ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование правового сознания и поведения юного гражданина; осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и обязанностей.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Воспитание правовое
целенаправленный процесс формирования правового сознания и поведения, осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и обязанностей.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Воспитание правовое
процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча, преодолении правового нигилизма, формировании законопослушного поведения.

Источник: Педагогический словарь

ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЕ
целенаправленный процесс формирования правового сознания и поведения, осознанного восприятия законов, правовых норм и обязанностей, уважения к установленным законам, недопустимости их нарушения.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Правовое воспитание
есть процесс воспитания уважения к закону, культуре, демократизму, высокой гражданской активности и ответственности. Основные элементы правового воспитания – правовая грамотность, правовое мышление, правовая культура. Основная цель правового воспитания – формирование гражданина правового государства, стимулирование социальной активности, стремление вести активную борьбу с аморальными проявлениями и правонарушениями.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование у учащихся чувства гражданственности, гордости за свое государство, уважения к установленным законам, недопустимости их нарушения. Правовое воспитание исходит из того, что идеалом поведения человека в правовом демократическом обществе является активное и сознательное исполнение им норм нравственности и права. На этом основывается взаимодействие педагогической и юридической наук: педагогика движется от воспитания нравственных норм к правовым, юриспруденция — от правовых к нравственным. Обе науки решают единую задачу — формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Правовое воспитание
целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию военнослужащих с целью формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения. Основные направления правового воспитания: -организация правовой пропаганды; -повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам; -мобилизация воинских коллективов и войсковой общественности на активное участие в правовом воспитании; -обобщение и распространение передового опыта правового воспитания; -контроль над соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики; -организация правовой защиты интересов военнослужащих и членов их семей.

Источник: Военная педагогика

ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЕ
формирование правового сознания и поведения человека. Система В. п. определяется характером и политикой государства. В. п. представляет собой процесс организованного, систематического влияния воспитателей на сознание и поведение человека, направленного на формирование высокого правосознания, уважение к Конституции, правопорядку, развитие качеств личности, необходимых для выполнения правовых норм, Конституции, законов, своего гражданского долга. Главная цель В. п. – содействовать развитию у воспитанника правовых установок (целесообразности жить в соответствии с конституционными законами, необходимости быть законопослушным гражданином), умений (давать правильную оценку социальным действиям, предвидеть их последствия, предупреждать правонарушения, выполнять свои обязанности перед окружающей средой, обществом), способностей (принимать ответственные решения, не противоречащие Конституции, законам и общественной морали, заботиться о социальной защите граждан, руководствоваться нормативно-правовой документацией, законами в процессе трудовой деятельности), чувства личной ответственности за правопорядок, уважения к правам и свободам граждан. Целью правового образования и воспитания молодежи является передача знаний о правах и обязанностях человека и гражданина, формирование понимания взаимосвязи между идеями свободы, правами человека и его обязанностями перед обществом. В. п. должно быть направлено на развитие и формирование высокой правовой культуры молодых людей – граждан своего государства, преобразование правовых знаний в личные убеждения и установки, осознание внутренней потребности поступать в соответствии с конституционными законами (Нечепоренко Л. С., Подоляк Я. В., Панасюк В. Г. Воспитание: учеб. пособие. – X.: Основа, 1997. – 232 с.; Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Рос. энцикл, 2003. – С. 210). Т. В. Зверко

