90-х гг. идет преобразование ПТУ в технические лицеи. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. Учеб. пособие. - Кемерово, 2002. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ училище
(профтехучилище, ПТУ) – учебное заведение, готовящее квалифицир. рабочих и служащих; дающее проф.-тех. образование после окончания 8-летней или сред. общеобразовательной школы. Проф.-тех. училища были созданы на основании закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958). В соотв. с этим законом в ПТУ были преобразованы ремесленные, ж.-д., строит., горнопромышл. училища и школы, школы ФЗО, училища механизации сел. х-ва и другие учеб. заведения системы трудовых резервов, школы ФЗУ и профтехшколы совнархозов и ведомств. Срок обучения в городских ПТУ – от 1 года до 3 лет, в сельских – от 1 года до 2 лет. Перечень профессий, по которым готовили ПТУ, в 1965 г. включал более 2000 профессий и спец-стей. Учеб. планы ПТУ включали теор. и произв. (практическое) обучение. «В 1958–1959 гг. был принят Закон “Об укреплении связи школы с жизнью…”. В соотв. с этим Законом… был учрежден новый тип учеб. заведений – проф.-тех. училища (ПТУ)… Гл. отличием ПТУ стало то, что параллельно с проф. обучением здесь давалась и общеобразоват. подготовка, сходная по содержанию со школьной, но значительно ниже по уровню» (ИПО, 2001, 497–498)
О вт. пол. 1960-х.: «Начальный период производств. обучения обычно проходит в учеб. мастерских училищ. Сельские ПТУ, кроме того, располагают учеб. хоз-вами, где учащиеся проходят первонач. практику по агрономии и животноводству, обучаются работе на с.-х. машинах. В дальнейшем учащиеся совершенствуются по своей спецсти на базовом предприятии, в совхозе, колхозе… Теор. обучение осуществляется в кабинетах-лабораториях в основном по классно-урочной системе… В ПТУ широко развита внекл. работа: тех. творчество, занятия в разл. предметных кружках, худ. самодеят-сть, физкультурноспорт. работа... Учеб. работу в ПТУ ведут мастера произв. обучения, а по предметам теор. обучения – инженерно-пед. работники. Учащиеся дневных ПТУ получают бесплатно питание и обмундирование или стипендию. Кроме того, им выплачивается в установленном порядке зар. плата за работы, выполненные в процессе произв. обучения» (ТВПО, 1968, 160–161).
О середине 1970-х гг.: «Общее рук-во проф.-тех. училищами осуществляет Гос. Комитет Совета Министров СССР по проф.-тех. образованию. В проф.тех. училища принимаются без экзаменов юноши и девушки с неполным сред. (восьмилетним) образованием. Окончившие сред. школу поступают в тех. училища… или спец. группы ПТУ (срок обучения – 1–1,5 года). Большинство средних ПТУ (городских и сельских) дают учащимся (воспитанникам) наряду с рабочей профессией и общее сред. образование. Большая часть училищ проводит занятия по дневной системе обучения, с отрывом от пр-ва, но есть и вечерние (сменные) ПТУ для работающей молодёжи. Обучение во всех ПТУ бесплатное. Срок обучения в сред. проф.-тех. училище – 3–4 года в зависимости от специализации. Учеб. планы предусматривают как теор. подготовку, так и произв. обучение учащихся. Теор. подготовка, т.е. изучение спец. и общеобразоват. учеб. предметов проводится в тесной связи с произв. обучением. На произв. обучение и изучение спец. предметов отводится около 60% учеб. времени. Учеб. год делится на два полугодия и завершается переводными экзаменами. Два раза в год учащиеся отдыхают на каникулах. Осн. форма учебных занятий – урок. Расписание занятий составляется отдельно для каждой учебной группы. Теор. занятия проходят в классах, кабинетах и лабораториях. Изучение общеобразоват. учеб. предметов ведётся в полном объёме дневной сред. школы. Сокращено только кол-во учеб. часов на изучение географии и биологии. Ин. язык изучается факультативно, то есть по желанию учащихся. Произв. обучение проходит сначала в произв. мастерских училища, затем – на базовых предпр-иях ПТУ. Во время произв. практики базовое предпр-ие прикрепляет к учащимся ПТУ наставников из числа передовиков произв-ва. В конце курса обучения учащиеся сдают выпускные экзамены по общеобразоват. и спец. предметам, а также квалификац. экзамены на получение разряда по профессии. Выпускникам училища выдаётся диплом о присвоении разряда по профессии и получении общего сред. образования. Распределение (направление на работу) они получают, как правило, на то базовое предприятие, на котором они проходили произв. практику. Выпускники дневных ПТУ обязаны проработать по распределению не менее трёх лет. Диплом с отличием даёт право поступления на дневные отделения сред. спец. и высших учеб. заведений непосредственно после окончания училища… Теор. и практ. занятия в профтехучилище ведут учителя и мастера произв. обучения. В ряде вузов и техникумов созданы инженерно-пед. факультеты, которые готовят преподавательские кадры специально для ПТУ… Учащиеся обеспечиваются бесплатным питанием и одеждой или получают стипендию. Кроме того, им выплачивается треть денег, заработанных за время произв. обучения. Остальная часть суммы поступает в фонд училища и расходуется на оборудование помещений, культурные мероприятия и т. п… Приезжим предоставляется общежитие» (Денисова, 1978, 180–183).
О 1980-х гг.: «[В проф.-тех. училищах] молодые люди могут получить как традиц. профессии (продавец, швея, повар и т. д.), так и самые современные, появление которых вызвано требованиями научно-тех. прогресса (рабочий по наладке, ремонту и монтажу автоматических линий с программным управлением…, оператор ЭВМ и т. д.). …Непосредственное участие в производительном труде дает возможность ощутить себя взрослыми, распорядиться заработанными деньгами, что так заманчиво для 15–17-летних юношей и девушек. В ПТУ принимают выпускников сред. общеобразоват. школы. Сроки их обучения в училище составляют, как правило, до одного года. В ПТУ также принимают молодых людей, окончивших неполную сред. школу. В этом случае сроки обучения устанавливаются до 2 (без получения сред. образования) или 3 лет (с получением сред. образования). Нормы мат. обеспечения учащихся ПТУ утверждаются Советом Министров СССР. Кроме того, учащимся выплачивают денежное вознаграждение за работы, выполненные во время производств. обучения и производств. практики… Обучают профессии в ПТУ преподаватели общетех. и спец. предметов, мастера производств. обучения с участием наставников – рабочих базовых предприятий. Время обучения в училище засчитывается в трудовой стаж. После окончания ПТУ и сдачи квалификац. экзаменов учащимся присваивается рабочий разряд. В соответствии с ним они обеспечиваются работой по спец-сти. Выпускникам ПТУ предоставляется право поступления в высшие и сред. спец. показательные мастерские. В проф.-тех. школах, созданных на базе дорев. низших тех. и ремесленных училищ, был 4-летний срок обучения; поступавшие должны были иметь образование в объеме школы 1-й ступени. Проф.-тех. школы выпускали квалифицир. рабочих, кот. после определенного производств. стажа могли стать мастерами» (ТВПО, 1968, 279).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
437.03 кб

