ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
основные положения профессионального обучения, отражающие закономерности педагогического процесса и включающие: политехнический принцип; принцип соединения обучения с производительным трудом учащихся (связь теории и практики); принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе; принцип профессиональной мобильности; принцип модульности профессионального обучения; принцип систематичности и последовательности; принцип создания окружающей среды; принцип компьютеризации педагогического процесса; принцип экономической целесообразности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
основные положения профессионального обучения, определяющие особенности процесса обучения учащихся конкретным профессиям. Они находятся в тесной связи с общими дидактическими принципами, отражающими требования и закономерности педагогического процесса. Принцип профессиональной мобильности предусматривает способность человека быстро осваивать технические средства, технологические процессы и новые специальности, воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию. Мобильность, творческий характер труда зависят от широты кругозора, осмысления и решения тех проблем, которые человек имеет в своей практике, а также видения и понимания перспектив развития производства. «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед» (Л. С. Выготский). Поэтому необходимо учитывать не только то, что знает учащийся сегодня, но и то, что он сможет и сумеет узнать завтра. Цель обучения и состоит в том, чтобы учащиеся не только овладели профессией, но и развили свой интеллект. Принцип модульности профессионального обучения. Сущность модульного обучения заключается в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Цели, содержание и методику организации модульного обучения определяют следующие аспекты: выделение из содержания обучения обособленных элементов, динамичность, действенность и оперативность знаний, гибкость, видение перспективы, разносторонность методического консультирования, паритетность. Программы имеют вариативный характер, содержание модулей-программ постоянно изменяется с учетом социального заказа. Использование принципа модульного обучения на практике позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы были независимы друг от друга, а это позволяет изменять, дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единого содержания. Реализация принципа модульности обеспечивает:
интеграцию всех видов деятельности, необходимых для достижения цели субъекта;
постоянный поиск альтернативных путей достижения цели субъекта и того варианта обучения, который подлежит реализации;
ориентацию субъекта на перспективу повышения уровня профессиональной подготовки по обучающим модулям. Модули обладают механизмом, позволяющим отражать происходящие изменения в науке и технике для широкого и оперативного обновления содержания обучения. Принцип создания окружающей среды предполагает прежде всего создание в учебном заведении учебно-материальной базы производственного обучения и дидактических средств обучения, соответствующих техническим, технологическим, эргономическим, экономическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям, а также требованиям труда и охраны здоровья учащихся. Создание такой среды требует разработки и реализации системы социальных и психологических мер в целях управления этим процессом:
обеспечения нормальных условий труда, оказывающих благоприятное психологическое и эстетическое влияние на учащихся (режим труда и отдыха, условия стимулирования, психологический климат, качество оборудования и т. д.);
педагогической оптимизации управленческих воздействий (их целесообразность, согласованность, компетентность, учет педагогических последствий). Принцип компьютеризации педагогического процесса. Этот принцип приобретает особую актуальность в связи с внедрением электронно-вычислительных средств во все сферы жизни. Компьютер, во-первых, расширяет возможности предъявления учебной информации, во-вторых, позволяет усилить мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, в-третьих, активно вовлекает учащихся в учебный процесс. Использование компьютеров в учебном процессе позволяет эффективно решать следующие педагогические задачи: индивидуализация и дифференциация обучения; осуществление контроля с обратной связью, диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности; осуществление самоконтроля и самокоррекции; моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов и явлений; развитие познавательных интересов учащихся; формирование умения принимать решения. Политехнический принцип. Политехническое обучение знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств. Политехническое образование предусматривает овладение системой знаний о научных основах современного производства. На базе этих знаний формируются общие профессиональные политехнические и специальные знания. Осуществление принципа политехнического обучения требует соблюдения следующих условий:
соответствие содержания обучения основным направлениям развития науки и техники;
организация учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний;
связь изучаемого материала с будущей практической деятельностью;
доступность пониманию учащимися, соответствие их возрастным особенностям;
возможность удовлетворения познавательных интересов учащихся;
опора на базовые общеобразовательные знания и умения;
информационная стабильность и динамичность учебного материала в течение более или менее длительного периода;
системность;
соответствие содержания обучения имеющейся материально-технической базе школы, УПК, ПТУ, лицея;
учет факторов, влияющих на производительность труда. Принцип соединения обучения с производительным трудом учащихся, связь теории и практики. Связь обучения и труда, теории и практики – процесс двусторонний. Учебная и трудовая деятельность органически связаны одна с другой. Поэтому важно, чтобы преподавание всех учебных предметов было направлено на подготовку и сознательное включение учащихся в производственную деятельность. Осуществление данного принципа зависит от соблюдения ряда условий:
теоретические знания должны быть опережающими, проверяться на практических занятиях;
в любом трудовом процессе должны синтезироваться знания и умения по различным отраслям науки;
для эффективной реализации подготовки рабочих широкого профиля необходимо осуществлять синтез отраслевых знаний и синтез по видам производства;
интеграцию содержания обучения следует осуществлять в двух направлениях: по вертикали (объединение профессиональных знаний и умений в пределах единого предмета) и по горизонтали (взаимосвязь специальных знаний и умений). Принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Под моделированием профессиональной деятельности в учебном процессе понимают выявление типовых задач, трансформацию их в учебно-производственные задачи, выбор форм организации учебного процесса и методов обучения. С помощью моделирования можно получить опережающую информацию для обоснования целей, содержания, средств, действия и методов обучения, разработки профессионально-квалифицированных характеристик, учебных планов, программ и учебников. Задача моделирования состоит в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к подготовке, и фактическим объемом профессиональных знаний и умений. В связи с этим встает вопрос о прогнозировании эталонных требований к рабочему. Моделирование деятельности рабочего широкого профиля предполагает описание эталонных требований к рабочему:
функций, выполняемых на рабочих местах;
задач, которые должен решать рабочий;
общепрофессиональных, общетехнологических и специальных знаний и умений, которые необходимы для решения поставленных задач. Моделирование профессиональной деятельности рабочего широкого профиля в учебном процессе должно осуществляться на основе:
деятельностного подхода к созданию модели профессиональной работы;
политехнической направленности интеграции знаний и умений;
уровневой градации интегративного процесса обучения;
построения интегративного процесса обучения;
прогнозирования эталонных требований к профессиональной деятельности рабочего широкого профиля. Принцип экономической целесообразности определяет необходимость планирования подготовки в учебных заведениях рабочих и специалистов по профессиям с учетом их востребования на рынке труда. В связи с этим возникает проблема организационно-правового регулирования отношений между участниками образовательного процесса и предприятиями – заказчиками на основе заключения договоров о подготовке рабочих кадров. Учебно-производительный труд учащихся должен стимулироваться в зависимости от его количества и качества, особенно в период производственной практики, когда учащиеся принимают участие в выполнении производственных заданий наряду с квалифицированными рабочими. Это мотивирует учащихся к освоению передовых приемов и способов труда, активному поиску путей повышения его производительности, овладению профессиональным мастерством.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
340.44 кб

