Проективная педагогика

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Проективная педагогика
лат. – выбрасывание вперед) – это система научно-педагогического знания, способствующего изучению, описанию и прогнозированию развития педагогического проектирования как основы деятельности по воспитанию и обучению учащихся. Проективная педагогика разрабатывает теоретические основы технологической стороны деятельности учителя – цели, принципы, формы, этапы проектирования педагогических ситуаций, процессов и систем (например, проблемных ситуаций, урока или системы гражданского воспитания).

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПЕДАГОГИКА ПРОЕКТИВНАЯ
одно изнаправлений педагогики, в рамках которого ученикам предоставляется возможность самостоятельно творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, что позволяет научить их самостоятельно решать при этом возникающие проблемы (см. Обучение проектное). П. п. отличается качественно новой задачей: развитие не только ученика, но и содержания его образования, которое формируется в ходе активной деятельности самого ученика. Ученик становится субъектом, конструктором и продуктом своего собственного образования. Он организатор своих знаний проектировщик этапов саморазвития. Он столь же важен, как учитель. Главная особенность подобного подхода – создание учениками (и учителем) личностной образовательной продукции: интеллектуальных открытий – изобретений и конструкций, стихов, задач, гипотез, правил, исследований, поделок, сочинений, программ обучения, проектов и т. п. Дидактическое обеспечение – обеспечивают результаты как внутренней динамики ученика (его умений, способностей, знаний), так и изучаемых дисциплин разного уровня (творческие работы учащегося). Предлагаемый педагогический подход принципиально отличается от традиционных методов обучения, когда ученик учит «материал», не имея при этом личного опыта решения аналогичных проблем. Он лишь заполняет себя чужой информацией, к получению которой имеет косвенное отношение. Замена дисциплинарно ориентированной модели обучения на модель проектно-созидательную, разработанную на основе личностно-деятельного подхода, изменит традиционное понимание учителями процессов овладения знаниями об окружающем мире и места личности в нем. Логика такой модели базируется на идеи формирования и развития целостной мировоззренческой картины через совершенствование системы обучения: моделирования, интегрирования, конструирования, проектирования инноваций, сотрудничества в исследованиях. Отсюда задача – переориентация обучения на учение как построение самим учеником личностно значимых моделей познания. Смена авторитарной педагогики на П. п. предполагает:
- проектирование социально-культурной и образовательной среды таким образом, чтобы максимально способствовать естественному развитию личности школьника и стимулировать его деятельность;
- познание окружающего мира – в тесном сотрудничестве учащихся и учителей, специалистов и ученых в работе над проектами: в рамках моделирования, конструирования и исследования (Режим доступа: http:// www.inter-pedagogika.ru). И. В. Ламаш

Источник: Глоссарий современного образования.