ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в обучении

Найдено 2 определения термина ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в обучении

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в обучении

установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. П. свойственна учебным планам отечественной общеобразовательной школы, что обеспечивает одинаковый объем знаний в соответствующих классах и равные возможности для продолжения образования. П. в расположении материала учебного предмета и в выборе способов деятельности по овладению этим содержанием осуществляется с учетом содержания и логики соответствующей науки и закономерностей процесса усвоения знаний. П. должна охватывать не только отдельные учебные предметы, но и отношения между ними (см.Межпредметные связи в обучении). Значительные трудности представляет осуществление П. между отдельными ступенями школьного образования, особенно между начальной и средней школой. Научной основой для решения проблемы П. в начальной школе является реализация принципа доступности обучения. Одно из условий П. в обучении и в преодолении разрыва между разными ступенями образования - соответствие метода обучения возрастным возможностям детей. Для достижения П. в школьной практике, помимо последовательного ее осуществления в образовательных программах и учебниках, важен постоянный контакт между преподавателями смежных дисциплин, между учителями начальной и средней школы. См. также Межпредметные связи в обучении

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в обучении

установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Понятие П. характеризует также требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся на каждом этапе обучения, формам, методам и приемам объяснения нового уч. материала и ко всей последующей работе по его усвоению. П. свойственна учебным планам отеч. общеобразоват. школы и школам др. стран, что обеспечивает одинаковый объем знаний в соответствующих классах и равные возможности для продолжения образования.

П. в расположении материала уч. предмета и в выборе способов деятельности по овладению этим содержанием осуществляется с учетом двух факторов: содержания и логики соответствующей науки и закономерностей процесса усвоения знаний. Действие первого фактора является определяющим для соблюдения П. в построении уч. предмета: понятия, законы и факты, составляющие осн. содержание, располагаются в последовательности, обеспечивающей постепенное развертывание содержания изучаемой отрасли знания, причем последующее органически связано с предыдущим. Действие второго фактора не позволяет прямо переносить содержание определенной науч. области знания в уч. предмет, требует дидактич. переработки этого содержания. Так, П. реализуется не только в линейном, но и в концентрич. расположении уч. материала. Напр., одни и те же грамматич. понятия повторяются на протяжении неск. лет обучения. П. в их изложении и изучении состоит в постепенном уточнении и дополнении понятий и одновременно в расширении системы соответствующего языкового материала. Включение понятия во все более широкие и глубокие связи позволяет обогащать его содержание, обеспечивает П. в усвоении форм его существования. Однако при этом следует избегать логически не оправданных излишних повторений.

П. объективно существует и должна соблюдаться между частями, разделами уч. предмета, напр. между фонетикой, морфологией и синтаксисом в грамматике. Так, в процессе изучения синтаксиса используются знания и приемы мышления, сформировавшиеся при изучении морфологии и фонетики, что во многом способствует активному усвоению нового материала.

П. должна охватывать не только отдельные уч. предметы, но и отношения между ними (см. Межпредметные сея-зи).

Значит. трудности представляет осуществление П. между отд. ступенями шк. образования, особенно между нач. и ср. школой. Науч. основой для решения проблемы П. в работе 3(4) — х и 4(5) — х кл. является осуществление обучения в нач. школе на основе принципа доступности. Одно из условий П. в обучении и в преоделении разрыва между разными ступенями образования — соответствие метода обучения возрастным возможностям детей. При этом концентрация в расположении уч. материала сводится к такой форме, к-рая не нарушает линейного усвоения предмета в границах нач. и ср. школы. Так, напр., нек-рые эксперим. программы предусматривают ознакомление детей с самого начала обучения не только с положительными, но и с отрицат. числами. Свойства отрицат. чисел и действия с ними не изучаются, но впоследствии, когда приступают к их изучению, эти числа уже не представляются учащимся чем-то исключительным и нарушающим прежнее представление о числе.

Последовательное осуществление П. придает обучению перспективный характер, при к-ром отд. темы рассматриваются не изолированно друг от друга, а в той взаимосвязи, к-рая позволяет изучение каждой текущей темы строить не только с опорой на предыдущую, но и широкой ориентировкой на последующие темы. Напр., в нач. классах к изучению такой трудной темы, как безударные гласные, учащихся можно подготовить уже с 1-го класса, когда первоклассники овладевают звуко-буквенным анализом, учатся находить ударение в слове.

Для достижения П. в шк. практике обучения, помимо последовательного ее осуществления в программах учебных и учебниках, важен постоянный контакт между преподавателями смежных дисциплин, между учителями нач. и ср. школы, а также предварит. изучение учащихся, с к-рыми предстоит работать в будущем уч. году. Обучение с соблюдением П. воспитывает действенность, активность знаний и умений, способность использовать их при решении практич. и теоретич. задач.

Лит.: Возрастные возможности усвоения знаний. (Мл. классы школы), под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, М., 1966; Л с д -н с в В. С., Содержание общего ср. образования. Проблемы структуры, М., 1980; Теоретич. основы содержания общего ср. образования, под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М., 1983; Максимова В. Н., Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения, М., 1984. А. Н. Ждан.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в обучении — 0

Найдено научныех статей по теме ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в обучении — 0

Найдено книг по теме ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в обучении — 0

Найдено презентаций по теме ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в обучении — 0

Найдено рефератов по теме ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в обучении — 0