ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принципы развития творческого потенциала

Найдено 1 определение:

Принципы развития творческого потенциала.

Принцип сочетания и реорганизации природных особенностей и качеств человека под воздействием условий жизнедеятельности. Вовлекаясь во взаимодействие процессов непрерывного образования и развития, в образование качественно новых личностных структур, природные предпосылки испытывают на себе воздействие социальных условий, жизнедеятельности индивида и т.д. Вместе с тем, природные характеристики определяют диапазон личностного развития. Он может быть как довольно узким, так и очень широким (в отношении содержательной стороны типа мотивов, направленности поведения). Природные особенности индивида указывают на известные пределы возможного и невозможного в его развитии (например, в плане работоспособности личности, ее скоростных особенностей и т.п.) и количественную характеристику вероятности реализации различных возможностей. Компенсаторный принцип. В основе одинаковых или сходных достижений личности могут лежать сочетания различных способностей, различные мотивации и интересы. Широкие возможности компенсации одних свойств за счет других используются, в частности, при специальном воспитании людей, имеющих нарушения слуха и зрения (исследования школы И.А. Соколянского), при непрерывном образовании. Принцип индивидуализации. Источник возникновения, развития и обогащения множества возможностей надо искать в явлениях индивидуализации, которая в основе своей имеет: а) типичный, характерный для данного человека способ «решения» жизненных «задач» в сочетании с неповторимостью «решений»; б) индивидуальный подход к распредмечиванию общественной сущности личной культуры человечества; в) интеграцию и некоторое неповторимое образование общественных и природных качеств личности, ее общественных позиций, особенностей жизни; г) индивидуальную модель содержания непрерывного образования. Принцип противоречивости. Развитие личностных потенциальных образований может осуществляться как под влиянием прямых социальных воздействий типа правовых и нравственных норм, внешних условий жизнедеятельности; так и под влиянием собственно сознательных требований человека к самому себе, сложившихся внутренних условий жизнедеятельности. Реализация возможностей может идти как по типу совпадения их, так и по типу противоречия. В большинстве случаев актуализация потенциальных образований индивида осуществляется в процессе разрешения противоречий (между имеющимися условиями, ситуацией, интересами и намерениями личности: между представлениями личности о собственных возможностях и самой себе в целом, и реалиями и т.п.). Вместе с тем, представляется необходимым введение в качестве основоположного принципа нравственной опосредованности, в общих чертах сформулированного представителями гуманистической этики Аристотелем, Спинозой, Д. Дьюи, Э. Фроммом, Н. Бердяевым, П. Сорокиным и др. Так, в частности, Н. Бердяев подчеркивал, что человек одухотворяет природу, окружающий его мир своей творческой свободой и сковывает своим падением в материальную необходимость. Гуманисты подразумевали под целью человеческой жизни развертывание его сил. При этом индивид должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными силами он может придать смысл своей жизни, разрешить задачу полного развития своих сил в пределах, заданных законами существования. Зло лишает человека сил. Зрелая, плодотворная и разумная личность не может не выбрать систему ценностей, позволяющих ей быть таковой. Личность, чье развитие было блокировано, вынуждена, в свою очередь, обращаться к примитивным системам, которые продлевают и усиливают зависимость и иррациональность ее существования. Такой человек остается на том уровне плодотворности, который человечество в лице его лучших представителей уже миновало. Неразвитость способности плодотворно использовать свои силы («потенции») извращает человеческое отношение к миру, превращая данное отношение в желание господствовать, проявлять свою силу над другими, обращаться с ними как с вещами. В современной науке данная точка зрения находит все больше сторонников (А.С. Ананьев,            В.А. Караковский, Л.Н. Куликова, В.Г. Рындак, В.В. Сильверстов, М.Б. Туровский и др.). Принцип «креативных вспышек» (от лат.: сверкать молнией), описывающий возникновение нового, новых системных свойств в ходе эволюции (Конрад Лоренц). Данный принцип характеризует способность учителя производить неожиданные альтернативы, отступать от традиционного мышления в условиях непрерывного образования.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

Найдено схем по теме Принципы развития творческого потенциала — 0

Найдено научныех статей по теме Принципы развития творческого потенциала — 0

Найдено книг по теме Принципы развития творческого потенциала — 0

Найдено презентаций по теме Принципы развития творческого потенциала — 0

Найдено рефератов по теме Принципы развития творческого потенциала — 0