ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Найдено 1 определение
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
основные положения, согласно которым осуществляется отбор содержания учебной дисциплины как определяющего компонента уровня профессиональной подготовки, регламентированного образовательным стандартом. При отборе содержания учебной дисциплины должны учитываться предметные педагогические требования, обеспечивающие соблюдение следующих принципов:
целостных основных направлений современной науки, производства и отрасли, т. е. обобщенности и систематизированности содержания;
единства и дифференциации эмпирического и теоретического вида содержания, научного и практического значения его составляющих, обес печивающих определение главных, наиболее существенных компонентов целей обучения;
полноты содержания в пределах времени, отведенного на изучение данного предмета;
преемственности содержания с учетом уровня усвоения ранее полученной информации при изучении базовых предметов;
схематизации и моделирования содержания;
соответствия содержания предмета возможностям учебно-материальной базы учебного заведения с учетом перспектив ее развития на ближайший период. Знание названных принципов позволит не только проектировать или моделировать содержание учебного процесса, но и более осознанно подходить к выделению главного, существенного в самом процессе преподавания с позиции обеспечения поставленных целей обучения. При этом необходимо провести анализ содержания учебной дисциплины с целью:
выявления дублирования и обеспечения преемственности как на внутрипредметном, так и на межпредметном уровнях;
обеспечения принципа его обобщенности, т. е. сведение многообразных частных и конкретных элементов информации к объему содержания о классах, типах и видах объектов и процессов, с которым имеет дело данная учебная дисциплина;
реализации принципа единства эмпирической и теоретической направленности. Это осуществляется в процессе познавательного движения по формуле: от наблюдения и эмпирического описания к теоретическому обоснованию, от абстрактного к идеальному конкретному (абстрактное мышление), а от него к реальному конкретному, т. е. к практике; – определения ее полноты и внутренней целостности.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005