Принуждение
Принуждение
воздействие на человека с целью заставить его что-либо сделать независимо от его желания; один из методов воспитания.
Принуждение
метод волевого воздействия воспитателя на ребенка или руководителя на подчиненного. Проявляется через требование, приказ, угрозу, физическое или сильное моральное наказание, шантаж и другие способы. Принуждение – это неестественный способ общения людей, т.к. любое волевое воздействие наталкивается на волю другого человека. В одном случае человек «ломается», в другом – смиряется, в третьем – противодействует, сопротивляется и плохо выполняет поручение, которое называет «принудиловкой». Так что этот метод очень опасны, с ним надо обращаться осторожно.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПРИНУЖДЕНИЕ
воздействие на человека (группу) с целью осуждения или пресечения нек-рых действий, выработки требуемых форм поведения, поддержания дисциплины. Философ И. А. Ильин (1882—1954) в работе «О сопротивлении злу силою» (1925) настаивал на отличии «П.» от «понуждения», смысл к-рого заключается в том, что «понуждение» означает само воздействие, а «П.» — осу-ществленность этого воздействия. В случае самопонуждения и самопринуждения (когда человек усилием воли направляет себя на совершение работы и действий, не вызывающих у него никакого увлечения, или соглашается на физически неприятные и мучительные лечебные процедуры, решается на аскетич. либо физич. упражнения или, наоборот, воздерживается от к.-л. действий) субъект и объект П. совпадают. П. может быть психическим (в ходе к-рого оказывается воздействие на мотивацию человека), социально-организационным (правовое, адм. воздействие), физическим. П. следует отличать от убеждения как морального воздействия на человека, т.е. на его взгляды, принципы и ценностные ориентации, а не на волю, и от насилия как предосудительного (противоречащего долгу и совести) и неправомочного (противоречащего праву) воздействия на человека или группу.
В воспитат. практике П. является неизбежным, хотя и нежелательным, средством воздействия на личность ребенка. Его применение требует от учителя, воспитателя постоянного самоконтроля, достаточной нравств. культуры и пед. мастерства, чтобы П. не превратилось в прямое или косвенное насилие над учащимися. Р. Г. Апресян
В воспитат. практике П. является неизбежным, хотя и нежелательным, средством воздействия на личность ребенка. Его применение требует от учителя, воспитателя постоянного самоконтроля, достаточной нравств. культуры и пед. мастерства, чтобы П. не превратилось в прямое или косвенное насилие над учащимися. Р. Г. Апресян
Источник: Российская педагогическая энциклопедия