Источник: Глоссарий современного образования.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система П.в. определяется характером и политикой государства. П.в. тесно связано с гражданским воспитанием. Эти направления воспитания имеют мн. общего, но П.в. в большей степени ориентировано на осознание восприятия юридических законов и правовых норм и обязанностей. Правовая норма - идеальная модель должного поведения человека в обществе. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребенок находится под защитой закона, его особый статус закреплен во Всеобщей декларации прав человека (1948), Декларации прав ребенка (1959) и Международной Конвенции о правах ребенка (1989) (см. Дети). Взаимодействие права и ребенка осуществляется, гл.о., опосредованно, через родителей и педагогов. В условиях семейного и школьного воспитания ребенок усваивает привычки правопослушного (согласующегося с нормами права) поведения, осн. знания о нравственных и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности. Термин "П.в." появился в 20 в., но всегда право считалось важным элементом воспитания. Роль закона в воспитании подчеркивал еще Аристотель. В России проблема преподавания и изучения государственных законов возникла с утверждением просвещенного абсолютизма. В 19 в. П.в. уделялось большое внимание в демократических кругах (от А.Н. Радищева до земской интеллигенции). Традиции преподавания права в России основывались на официальном подходе "государственной" школы (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев и др.). В то же время значительное влияние на П.в. оказала школа "естественного права" (С.И. Гессен, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий и др.). В начале 20 в. во мн. гимназиях и школах России преподавался курс социологии Г.А. Энгеля, который имел различные названия: законоведение, обществоведение, введение в теорию государства и права. После 1917 именно Энгель стал автором первого советского учебника для школ по социологии, где проводилась мысль о большом значении П.в. П.Ф. Каптерев, К.Н. Корнилов, Н.Н. Иорданский считали необходимым воспитание у детей чувства законности. С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и А.С. Макаренко в своей практической деятельности знакомили учащихся с вопросами правосознания. Однако длительный период П.в. сводилось фактически к правовому просвещению в рамках изучения Конституции СССР. Психолого-педагогические исследования, проводимые с 70-х гг. в области П.в. (Д.С. Яковлева и др.), показали, что достичь в школьном возрасте развитого правового сознания не представляется возможным. Поэтому ряд специалистов считает, что осн. задачи П.в. - давать представление о правовых нормах и стимулировать деятельность учащихся в этом направлении, способствуя накоплению позитивного опыта. Знакомство учащихся с правовыми аспектами особенно важно для профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних и правонарушений, совершенных детьми и подростками. П.в. должно воспитывать в детях интерес к праву, уважение к закону, формировать привычки выполнять правовые предписания. В педагогической практике 90-х гг. наиболее перспективной является идея интегративного подхода к формированию правового сознания как через создание специальных курсов ("Граждановедение", "Человекознание" и др.), так и в процессе изучения общеобразовательных курсов истории, литературы, экономики и других дисциплин.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система П. в. определяется характером и политикой гос-ва. П. в. часто рассматривается в рамках гражданского воспитания. Эти направления воспитания имеют много общего, но П. в. в большей степени ориентировано на осознанное восприятие юрид. законов, правовых норм и обязанностей.
Правовая норма — идеальная модель должного поведения человека в обществе. Реальное воздействие правовой нормы на поведение личности зависит от соответствия юридич. предписаний реальным потребностям общества, от состояния законности, психол. готовности личности соблюдать предписания, выраженные в типичном поведении участников обществ. отношений. Взаимодействие права и ребенка осуществляется гл. обр. опосредованно, через родителей и взрослых, участвующих в его воспитании. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребенок находится под защитой закона; его особый статус закреплен во Всеобщей декларации прав человека (1948) и в между-нар. Конвенции о правах ребенка (1989). В условиях семейного и шк. воспитания ребенок органично усваивает привычки правомерного (согласующегося с нормами права) поведения, осн. знания о нравств. и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности.
Термин «П. в.» появился в 20 в., но право всегда — как в авторитарных, так и в демокр. обществах — считалось важным элементом воспитания гражданина. В антич. культуре Сократом, Платоном, Аристотелем было сформировано ставшее традиционным для европ. стран представление о гражд. добродетели как неотъемлемой черте гражданина, где важное место занимала законопослушность. Аристотель особо подчеркивал роль закона в воспитании добродетельности в кн. X «Никомаховой этики». В Др. Риме это положение развивали Цицерон, Квинтилиан и их последователи. Идеи гражд. воспитания, рассматриваемые в тесной связи с правом долженствования, получили распространение в эпоху Возрождения, особенно во Флорентийской республике (15 в.), в воззрениях представителей школы «гражд. гуманизма» (П. Верджерио, Л. Бруни и др.). Исполнение гражд. долга связывалось с подчинением закону, праву. Эти традиции были развиты в трудах мыслителей эпохи Просвещения. С кон. 18 в. в гос. шк. системах стали вводиться уч. курсы законоведения, моральных и политич. наук и т. п. для гимназий и др. школ, а с кон. 19 в. — гражд. ановедение.