Профессиональная подготовка квалифицированных рабочих в технических училищах Украины в 1954-1984 гг

Микитенко Елена Cтепановна
В статье обосновывается применение идей педагогического опыта профессиональной под готовки квалифицированных рабочих в техни ческих училищах (1954-1984 гг.
Читать PDF
143.60 кб

Сравнительный анализ уровня физической подготовленности учащихся профессионально-технических училищ,

Становов Вячеслав Валентинович, Палецкий Дмитрий Федорович
Одной из важнейших функций российской системы физического воспитания является подготовка молодежи к высокопроизводительной трудовой деятельности.
Читать PDF
243.40 кб

Особенности физического развития молодежи, поступившей в профессионально-технические училища различн

Становов Вячеслав Валентинович, Быков Василий Александрович
Полученные нами данные об особенностях физического развития, девушек приступающих к освоению профессий малоподвижного труда в профтехучилищах соответствующего профиля, позволили в определенной степени устранить имевшийся пробел в
Читать PDF
130.02 кб

Из опыта профессионально-технических училищ Ленинабадской области по организации и совершенствованию

Хошимова Шафоат Файзуллоевна
Статья посвящена изучению опыта работы профессионально-технических училищ Ленинабадской области в 60-е 80-е гг. XX в. Автор, опираясь на архивные материалы, показывает, что во второй половине XX в.
Читать PDF
308.27 кб

Из опыта работы лучших профессионально – технических училищ Согдийской области по развитию техническ

Абдукадыров Абдухафиз Абдукудусович
В статье изложены результаты анализа состояния профессионально-технического образования в Республике Таджикистан в ХХI веке в связи с необходимостью принятия на государственном уровне комплексного программного документа о направле

Похожие термины: