ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ
«ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ»
1) принцип, означающий, что взаимодействие между измерительным прибором и объектом составляет неразрывную часть явления; 2) любая процедура, связанная с измерением, которая вносит в изучаемый объект или явление определенные возмущения [89, c. 237].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Принцип дополнительности
1) общенаучный П.д. Н. Бора гласит, что для любой теории, описывающей явления определенного типа, всегда найдется такое из этих явлений, которое не может быть изучено (адекватно смоделировано, описано) в рамках этой теории, и тогда для изучения названного явления должна быть упреждающе создана адекватная теория, дополняющая исходную теорию; тем самым, общенаучный П.д. конкретизирует бесконечность процесса познания на пути от истины относительной к истине абсолютной; базовый П.д. был выдвинут Н.Бором в связи с совместимостью в квантовой механике двух интерпретаций природы света: для воспроизведения целостности явления необходимо применять в познании взаимоисключающие «дополнительные» классы понятий; 2) в педагогике, психологии, акмеологии – диалектический принцип, позволяющий воспроизводить целостность явления на «промежуточном» этапе его познания или проектирования путем применения взаимоисключающих и взаимопроникающих друг в друга дополнительных толкований этого явления, которые могут использоваться также и самостоятельно. П.д. в акмеологии используется в ситуации плюрализма идей, полипарадигмальности педагогической рефлексии (по И.А. Колесниковой) и в условиях применения вероятностной теории смыслов (по В.В. Налимову). Он проявляется также в интеграции научных и религиозно-философских тенденций в познании и преображении человека. В современных доктринах образования, в новых концепциях межличностных отношений П.д. рассматривается в качестве альтернативы принципа конкуренции. П.д. – всеобщий способ гармонизации отношений. В акмеологии, стремящейся к органическому сочетанию научно-технической и духовно-практической картины мира, конструируется целостность совершенного человека на основе дополнения материального идеальным, телесного – духовным, рационального – иррациональным, социального – экзистенционально-личностным, индивидного – индивидуальностным.