ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

«ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ»
1) принцип, означающий, что взаимодействие между измерительным прибором и объектом составляет неразрывную часть явления; 2) любая процедура, связанная с измерением, которая вносит в изучаемый объект или явление определенные возмущения [89, c. 237].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Принцип дополнительности
1) общенаучный П.д. Н. Бора гласит, что для любой теории, описывающей явления определенного типа, всегда найдется такое из этих явлений, которое не может быть изучено (адекватно смоделировано, описано) в рамках этой теории, и тогда для изучения названного явления должна быть упреждающе создана адекватная теория, дополняющая исходную теорию; тем самым, общенаучный П.д. конкретизирует бесконечность процесса познания на пути от истины относительной к истине абсолютной; базовый П.д. был выдвинут Н.Бором в связи с совместимостью в квантовой механике двух интерпретаций природы света: для воспроизведения целостности явления необходимо применять в познании взаимоисключающие «дополнительные» классы понятий; 2) в педагогике, психологии, акмеологии – диалектический принцип, позволяющий воспроизводить целостность явления на «промежуточном» этапе его познания или проектирования путем применения взаимоисключающих и взаимопроникающих друг в друга дополнительных толкований этого явления, которые могут использоваться также и самостоятельно. П.д. в акмеологии используется в ситуации плюрализма идей, полипарадигмальности педагогической рефлексии (по И.А. Колесниковой) и в условиях применения вероятностной теории смыслов (по В.В. Налимову). Он проявляется также в интеграции научных и религиозно-философских тенденций в познании и преображении человека. В современных доктринах образования, в новых концепциях межличностных отношений П.д. рассматривается в качестве альтернативы принципа конкуренции. П.д. – всеобщий способ гармонизации отношений. В акмеологии, стремящейся к органическому сочетанию научно-технической и духовно-практической картины мира, конструируется целостность совершенного человека на основе дополнения материального идеальным, телесного – духовным, рационального – иррациональным, социального – экзистенционально-личностным, индивидного – индивидуальностным.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
3.21 мб

Дополнительность принципов образовательного процесса

Железнякова Ольга Михайловна
Читать PDF
1.44 мб

Социальный субъект в свете принципа дополнительности

Виноградов Андрей Иванович
В статье описываются методологические процедуры, конкретизирующие принцип дополнительности применительно к социально-гуманитарному познанию.
Читать PDF
287.56 кб

Принцип дополнительности Н. Бора и философия ценностей

Мушич-громыко Вячеслав Георгиевич
Цель статьи заключается в том, чтобы показать значимость методологической силы принципа дополнительности Н. Бора в его применении в философии ценностей.
Читать PDF
278.33 кб

Принцип дополнительности Н. Бора и проблема его статуса

Макаров Андрей Борисович
Статья посвящена проблеме научного и философского статуса принципа дополнительности. Проанализирована его экспликация Н. Бором, понимание учеными и эпистемологами.
Читать PDF
391.44 кб

Дополнительность как принцип постижения современной культуры

Буденкова Валерия Евгеньевна
Современная культура утратила единое культупрообразующее начало и превратилась в множество культурных миров. Гетерогенность оснований культуры актуализировала поиск способов ее постижения, адекватных сложившимся условиям.
Читать PDF
3.37 мб

О связи принципа дополнительности Н. Бора с иными системами знаний

Мушич-громыко В. Г.
Квантовые объекты, а точнее некоторые их характеристики, составляющие пару сопряжённых дополнительных величин, в экспериментах исчезают в некоторых случаях.
Читать PDF
262.94 кб

Традиционные и новые технологии обучения: «Принцип дополнительности»

Волков Ю. , Махов А. , Меденцев В.
Читать PDF
154.96 кб

Принцип дополнительности Н. Бора в его применении к геометрическим объектам

Мушич-громыко В. Г.
Автор статьи предлагает некоторые размышления, касающиеся вопроса существования в классических областях познания таких ситуаций, которые могут разрешаться с помощью тех представлений, что выработала квантовая механика.
Читать PDF
285.54 кб

Микроэкономическое фундирование макроэкономики и принцип дополнительности Бора

Шульц Дмитрий Николаевич
В статье рассматривается взаимосвязь микрои макроэкономических теорий XX в. по аналогии с синтезом теоретических положений классической и квантовой механики в физике на основе принципа дополнительности Н. Бора.
Читать PDF
197.75 кб

Место и функция принципа дополнительности Н. Бора в положениях теории репрезентации

Мушич-громыко В. Г.
Цель статьи заключается в выделении из принципа дополнительности как общенаучного и философского метода тех его сторон, благодаря которым возможно осуществление анализа и гуманитарных объектов.
Читать PDF
124.34 кб

К вопросу о возможности применения принципа дополнительности в социогуманитарном познании

Сорокина В. И.
Возможность применения принципа дополнительности в социогуманитарном познании обусловлена вариативностью, вероятностью, логической парадоксальностью, противоречивостью объекта исследования.
Читать PDF
91.35 кб

Потенциал принципа дополнительности в образовательной практике постиндустриального общества

Камышев Э. Н., Арутчьян М. М., Блейхер О. В.
Анализ социокультурной ситуации в постиндустриальном обществе определяет необходимость поиска новых методов и моделей развития человека и социокультурных систем.
Читать PDF
315.57 кб

О соотношении принципа дополнительности и синергетического подхода в социогуманитарном познании

Сорокина Винера Ильгизовна
Социогуманитарные науки имеют дело с человеческим фактором, в силу чего невозможно проводить эксперименты для выяснения, правильно ли мы действуем при решении тех или иных жизненных проблем.
Читать PDF
83.22 кб

Методология Н. В. Бугаева, московская философско-математическая школа и принцип дополнительности

Бурлакова Лилия Георгиевна
В статье рассматривается методология Н.В.
Читать PDF
431.68 кб

Осмысление пропозиций текстов, а также мышления в свете представлений о принципе дополнительности

Мушич-громыко Вячеслав Георгиевич
Неоднозначность (чаще двузначность) предложений и текстов заставляет предполагать, что мышление людей пропозиционально (сходно с «квантовым расщеплением» представлений об объектах микромира); являет себя в реализациях лингвистичес