Принципы подготовки педагога профессионального обучения отрасль «Дизайн

Дерепаско С. В., Правдюк В. Н.
В статье рассматриваются принципы подготовки педагога профессионального обучения отрасль «Дизайн». Приводятся особенности сочетания в обучении дидактических и профессиональных принципов на примере дисциплины «Культура дома».
Читать PDF
364.11 кб

Инновационные принципы в подготовке педагогов профессионального обучения

Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г. А.
В статье рассматриваются принципы подготовки педагогов профессионального обучения и практический опыт в учебно-воспитательном процессе колледжа в условиях внедрения новых инновационных подходов подготовки кадров, востребованных со
Читать PDF
590.05 кб

Принципы организации групповой формы в системе профессионального обучения

Николаенко Александр Викторович
В статье рассматриваются примеры реализации групповой формы в системе профессионального обучения. Наибольший интерес вызывает работа малых групп. Одного обучающего слушают два и более обучаемых.
Читать PDF
276.33 кб

Методологические принципы математической подготовки педагогов профессионального обучения

Перминов Евгений Александрович
В статье рассматриваются методологические аспекты модернизации математической подготовки будущих педагогов профессионального обучения.
Читать PDF
4.07 мб

Методологические принципы математической подготовки педагогов профессионального обучения

Перминов Евгений Александрович
В статье рассматриваются методологические аспекты модернизации математической подготовки будущих педагогов профессионального обучения.
Читать PDF
85.15 кб

Закономерности и принципы процесса саморазвития будущих педагогов профессионального обучения

Тропникова Нина Павловна
Раскрываются понятие, закономерности и принципы процесса саморазвития будущих педагогов профессионального обучения, позволяющие объяснить сущность, правила изучаемого процесса и раскрывающие ядро концепции саморазвития будущих пед
Читать PDF
188.21 кб

Проектно-технологический принцип профессионального обучения в подготовке военных специалистов

Сташкевич И. Р.
Рассматривается новый проектно-технологический принцип профессионального обучения и его практическое применение путем организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности курсантов военных вузов в дидактических компьютер
Читать PDF
249.04 кб

Моделирование педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения на принцип

Рыжкова Ирина Васильевна
В статье рассматриваются принципы синергетического подхода, реализованные в разработке модели педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения, приведена модель педагогической подготовки, дана характерис
Читать PDF
599.84 кб

Использование принципов биомеханики в процессе профессионального обучения в вузах для будущих специа

Скуратов Тарас Андреевич
В статье поднимается проблема необходимости использования в вузах научно-теоретических знаний и достижений биомеханики при разработке тренажёрного класса для будущих специалистов спортивного бального танца.

Похожие термины: