ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
учебно-воспитательные заведения элементарного типа для населения, относившегося к одному церковному приходу. Возникли в Западной Европе в период раннего Средневековья. Гл. цель - нравственно-религиозное воспитание, подготовка клириков, хористов (назывались также школами хористов и певческими школами). В П.ш. обучали также основам грамотности. В период позднего Средневековья в некоторых гор. П.ш. могли изучаться предметы тривиума (см.Семь свободных искусств). Обучение, как правило, бесплатное. С развитием светских школ П.ш. постепенно утрачивали свое значение низшей ступени в образовании, их функция свелась в осн. к религиозному воспитанию (в т.ч. в воскресных школах) и подготовке церковнослужителей. В России П.ш. открывались с 11 в., распространились после Стоглавого собора 1551. Как часть общерос. системы образования действовали в 1803-64 под названием приходских училищ. После реорганизации до 1917 именовались начальными народными училищами - министерскими, земскими и др. Особую группу составляли церковно-приходские школы. См. также Церковно-приходские школы

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
уч.-воспитат. заведения элементарного типа для населения, относившегося к одному церк. приходу. Часто действовали в домах священников или при церквах. Возникли в Зап. Европе в период раннего средневековья. Распространению П. ш. способствовали указы Карла Великого (742- 814), постановления церк. соборов 529, 1179, 1215, а также отд. церк. деятелей (канцлера собора Парижской Богоматери Жана Жерсона, 1363—1429, и др.). Гл. цель П. ш. — религ.-нравств. воспитание, подготовка клириков, хористов для церк. хора, поэтому мн. П. ш. назывались школами хористов или певческими. Вместе с тем П. ш. обучали основам грамотности. Осн. содержание образования — заучивание молитв (как правило, с голоса), церк. пение, изучение лат. азбуки, чтение и письмо, редко — счет. До изобретения книгопечатания учебников для П. ш. не существовало, пользовались подручными материалами. Чтению обучали гл. обр. по богослужебным книгам, использовались также азбучные таблички (с текстом молитвы «Отче наш»). В период позднего средневековья в нек-рых гор. П. ш. могли изучаться предметы тривиума (лат. грамматика, диалектика, риторика). Т. к. в большинстве своем П. ш. были бесплатными, они давали возможность получить элементарное образование детям из беднейших сословий (см. Средние века). С развитием светских школ П. ш. постепенно утрачивали свое значение низшей ступени в образовании, их функция свелась в основном к религ. воспитанию (в т. ч. в воскресных школах) и подготовке церковнослужителей.
В России П. ш. открывались с 11 в., распространились после Стоглавого собора 1551. Как часть общерос. шк. системы действовали в 1803—64 с назв. приходских училищ. После реорганизации до 1917 именовались нач. народными училищами — министерскими, земскими и др. (см. Начальное образование). Особую группу составили церковно-приходские школы.
Лит.: Сперанский Н. В., Очерки по истории народной школы в Зап. Европе, М., 1896; Антология пед. мысли России первой половины XIX в., М., 1987; О г. m e N., Eng-lish schools in the Middle Ages, L., 1973; S с h o-n e b e r g H., Schulen: Geschichte des Unterrichts von der Antike bis zur neuesten Zeit, Fr./M., 1981. M. M. Боришанская.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
530.72 кб

Приходские и миссионерские школы в XIX веке

Бимбаев Георгий Лодоевич
В статье рассматривается история церковно-приходских и миссионерских школ в регионе, роль и значение развития сети школ церковного ведомства в вопросе всеобщего начального образования до революции.
Читать PDF
1.59 мб

Основы современной церковно-приходской школы

С. А. Соллертинский
Читать PDF
269.41 кб

Земские и церковно-приходские школы в конце XIX-начале XX вв

Пазгалова Екатерина Сергеевна
В статье осуществляется сравнительный анализ учебной работы в церковноприходских и земских школах на основании сопоставления преподаваемых в них предметов, целей обучения, учебных планов, сроков начала и окончания обучения, продол
Читать PDF
188.15 кб

Церковно-приходские школы в Псковской губернии в начале XX В.

Попова Ольга Васильевна
Читать PDF
285.38 кб

Развитие церковно-приходской школы в России во второй половине XIX века

Белых Наталья Михайловна
В статье рассматривается возникновение и развитие церковной школы в России во второй половине XIX века.
Читать PDF
82.52 кб

Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития

Агеева Антонина Владимировна
В статье анализируется деятельность воскресных школ в дореволюционной и современной России. Указываются причины их возникновения в ХIX в. и возрождения при православных приходах в постсоветский период.
Читать PDF
121.65 кб

Церковно-приходские школы второй половины XIX начала XX вв. : историографический обзор

Кочеткова Е. И.
Дан историографический анализ исследований второй половины XX начала XXI вв. по теме «Церковно-приходские школы 1861-1904 гг.».
Читать PDF
189.28 кб

Реализация педагогической концепции К. П. Победоносцева в практике церковно-приходской школы

Краснова Н. П.
В статье изложены основные положения К.П. Победоносцева о народной школе. Его педагогические идеи в настоящее время позволяют говорить о предложенной им цельной педагогической концепции. Истинная народная школа, по мнению К.П.
Читать PDF
102.33 кб

Церковно-приходские школы и их место в подготовке учителей в России в конце XIX — начале XX в

Гончаров Михаил Анатольевич, Плохова Маргарита Григорьевна
В статье раскрываются место и роль церковно-приходских школ в деле подготовки педагогических кадров в России в конце XIX начале XX в.
Читать PDF
90.53 кб

Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение)

Агеева Антонина Владимировна
В статье анализируется деятельность воскресных школ в дореволюционной и современной России. Указываются причины их возникновения в XIX в. и возрождения при православных приходах в постсоветский период.
Читать PDF
3.28 мб

Церковно-приходские школы дореволюционной России в системе воспитания крестьянской молодежи (на прим

Клевцова Оксана Владимировна
Проблема развития религиозного образования и воспитания является актуальной проблемой в современной педагогике. В дореволюционной России духовное развитие народа было поручено церкви.

Похожие термины:

  • ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ

    одноклассные двухлетние и двухклассные четырехлетние школы в России до1917 г. На рубеже XIX—X вв. они составляли 46,5% всех начальных школ России главным образом в сельской местности. 13 июня 1884 г. были у