ПРЕЙЕР ВИЛЬГЕЛЬМ ТЬЕРРИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРЕЙЕР (Preyer) ВИЛЬГЕЛЬМ ТЬЕРРИ (1841-1897)
немецкий биолог и психолог, основатель детской психологии. Преподавал в Боннском (1865), Йенском (1866-88) и Берлинском (1888- 1893) университетах. Книга П. "Душа ребенка" (1882; рус. пер. 1891 и 1912) положила начало систематическим исследованиям психологии ребенка. В ней П. описал результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына. Взгляды П. с современной точки зрения воспринимаются как наивные и ограниченные уровнем развития науки конца 19 в. Однако П. первым осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПРЕЙЕР Вильгельм Тьерри
4.7.1841, Мосс Сайд, близ Манчестера, — 15.7.1897, Висбаден), нем. биолог и психолог, основатель детской психологии. Учился в Боннском и Парижском унтах. Преподавал в Боннском (1865), Иен-ском (1866—88) и Берлинском (1888—93) ун-тах. Один из редакторов ведущего для своего времени психол. «Журнала психологии и физиологии органов чувств» («Zeitschrift fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane»).
Проводил исследования по широкому кругу вопросов общей биологии, эмбриологии, физиологии (в частности, изучал деятельность органов чувств), психологии и психотерапии. Являлся последователем Ч. Дарвина и в своих трудах стоял на эволюционных позициях.
Книга П. «Душа ребенка» («Die Seele des Kindes», 1882; неполный рус. пер., под ред. И. А. Сикорского, 1891; полный рус. пер., под ред. В. Динзе, 1912) положила начало систематич. исследованиям психологии ребенка. В ней П. описал результаты ежедневных наблюдений за развитием собств. сына по след, разделам: развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги П., его приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка (от рождения до 3 лет) и введением в дет. психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естеств. наук. Взгляды П. с совр. точки зрения воспринимаются как наивные и ограниченные уровнем развития науки кон. 19 в. (он, напр., рассматривал психич. развитие как частный вариант биологического). Однако П. первым осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Книга П. — образец монографич. метода исследования ребенка. Рус. ученые (И. А. Сикорский, П. Ф. Каптерев, Н. Н. Ланге, В. М. Бехтерев) высоко оценили значение труда П. как для понимания закономерностей психич. и физич. развития, так и для науч. обоснования пед. процесса. В рус. психологии получил дальнейшее развитие монографич. метод (дневники А. Ф. Левоневского, 1914; H. H. Ладыгиной-Коте, 1935; Н. А. Менчинской, 1948; А. Н. Гвоздева, 1949; В. С. Мухиной, 1969), ценность и продуктивность к-рого состоит в том, что в лице наблюдателя совмещается родитель и ученый.
С о ч.: Ober die Erforschung des Lebens, Stuttg., 1873; Naturforschung und Schule, Stuttg.; Die geistige Entwicklung in der ersten Kindheit, nebst Anweisungen fur Eltern dieselbe zu beobachten, Stuttg. — B. — Lpz., 1893; Zur Psychologie des Schreibens, Lpz.; в рус. пер.: Пять чувств человека, М. (1873; О причине сна, М., 1877; Психол. азбука, Од.; Элементы общей физиологии, СПБ, 1884.
Лит.: Никольская A. A., Значение работ В. Прейера для развития дет. психологии, ВП, 1983, № З. Л. Ф. Обухова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия