Профессиография
ПРОФЕССИОГРАФИЯ
технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физиологическим возможностям человека [67, c. 296; 80, c. 453; 82, c. 638].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Профессиография
описание профессий с точки зрения требований, предъявляемых к человеку. Результатом профессиографии является профессиограмма. На основании профессиограммы делаются попытки определить профессиональную пригодность человека к той или иной профессии и производить профотбор.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Профессиография
технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психофизиологическим возможностям человека. Используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимодействия человека и профессии.
Источник: Исследовательская деятельность
Профессиография
(от лат. professio — постоянная специальность, служащая источником существования + grafo — пишу) — 1) процесс изучения, психологическая характеристика и проектирование профессии; 2) технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психическим способностям, психолого-физиологическим возможностям человека. Обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда; 3) технологические процессы, коррелируемые с исследованием — интерпретацией тех требований, которые предъявлены профессией к индивидуально-психологическим качествам субъекта, к его психопотенциям, психоспособностям, психофизиологическим возможностям. В настоящее время П. выступает теоретической основой разработки стандартов профессии — весьма актуальной научно-прикладной проблемы профессиональной педагогики.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Профессиография
[профессия + гр. grapho…(букв. пишу) – вторая часть сложных слов, обозначающая описание чего-л.] – метод изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психофизическим возможностям человека. Используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. П. обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда. П. охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности – социальные, социально-экономические, технические, исторические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от социального заказа.
ПРОФЕССИОГРАФИЯ
раздел психологии труда, предметом изучения которого является мир профессий. П. описывает профессии соответственно их требованиям к личности. Результатом П. является составление профессиограммы. Выявляя психологические особенности деятельности, распределение их рабочего времени, инженерно-психологическое своеобразие рабочего объекта, требования к психическим процессам, условиям нахождения на рабочих местах, психологические причины возникновения ошибок в ходе работы, характер напряженных ситуаций, особенности профессионально важных психологических качеств и свойств личности специалиста, П. способствует проведению профессиональной ориентации и отбора, формированию психологической готовности к обучению и труду, выработке рекомендаций по распределению выпускников учебных заведений.
Основной метод проведения П. экспертная оценка в ходе наблюдений за работой специалистов. Применяется беседы, хронометраж рабочего дня и отдельных циклов работы, изучение документов, регламентирующих деятельность специалистов, а также их самоотчеты для выявления личного отношения к происходящим явлениям.
П. – направление комплексных научных исследований, имеющее целью создание профессиограмм различных профессий их описание и классификацию. В настоящее время наметилась тенденция рассматривать П. как составную часть профессиологии.
Выделяются: информационная П., коррекционная П., диагностическая П., формирующая П.
Основной метод проведения П. экспертная оценка в ходе наблюдений за работой специалистов. Применяется беседы, хронометраж рабочего дня и отдельных циклов работы, изучение документов, регламентирующих деятельность специалистов, а также их самоотчеты для выявления личного отношения к происходящим явлениям.
П. – направление комплексных научных исследований, имеющее целью создание профессиограмм различных профессий их описание и классификацию. В настоящее время наметилась тенденция рассматривать П. как составную часть профессиологии.
Выделяются: информационная П., коррекционная П., диагностическая П., формирующая П.
Источник: Акмеологический словарь