Приемы обучения
ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ
деталь метода, его часть, определяющая путь активизации учащихся в процессе обучения.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Прием обучения
дополнительный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение учебно-воспитательных целей.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Приемы обучения
определенные особенности выполнения той или иной операции, которая необходимо должна присутствовать в обучении, но может быть выполнена по-разному.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
составные части, детали методов обучения, с помощью которых осуществляется практическая реализация методов; элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельности и обусловливаются целью применения. Приемы обучения часто трактуются как часть метода обучения, отдельный акт, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных учебных задач.
ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ
деталь метода, отдельные операции и моменты в процессе усвоения знаний, в формировании умений и навыков. Прием не имеет самостоятельной учебной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется данным методом. Одинаковые приемы обучения могут быть использованы в разных методах и наоборот, один и тот же метод у разных преподавателей может включать различные приемы. Приемы обучения определяют своеобразие методов работы преподавателя, придают индивидуальные черты манере преподавания, формируют индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Прием обучения
часть метода обучения, способ умственного действия, приводящего к образованию интеллектуальных умений. Функцию приема обучения в пределах определенного метода В. Онищук связывает с направлением учащихся на выполнение конкретной учебной задачи. Метод работы с учебником, например, включает в себя такие приемы: создание проблемных ситуаций, самостоятельный анализ текста, работу учащихся с иллюстрациями и т.д. Формируется с учетом типов ориентации субъекта в обучении: по образцу, „развернутому” или „свернутому” предписанию, определяющему порядок умственных действий, обеспечивающих успешное выполнение учебной задачи. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ
Конкретные действия и операции преподавателя, цель которых – сообщать знания, формировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения частных задач процесса обучения. В структуре каждого метода обучения могут быть выделены П. о., реализующие содержание метода на занятиях. Так, приемами объяснения нового материала являются анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, а также описание, сопоставление и др. Приемами, входящими в состав метода применения, являются ответы на вопросы, пересказ текста, описание картинки и др. П. о. в виде речевых действий и операций составляют содержательную сторону формируемой речевой деятельности.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. П. о. характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обусловливаются целью применения. В педагогической литературе П. о. часто трактуются как часть метода обучения, отдельный акт, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных учебных задач. Все эти характеристики верны, однако не выявляют сущностных признаков П. о. Реальная деятельность обучения состоит из определенных приемов. На уровне учебного предмета сочетания приемов составляют методики и даже целостные методические системы. Поскольку П. о. по каждому учебному предмету множество, то критерием определения их сущности, полноты, достаточности являются общедидактический метод, конкретно воплощаемый данным приемом, и организуемая познавательная деятельность. При этом некоторые П. о. способны служить осуществлению ряда методов обучения, другие – обслуживают только один. Однако сколько бы ни было П. о., все они определяются общедидактическими методами обучения и не выходят за рамки этих методов. В рамках одной и той же цели обучения конкретная методика включает множество сочетаний различных П. о., что создает условия для выбора учителем приемов, их сочетания и конструирования новых. Правильный выбор П. о. обусловлен особенностью содержания обучения, способом и планируемым уровнем усвоения, имеющимися средствами реализации, степенью эффективности приема. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная учебная ситуация (Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dictionary.fio.ru). И. В. Ламаш
Источник: Глоссарий современного образования.
ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ
конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения. П. о. характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познават. деятельностью и обусловливаются целью применения. В пед. лит-ре П. о. часто трактуется как часть метода, отд. акт обучения, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных уч. задач. Все эти характеристики верны, однако не выявляют сущностных признаков П. о.
Реальная деятельность обучения состоит из определенных приемов. На уровне уч. предметов сочетания приемов составляют методики и даже целостные метод. системы. Поскольку П. о. по каждому уч. предмету множество, то критерием определения их сущности, полноты и достаточности являются обще-дидактич. метод. конкретно воплощаемый данным П. о., и организуемая познават. деятельность. При этом одни П. о. способны служить осуществлению ряда методов, т.е. меняют свою пед. сущность, другие — обслуживают только один метод. Так, прием работы с учебником, картой, графиком может обслуживать объяснительно-иллюстративный, репродуктивный или исследоват. методы; прием неоднократного переформулирования учителем данного им объяснения явления обслуживает только объяснительно-иллюстративный метод и т. д. Но сколько бы ни было П. о., все они определяются общедидактич. методами обучения и не выходят за рамки этих методов. В частнопредметном методе обучения, т.е. методе, специфическом для каждого уч. предмета, наборы П. о. вариативны, зависят от конкретного содержания уч. материала и предполагаемого уровня усвоения. В рамках одной и той же цели конкретная методика обучения включает множество сочетаний разл. П. о., что создает условия для выбора учителем приемов, их сочетания и конструирования новых. Правильный выбор П. о. и их сочетаний обусловлен особенностью содержания (готовые знания, навыки и умения, творческая деятельность, эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения), способом и планируемым уровнем усвоения, имеющимися средствами реализации, степенью эффективности приема. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная уч. ситуация.
Актуальной проблемой является создание системы П. о. по каждому уч. предмету, соответствующих дидактич. системе методов обучения. Эти системы вариативны и являются сферой неограниченной творческой инициативы методистов и учителей, характеризуя их индивидуальный облик и метод. почерк.
Лит.: Ительсон Е. И., Приемы и методы обучения, СП, 1972, №2; Харьковский 3. С., Чу раков а Р. Г., Методы и приемы обучения, в. 1—3, 1973—77; Выбор методов обучения в ср. школе, под ред. Ю. К. Бабанского, М., 1981. И. Я. Лернер
Реальная деятельность обучения состоит из определенных приемов. На уровне уч. предметов сочетания приемов составляют методики и даже целостные метод. системы. Поскольку П. о. по каждому уч. предмету множество, то критерием определения их сущности, полноты и достаточности являются обще-дидактич. метод. конкретно воплощаемый данным П. о., и организуемая познават. деятельность. При этом одни П. о. способны служить осуществлению ряда методов, т.е. меняют свою пед. сущность, другие — обслуживают только один метод. Так, прием работы с учебником, картой, графиком может обслуживать объяснительно-иллюстративный, репродуктивный или исследоват. методы; прием неоднократного переформулирования учителем данного им объяснения явления обслуживает только объяснительно-иллюстративный метод и т. д. Но сколько бы ни было П. о., все они определяются общедидактич. методами обучения и не выходят за рамки этих методов. В частнопредметном методе обучения, т.е. методе, специфическом для каждого уч. предмета, наборы П. о. вариативны, зависят от конкретного содержания уч. материала и предполагаемого уровня усвоения. В рамках одной и той же цели конкретная методика обучения включает множество сочетаний разл. П. о., что создает условия для выбора учителем приемов, их сочетания и конструирования новых. Правильный выбор П. о. и их сочетаний обусловлен особенностью содержания (готовые знания, навыки и умения, творческая деятельность, эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения), способом и планируемым уровнем усвоения, имеющимися средствами реализации, степенью эффективности приема. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная уч. ситуация.
Актуальной проблемой является создание системы П. о. по каждому уч. предмету, соответствующих дидактич. системе методов обучения. Эти системы вариативны и являются сферой неограниченной творческой инициативы методистов и учителей, характеризуя их индивидуальный облик и метод. почерк.
Лит.: Ительсон Е. И., Приемы и методы обучения, СП, 1972, №2; Харьковский 3. С., Чу раков а Р. Г., Методы и приемы обучения, в. 1—3, 1973—77; Выбор методов обучения в ср. школе, под ред. Ю. К. Бабанского, М., 1981. И. Я. Лернер
Источник: Российская педагогическая энциклопедия