ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
описательная модель профессии, определяющая ее место в экономике, содержание трудовой деятельности, требования к содержанию профессионального образования и личности обучающихся. Профессиональная характеристика включает в себя: название профессии; предназначение (задача профессии); деятельность (выполнение определенных видов работ); примечание (желательные знания).
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
официальный документ, объединяющий систематизированные общественные, научно-технические, педагогические и психофизиологические характеристики профессий квалифицированного рабочего. Являясь описательной моделью профессии, профессиональная характеристика определяет ее содержание и структуру, содержит данные о необходимом уровне образования. Она также определяет место профессии квалифицированного рабочего в народном хозяйстве, перспективы ее развития и модификации, материально-технические условия производства, содержание и условия трудовой деятельности, требования к общей, политической и профессиональной подготовке, психофизические требования и ограничения медицинской пригодности.264
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
описательная модель профессии (специальности), определяющая ее место в экономике, содержание трудовой деятельности, требования к профессиональной подготовке и контингенту обучаемых и на этой основе – конечные цели профессионального образования.
П.х. отражает общие интегрированные требования к знаниям и умениям по профессии или специальности (безотносительно разрядов, классов, категорий) и требования к отдельным специальностям.П.х. предназначена для научно обоснованного отбора содержания обучения по интегрированным профессиям, разработки системы контроля за качеством профессиональной подготовки, организации работы по профориентации, определения форм повышения квалификации рабочих. Структура и параметры П.х. обеспечивают эквивалентность требований к уровню подготовки профессиональных кадров на всей территории Российской Федерации.
П.х. разрабатывается на профессии и специальности Федерального Перечня и отражает:
– название профессии;
– интегрируемые специальности;
– номер профессии по Перечню;
– назначение и сферу применения профессии;
– основные виды деятельности в рамках профессии и группируемых специальностей;
– теоретические основы профессиональной деятельности (требования к знаниям);
– требования к личности рабочего (служащего), уровню его общего образования;
– специфические требования.
Лит.: Основные положения государственного стандарта начального профессионального образования. – М., 1994; Справочник мастера производственного обучения / Под ред. Ю.А. Якубы. – М., 1998.
Ю.А. Якуба
П.х. отражает общие интегрированные требования к знаниям и умениям по профессии или специальности (безотносительно разрядов, классов, категорий) и требования к отдельным специальностям.П.х. предназначена для научно обоснованного отбора содержания обучения по интегрированным профессиям, разработки системы контроля за качеством профессиональной подготовки, организации работы по профориентации, определения форм повышения квалификации рабочих. Структура и параметры П.х. обеспечивают эквивалентность требований к уровню подготовки профессиональных кадров на всей территории Российской Федерации.
П.х. разрабатывается на профессии и специальности Федерального Перечня и отражает:
– название профессии;
– интегрируемые специальности;
– номер профессии по Перечню;
– назначение и сферу применения профессии;
– основные виды деятельности в рамках профессии и группируемых специальностей;
– теоретические основы профессиональной деятельности (требования к знаниям);
– требования к личности рабочего (служащего), уровню его общего образования;
– специфические требования.
Лит.: Основные положения государственного стандарта начального профессионального образования. – М., 1994; Справочник мастера производственного обучения / Под ред. Ю.А. Якубы. – М., 1998.
Ю.А. Якуба
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.