ПреподаваниеПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ПРЕПОДАВАНИЕ педагогическое

Найдено 1 определение:

ПРЕПОДАВАНИЕ педагогическое

управление уч.-познават. деятельностью обучаемых; один из компонентов процесса обучения. П. реализуется как непосредственно педагогом, так и в опосредованной форме и предполагает встречно направленный процесс учения. Деятельность преподавателя включает в себя: отбор, систематизацию, структурирование, восприятие, осознание и овладение уч. информацией и методами работы с нею учащихся и предъявление ее обучаемым в пед. практике; организацию рациональной, эффективной, адекватной задачам обучения деятельности каждого обучаемого по овладению предлагаемой системой знаний и умений. Деятельность преподавателя предполагает также планирование и организацию им собственной работы. В этом контексте управление как пед. воздействие носит не столько корректирующий, сколько формирующий характер и направлено на образование обучаемого, развитие у него разл. структур умственной деятельности и на воспитание личности.

Управление уч.-познават. деятельностью учащихся в процессе обучения иногда понимается узко, как управление усвоением в рамках отд. познават. задач, т.е. на уровне оперативного управления (напр., процессом открытия неизвестного в разл. типах проблемных ситуаций). Средствами управления в этом случае являются «наводящие задачи», подсказки разной интенсивности, переформулировка задачи и т. д. В широком смысле управление уч. познанием трактуется как процесс предъявления учащимся такой системы уч. задач, к-рая предусматривает в ходе их решения постепенное и последовательное продвижение школьников по ступеням познания — от низкого уровня проблемности заданий и познават. самостоятельности к творческой, исследовательской. Тем самым проектируется определенный уровень сформированности свойств, качеств знаний (системность, динамичность, обобщенность и т. п.). Деятельность преподавателя направлена на выявление условий организация уч. работы, соблюдение к-рых позволит обучаемому сознательно ориентироваться в предмете, актуализировать полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль.

Важнейшим условием выступает система типовых уч. задач, применение к-рой способствует целенаправленному формированию у учащихся умения и потребности систематически пользоваться обязат. минимумом знаний как инструментом открытия новых знаний, новых связей и закономерностей. Через систему уч. задач, соответствующих конкретным целям обучения, преподаватель создает благоприятные условия для принятия таких задач учащимися, инструктирует учащихся о способах предстоящей деятельности, оказывает им своевременную помощь, побуждает у них любознательность, чувство долга и ответственности.

Каждый акт П. должен вносить определенные изменения как в характер деятельности обучаемого, так и в процесс его становления как личности. Для этого преподаватель проводит тщательный анализ целей обучения применительно к разл. ситуациям обучения, к конкретному уч. предмету и каждому его разделу. Цели обучения на каждом занятии формируются как определение типовых задач, ради решения к-рых и организуется обучение. Без определения таких задач цели занятия оказываются недостаточно конструктивными, их достижение затруднено, они не поддаются пед. контролю. Не имея четкого представления о том, для решения каких уч. задач предназначаются знания, учитель не может определить, какую деятельность должны совершать обучаемые. Трудно также определить эффективность обучения, осуществить текущий и итоговый контроль за ходом и уровнем усвоения уч. материала, оценить рациональность избранного варианта организации уч. деятельности обучаемых и способов П., внести необходимые коррективы в процесс обучения, объективно установить причины имеющихся пробелов в знаниях и умениях учащихся. Учитель должен не только иметь четкую программу того, ««ему учить», но и сформулировать те задачи, в к-рых обучаемые должны будут использовать усваиваемое содержание.

При разработке своей программы обучения преподаватель должен оценить, какие знания, с какой целью и в какой степени он предполагает сформировать у учеников в результате" изучения ими конкретного материала. Для этого необходимо учесть особенности отд. видов деятельности обучаемых, к-рая обеспечит достижение поставленных уч. целей. Важное значение имеет определенная последовательность действий обучающихся, операционный состав этих действий (исполнительских, оценочных и ориентировочных), нахождение способов мотивации обучаемых к участию в познават. деятельности. Это — первая задача П. в структуре обучения.

Вторая задача сводится к реализации принципа активности и самоуправления в познават. деятельности обучаемых и заключается в такой организации уч. занятий, при к-рой преподаватель с помощью программ обеспечения и организации уч.-познават. деятельности направлял бы и интенсифицировал процесс активной, самостоятельной и результативной работы каждого обучаемого по овладению основами теории и методами ее применения при решении уч.-познават. задач.

Лит.: Данилов М. А., Процесс обучения в сов. школе, М., 1960; Скаткин M. H., Совершенствование процесса обучения, М., 1971; Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; Талызина Н. Ф., Управление процессом усвоения знаний, М., 1975; ее же, Формирование познават.

деятельности мл. школьников, М., 1988; Харламов И. Ф., Как активизировать учение школьников, Мн.; ЩукинаГ. И., Активизация познават. деятельности учащихся в уч. процессе, М., 1979; Шапоринский С. А., Обучение и науч. познание, М., 1981; Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скаткина, М.; Бабанский Ю. К., Процесс обучения, его методологич. и теоретич. основы, в кн.: Педагогика, под ред. Ю. К. Бабанского, M.; Дьяченко В. К., Организационная структура уч. процесса и ее развитие, М., 1989; Теоретич. основы процесса обучения в сов. школе, под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М., 1989; Пидкасистый П. И., Горячев Б. В., Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы, М., 1991. П. И. Пидкасистый.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ПРЕПОДАВАНИЕ педагогическое — 0

Найдено научныех статей по теме ПРЕПОДАВАНИЕ педагогическое — 0

Найдено книг по теме ПРЕПОДАВАНИЕ педагогическое — 0

Найдено презентаций по теме ПРЕПОДАВАНИЕ педагогическое — 0

Найдено рефератов по теме ПРЕПОДАВАНИЕ педагогическое — 0