ПРЕСУППОЗИЦИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРЕСУППОЗИЦИЯ
(от лат. prae – пред-, предварительный + suppositio подкладывание). Термин лингвистической семантики, обозначающий компонент смысла предложения, который должен быть истинным, чтобы предложение не воспринималось как семантически аномальное или неуместное в данном контексте.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПРЕСУППОЗИЦИЯ
В логике (и синтаксисе) принято считать, что если суждение S логически имплицирует суждение S1 (если S, то S1), а отрицание (S/ не-S ) также логически имплицирует S1 (если не-S, то S1), то S1 является пресуппозицией для S. Например, пресуппозицией для предложений: (S) Моя сестра учится в музыкальной школе; (не-S) Моя сестра не учится в музыкальной школе является: У меня есть сестра (S1) (Keenan, 1971). Понятие П. играет весьма важную роль в лингвопрагматике и используется в целях изучения процессов понимания и речевого поведения. Коммуникативный, прагматический подход к определению П. сильно отличается от традиционного, принятого в логике, синтаксисе, семантике. Прагматическая П. — это те предположения, на основании которых говорящий определяет область приемлемых для данного адресата в данной ситуации высказываний (Givon, 1979). Естественно, что в понятие П. тогда входит то, как каждый из участников общения представляет себе «общую почву» для беседы, т. е. как они оценивают объем общего тезауруса (Stalnaker,1978). Таким образом, в прагматике П. — это результат работы сознания говорящего, а не свойства лингвистических единиц (предложений, высказываний). Психолингвистические эксперименты показывают, что слушающие склонны как бы «принимать на веру» П. говорящего, т. е. вести себя так, как если бы последние были истинны. Например, если задать испытуемым вопросы в следующем порядке: С какой скоростью ехала «Волга», когда сбила пешехода? Какой марки была машина, сбившая пешехода?— велика вероятность того, что в ответах будет указано, что машина была именно «Волгой». Эта особенность речевого поведения издавна известна и даже используется в технике допросов. В педагогическом общении существует особый тип нарушения понимания, связанный с неверным определением говорящим области общих с собеседником знаний. Так, одной из самых распространенных ошибок неопытных преподавателей является «отождествление» собственного объема знаний с тем, что имеется у учеников. В результате объяснение оказывается для последних непонятным. С другой стороны, для детей — особенно младшего возраста, с небольшим опытом речевого общения, — характерно, что они с трудом представляют себе, что может быть о них известно собеседнику, а что — нет; они не осознают возможных различий картины мира у разных людей. Эта особенность «детского» восприятия собеседника нередко проявляется и в общении взрослых. Прагматическая П. — понятие, существенное для анализа развертывания дискурса, изучения его процессуального аспекта, так как каждое высказывание одного из собеседников изменяет соотношение новой и данной (известной) каждому информации. Умение говорящего правильно оценить это соотношение у адресата на каждом этапе дискурса необходимо для успешного общения, достижения взаимопонимания. В процессе дискурса все время «пульсируют» вопросы: что уже известно собеседнику, а что — нет? Какая сторона данного предмета речи представляет для него наибольший интерес в данный момент? Это вопросы, на которые участники общения постоянно ищут ответ, сознательно или несознательно; эти поиски и есть определение прагматической П. По сути они похожи на игру «морской бой», когда путем «проб и ошибок» постепенно устанавливается карта неизвестной местности. Выявление и анализ П., таким образом, во многом определяют и сам ход дискурса, построение его по законам адресата. Лит.: Арутюнова Н.Д. Понятие пресуппозиции в лингвистике // Изв. АН СССР.— Серия ЛиЯ.— 1973; Givon Т. (ей.) Sintax and Semantics. Volume 12: Discourse and Syntax. — № 4. — N.-Y., 1979; Keenan E.L. Two Kinds of Presupposition in Natural Language // Fillmore C.J., Langedoen D.T. Studies in Linguistic Semantics. — N.-Y., 1971. А. К. Михальская

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

ПРЕСУППОЗИЦИЯ
это фоновое знание, вычитываемое из текста или находящееся вне текста (в конситуации), которое должно быть общим для адресанта и адресата. В.В. Красных определяет П. как «зону пересечения индивидуальных когнитивных пространств (фондов знаний) коммуникантов, включая и представления коммуникантов о ситуации» [Красных 1998: 181]. Н.С. Валгина считает, что П. — это «компонент смысла текста, который не выражен словесно, это предварительное знание. П. может возникнуть при чтении предшествующего текста или оказаться за пределами текста как результат знания и опыта автора» [Валгина 2003: 13].
П. могут быть авторскими, а могут носить универсальный характер. Авторская П. всегда интенциональна, она всегда несёт в себе авторский замысел, это скрытый смысл, вычитываемый между строк. Авторская П. усложняет текст, делает его интеллектуально нагруженным, поскольку читатель не просто «считывает» информацию, но декодирует её, т.е. включается в интеллектуальную игру, предложенную автором. П. — мощный рычаг воздействия на сознание адресата, т.к. затушёвывает агрессивность коммуникативного намерения автора изменить представления о мире читателя. Напр., в статье «Где вы, реформаторы?», опубликованной в «Аргументах и фактах» (АиФ. 2008. № 1—2), в самом заголовке уже заложена пресуппозиция: настоящих реформаторов в современной России нет.
Авторская П. часто используется как эффективный приём манипуляции сознанием. П. работает на подсознательном уровне, не требует ни доказательств, ни опровержения, а потому «блокирует» аналитическое мышление читателя, воспринимается как аксиома. Авторская текстовая П. маскируется под утверждение, которое следует считать само собой разумеющимся для того, чтобы коммуникация состоялась, т.е. текст был понят и усвоен читателем. Именно естественность подачи и то, что сами П. остаются «за кадром», и придают им такую силу воздействия.
Помимо авторских П., присущих конкретному тексту, можно выделить дискурсные П., носящие универсальный характер в пространстве определённого дискурса. Напр., в публицистическом дискурсе сформирован достаточно устойчивый фонд публицистических П., отражающих политико-идеологический характер данного дискурса: холодная война; Берлинская стена; перестройка и т.п. Публицистические дискурсные П. вбирают в своё содержание прецедентную ситуацию, обрастают историко-культурными и оценочными коннотациями. Знание публицистических П. необходимо для адекватного понимания любого медиатекста, посвящённого политической проблематике: империя зла (США о Советском Союзе); точка зла (американская номинация Ирака); ось зла (страны мусульманского мира, с точки зрения американской политики) и т.п. Публицистические П. имеют сильный воздействующий потенциал, т.к. помогают закладывать в массовое сознание идеологические стереотипы.
П., как авторские, так и дискурсные, обеспечивают формальную компрессию текста при усложнении его глубинного смысла. Имея имплицитный характер, они воздействуют не только на сознание, интеллект адресата, но и на его подсознательную сферу. В зависимости от интенциональности текста П. могут оказывать эстетический перлокутивный эффект на адресата (при адекватном декодировании), либо стать одним из приёмов манипуляции сознанием.
Лит.: Валгина Н.С. Теория текста: учеб. пособие. М., 2003; Демьянков В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ // Язык средств массовой информации / под ред. М.Н. Володиной. М., 2008; Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. М., 2008; Кобозева И.М. Лингвопрагматический аспект анализа языка СМИ // Язык средств массовой информации / под ред. М.Н. Володиной. М., 2008; Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М., 2003; Красных В.В. Основы психолингвистики и теория коммуникации. М., 2001.
Н.И. Клушина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
293.89 кб

Обучение деятельности восстановления пресуппозиции текста и речевой ситуации как способа определения

Цупикова Елена Викторовна
Автор статьи описывает методику обучения деятельности восстановления пресуппозиции текста с целью определения истинности получаемой информации.