Приемы эвристические
Приемы эвристические
данное понятие рассматривается в двух аспектах: а) специфические приемы, относящиеся к эвристическому (частично- поисковому) методу; б) творческая деятельность как основа решения любой проблемы, проведение взаимосвязанных преобразующих действий, которые позволяют составить алгоритм решения проблемной задачи. В первом случае следует вести речь об эвристической беседе и системе вопросов и заданий, предусматривающей опору на уже имеющиеся у учащихся знания, и создании ситуации противоречия между знанием и незнанием, которая разрешается с помощью приобретения новых знаний. Второй аспект применения П.э. связан с необходимостью создания условий для личностного развития школьников. С. Баррет полагает, что к П.э. как преобразующим действиям относятся следующие: замена, добавление, адаптация, изменение, увеличение, уменьшение, другое применение, перемещение, реконструкция. Каждый из этих приемов основан на использовании ассоциативных связей, при литературном образовании учащихся творческое, личностное начало, которое определяет деятельность школьников, взаимодействует с литературой как уникальной формой творческой деятельности личности, что существенным образом повышает эффективность использования П.э. в учебном процессе. Задачей учителя-словесника является обеспечение системного использования П.э. в своей работе, только при этом условии развитие творческих способностей учащихся будет давать адекватный результат. В.Г.
Источник: Методика преподавания литературы.