В России проблема преподавания и изучения гос. законов возникла с утверждением просвещенного абсолютизма и первыми попытками создания системы гос. школ. Из идей просветителей Екатерина II допускала лишь те, что не угрожали монархии. В то же время для нее были характерны и такие высказывания, как «законоположение должно применяться к народному умствованию», «для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приготовить» («Наказ» имп. Екатерины, 1907, с. 57—58). В 1783 по высочайшему повелению императрицы было издано предназначенное для чтения в нар. гор. уч-щах пособие «О должностях человека и гражданина». Изучение законов включалось в контекст морального воспитания.
Вопросы воспитания гражд. добродетели и законопослушания освещены в трактате А. Ф. Бестужева и его курсе морали для кадетских корпусов.
В 19 в. в России задаче воспитания законопослушных граждан уделяли большое внимание демокр. круги (от А. Н. Радищева до земской интеллигенции) и представители «официальной народности». Законодательство в той или иной степени изучалось в разл. уч. заведениях. Традиции преподавания права в России основывались на офиц. подходе «государственной» школы (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев и др.). В то же время значительное влияние оказывала школа «естественного права» (С. И. Гес-сен, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий и др.).
Правовое обучение в России отличалось от подобного процесса в Европе и Америке. Если в европ. странах акцент делался на воспитании члена гражд. общества, наделенного естественными и неотъемлемыми правами (напр., курс «Гражданове-дения» во Франции, 2-я пол. 19 в.), то в России гл. задачей являлось законопослушание верноподданного гражданина.
В нач. 20 в. подходы рус. и заруб. педагогов к роли права значительно сблизились. В России появился перевод 26-го изд. уч. книги Г. О. Арнольда-Форстера — «Права и обязанности юного гражданина» (1906), предназначенного изначально для юных граждан Великобритании.
Во мн. гимназиях, общеобразоват. и спец. школах для трудящихся в России преподавался курс социологии Г. А. Энгеля, к-рый имел разл. названия: законоведение, обществоведение, введение в теорию гос-ва и права. После Окт. 1917 именно Энгель стал автором первого сов. учебника для школ по социологии (1919), где проводилась мысль об общепед. значении П. в., о взаимосвязи права и морали как разл. регуляторов поведения, влияющих на уровень гражданственности личности. П. Ф. Каптерев высказывал идею о воспитании чувства законности у детей. В работе «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908) он утверждал, что именно в школе дети «получают основы гражданского образования и где обычное обучение при помощи директоров и преподавателей есть только средство для достижения другой, главнейшей и существеннейшей цели гражданского воспитания детей» (Каптерев П. Ф., Избр. пед. соч., 1982, с. 248). Подобная точка зрения высказывалась в работах педагогов 1-й четв. 20 в.: «Конституция республики учащихся» К. Н. Корнилова (1917), «Основы социального воспитания в народной школе» Н. Н. Иорданского (1918—19), «Нравственно-правовые представления и самоуправление у детей» (1925) и др.
В программу первых сов. курсов обществоведения были включены вопросы изучения гос. строя бурж. гос-ва и Сов. гос-ва. По программам Единой трудовой школы учащиеся изучали Конституцию страны, систему организации сов. власти в центре и на местах, сущность сов. исполнит, органов власти, избират. прав трудящихся. Были попытки соединить обучение по этим проблемам с организацией дет. среды, напр. в образцово-показательных уч. учреждениях, таких, как 1-я опытная станция Наркомпроса и колония «Бодрая жизнь» под руководством С. Т. Шацкого.
