Проблематизация

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Проблематизация
механизм, лежащий в основе вскрытия проблемности объекта субъектом, материализованной в данной проблемной задаче.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Проблематизация
это тип мыслительного процесса, организация которого ориентирована на постановку проблемы. Поскольку проблема предполагает выявление границы между сохраняемой частью предшествующего в деятельности и той частью, которая должна быть устраненной, то возникает вопрос о том, что может быть взято для замены устраняемого, при предположении, что "место" для какого-либо варианта наполнения не может быть пустым. Если в решении задач содержание вопроса задает "место" для искомого и организует поиск ответа среди исходных данных, то в постановке проблемы в самих исходных данных фиксируется некоторый разрыв, парадокс, требующий оформления и сущностной трактовки. В этом разрыве заключен вопрос, который и нужно сформулировать. Содержание вопроса->суть проблема как результат проблематизации. Снятие разрыва осуществляется за счет деформации исходного материала, а не за счет дооформления его и поиска фрагмента в качестве ответа на вопрос заданного типа. В построении высказываний и в дискуссии в целом различие задачи и проблемы, постановки задач и постановки проблем выглядит как различные стратегии построения высказывания и полемики. Если стратегия ориентируется на понимание, то вопросы подчинены поиску тех предикатов или средств понимания, которые сущностно выражают то, что говорится автором. В результате возникает задачная ситуация, сводимая к решению серии задач без трансформации авторской точки зрения. Если стратегия ориентируется на понимание, то вопросы подчинены поиску предикатов, изменяющих точку зрения и девальвирующих содержание авторских высказываний. Если они сохраняются, то лишь как возможные ответы на новые, иные вопросы. Проблематизация является основным типом мышления, осуществляемым в развитии деятельности. При установке на развитие деятельности и самого деятеля владение техникой проблематизации и депроблематизации является важнейшим условием повышения индивидуального акме профессионала в любой области. Таким образом, П.введение вопросов проблемного типа, содержание которых выводит за рамки того основания, из которого проистекают «задачные вопросы». Предполагается фиксация целостности основания задачных вопросов и нахождение такого материала «условий», который требовал бы для своего «оправдания» расширения основания. При проблематизации пользуются принципами «казуальной», «объектно-казуальной» и «процессуальной» непрерывности. Технологически проблематизация сводится к обнаружению «места» для расширения основания, «заполнение» которого сведет проблемную ситуацию к задачной.

Источник: Методологический словарь для стратегов

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
243.32 кб

Проблематизация российского образования: философский аспект

Кузнецов А. И.
Читать PDF
212.72 кб

Проблематизация содержания иноязычного учебного материала (на примере проектирования цифровых ресурс

Никитина Елена Юрьевна, Тихонова Анастасия Леонидовна
В статье анализируются понятия проблематизации, проблемной ситуации. Авторы освещают возможности проблематизации учебного материала в проектировании цифровых ресурсов иноязычного образования будущих учителей
Читать PDF
345.84 кб

Проблематизация учебного материала в проектировании цифровых ресурсов иноязычного образования

Никитина Елена Юрьевна, Тихонова Анастасия Леонидовна
В статье анализируются понятия проблематизации, проблемной ситуации. Авторы освещают возможности проблематизации учебного материала в проектировании цифровых ресурсов иноязычного образования будущих учителей.
Читать PDF
345.84 кб

Проблематизация учебного материала в проектировании цифровых ресурсов иноязычного образования

Никитина Елена Юрьевна, Тихонова Анастасия Леонидовна
В статье анализируются понятия проблематизации, проблемной ситуации. Авторы освещают возможности проблематизации учебного материала в проектировании цифровых ресурсов иноязычного образования будущих учителей.
Читать PDF
236.84 кб

Проблематизация заданий как путь формирования творческого мышления студентов

Скворцов Александр Владимирович
В статье рассматривается проблематизация учебных заданий в соответствии с основными типами проблемных ситуаций как один из наиболее перспективных путей усвоения студентами учебного материала и формирования у них творческого мышлен
Читать PDF
2.69 мб

Онтология кино и проблематизация ключевых вопросов теоретического киноведения*

С.Ю. Штейн
В статье осуществляется построение неформализованной онтологии кино, актуализируются такие понятия, связанные с онтологией кино, как онтологическое и моделируемое содержание, выводится логически выстроенный аксиоматический ряд, св
Читать PDF
1.27 мб

Проблематизация учебного текста как средство развития творческого мышления бакалавров

Скворцов Александр Владимирович
В статье рассматривается проблематизация текста учебников и учебных заданий к нему как одно из средств развития творческого мышления бакалавров.
Читать PDF
274.53 кб

Проблематизация социокультурного проектирования процесса гражданско-патриотического воспитания совре

Минуллина Элина Ильдаровна
В статье раскрыта проблематизация социокультурного проектирования процесса гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи, обозначены социокультурные тенденции, влияющие на эффективность процесса гражданск
Читать PDF
355.27 кб

Проблематизация медиации в системе образования Нижегородской области

Петрова Ирина Эдуардовна, Плотникова Екатерина Сергеевна
С позиций конструктивистского подхода анализируется школьное насилие и становление школьной медиации. Анализируется процесс депроблематизации конфликтов и процедуры медиации в образовании.
Читать PDF
108.81 кб

"Антропологизация" как фактор проблематизации в познании

Ардашкин И. Б.
Рассматривается процесс антропологизации познания через способы проблематизации знания.
Читать PDF
268.76 кб

Актуальность проблематизации современного учебного материала при подготовке бакалавров педагогическо

Комиссарова Татьяна Сергеевна, Скворцов Александр Викторович
В статье анализируются и используются понятия «компетенция» и «компетентность», являющиеся базой для ФГОС третьего поколения, рассматривается проблематизация современного учебного материала как наиболее перспективный способ усвоен
Читать PDF
179.72 кб

Методологические основы проблематизации как средства развития содержания концепции и программы сетев

Ходусов А. Н.
Дано обоснование методологических основ проблематизации как средства развития содержания концепции и программы профессионализации учащейся молодежи.