Проблематизация
Проблематизация
механизм, лежащий в основе вскрытия проблемности объекта субъектом, материализованной в данной проблемной задаче.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
Проблематизация
это тип мыслительного процесса, организация которого ориентирована на постановку проблемы. Поскольку проблема предполагает выявление границы между сохраняемой частью предшествующего в деятельности и той частью, которая должна быть устраненной, то возникает вопрос о том, что может быть взято для замены устраняемого, при предположении, что "место" для какого-либо варианта наполнения не может быть пустым. Если в решении задач содержание вопроса задает "место" для искомого и организует поиск ответа среди исходных данных, то в постановке проблемы в самих исходных данных фиксируется некоторый разрыв, парадокс, требующий оформления и сущностной трактовки. В этом разрыве заключен вопрос, который и нужно сформулировать. Содержание вопроса->суть проблема как результат проблематизации. Снятие разрыва осуществляется за счет деформации исходного материала, а не за счет дооформления его и поиска фрагмента в качестве ответа на вопрос заданного типа. В построении высказываний и в дискуссии в целом различие задачи и проблемы, постановки задач и постановки проблем выглядит как различные стратегии построения высказывания и полемики. Если стратегия ориентируется на понимание, то вопросы подчинены поиску тех предикатов или средств понимания, которые сущностно выражают то, что говорится автором. В результате возникает задачная ситуация, сводимая к решению серии задач без трансформации авторской точки зрения. Если стратегия ориентируется на понимание, то вопросы подчинены поиску предикатов, изменяющих точку зрения и девальвирующих содержание авторских высказываний. Если они сохраняются, то лишь как возможные ответы на новые, иные вопросы. Проблематизация является основным типом мышления, осуществляемым в развитии деятельности. При установке на развитие деятельности и самого деятеля владение техникой проблематизации и депроблематизации является важнейшим условием повышения индивидуального акме профессионала в любой области. Таким образом, П.введение вопросов проблемного типа, содержание которых выводит за рамки того основания, из которого проистекают «задачные вопросы». Предполагается фиксация целостности основания задачных вопросов и нахождение такого материала «условий», который требовал бы для своего «оправдания» расширения основания. При проблематизации пользуются принципами «казуальной», «объектно-казуальной» и «процессуальной» непрерывности. Технологически проблематизация сводится к обнаружению «места» для расширения основания, «заполнение» которого сведет проблемную ситуацию к задачной.
Источник: Методологический словарь для стратегов