Принцип свободы воспитания
Принцип свободы воспитания
идея охраны и создания специальных условий для обеспечения свободного природосообразного развития ребенка. Дело в том, что воспитание, как деятельность педагога или родителя, имеет дело с периферией души ребенка, а, следовательно, воспитание вообще носит периферийный характер. Многие конфликты в душе ребенка взрослые создают сами, нарушая естественные свободы ребенка. Педагогика имеет дело с «тайной» человек, отчего и нельзя бесцеремонно навязывать детям требования и правила, а следует быть внимательными к запросам и интересам ребенка, его внутреннему миру. Все подлинное в человеке может быть только свободным, идущим изнутри: «Свобода светит человеческой душе не как реальность, не как данная ей сила, но как возможность…» Только через свободу можно освободиться от страстей. В сознании свободы впервые раскрывается творчество. Задача воспитания – зажечь ребенка идеей свободы, вдохновить душу этой идеей. Свобода должна быть заданной изначально и в то же время ребенка нужно вести к свободе, сознательному обретению как способу существования и деяний. Принцип свободы воспитания и его реализация требуют глубокой технологической проработки. Уже сегодня есть экспериментальные школы саморазвития, школы свободного воспитания, развивается дистанционное образование как воплощение данного принципа в жизни.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)