Вопросы правосознания подрастающего поколения рассматривались П. П. Блон-ским. Он выделял значение живого ист. разбора, конкретных форм общественно-гос. устройства общества взамен сухого и формального комментария конституций и уставов разл. учреждений. Им были предложены формы и приемы изучения школьниками политико-правовых ин-тов общества (суд, социальная мораль, парламент, мин-во и пр.). Блонский считал возможным создание курса гражд. воспитания, куда включались бы и частные вопросы формирования правосознания личности: 1-я часть — описание органов гос-ва и общества, 2-я часть — социальная мораль (связь личной жизни с общественной и необходимость солидарности, идея справедливости, уважение к человеческой личности, братство людей, благо гос-ва как высш. благо, участие в обществ. деятельности как нравств. обязанность).
А. С. Макаренко, реализуя в 20—30-х гг. свою воспитательную систему, связывал разумное отношение к вопросам поведения школьников, выработку положительных привычек детей с формированием сознат. отношения к праву и дисциплине. Однако существовавший в сов. обществе 30-х гг. правопорядок отразился и на деятельности педагогов, на содержании правового обучения и воспитания. Мн. пед. идеи или не были реализованы или искажались.
В послевоен. годы П. в. было сведено фактически к правовому просвещению в рамках изучения Конституции СССР. В 40-х — нач. 50-х гг. пед. разработки проблем П. в. ограничивались гл. обр. методикой школьного преподавания осн. положений сов. конституции.
Разл. модели П. в. в последующие десятилетия также далеко не всегда выдерживали проверки их практикой. Так, один из первых сов. исследователей гражд. и правового воспитания Д. С. Яковлева отмечала специфич. задачи П. в. (1970): приучение к строгому соблюдению осн. прав и обязанностей граждан не по принуждению, а по убеждению; активное участие школьников в борьбе за соблюдение социалистич. законности; воспитание чувства хозяина страны; предупреждение правонарушений (Яковлева Д. С., Стимулы и мотивы общественной деятельности учащейся молодежи, 1970). Однако такие глобальные задачи в практике испытывали сопротивление социальной среды и не могли быть реализованы.
Идея 70—80-х гг. о необходимости широкого развития правоохранительного движения подростков достаточно аргументирование оспаривается в 90-х гг.
Психол.-пед. исследования показали, что достичь в шк. возрасте развитого правового сознания не представляется возможным. Поэтому ряд специалистов считает, что нецелесообразно ставить перед П. в. нереальные задачи. Учащимся необходимо давать представления о правовых нормах общества, влияющие на формирование социально полезных установок, и стимулировать их активную деятельность в этом направлении, способствующую накоплению позитивного опыта. Знакомство учащихся с правовыми аспектами гос. деятельности, основами законодательства особенно важно в условиях роста преступности детской, увеличения удельного веса правонарушений, совершенных подростками, в общем числе преступлений, расширения влияния антисоциальной субкультуры на детей и молодежь. Только педагогически и целесообразно организованная пед. деятельность в области П. в., формирующая установки на уважение к закону, интерес к праву и направленная на поиск наиб. эффективных путей реализации правовых предписаний общества, осуществления своего гражд. долга в правовой сфере, может быть признана социально полезной, приемлемой для гражданина страны.
Задачи П. в. в Рос. Федерации требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания примата междунар. прав человека и Конвенции о правах ребенка и разработки его практич. методики.
Правовое сознание и поведение детей и подростков нельзя формировать обособленно, отдельно от др. форм сознания. Необходима интеграция разл. знаний об обществе, включая правовые, и использование доступных форм донесения их до ребенка. Одним из первых таких курсов является «Граждановедение» («Обще-ствознание»), призванное формировать правовую культуру школьника на основе раскрытия всей гаммы общечеловеческих ценностей, составляющих общую гуманистич. культуру личности. Правовые представления детям даются в тесной связи с реальными проблемами жизни, через них формируются соответствующее отношение, правовые чувства и убеждения.
В уч. процессе в 90-е гг. наиб. перспективна идея интегративного подхода к формированию правосознания учащихся посредством как создания спец. воспита-тельно-образоват. курсов (типа «Человек и общество», «Граждановедение»), так и реализации в курсах истории, экономики, биологии, лит-ры и др. задач П. в. В школах Рос. Федерации активно используется курс «Граждановедение» (5—9-е кл.), к-рый позволяет не только рассмотреть вопросы права в разл. жизненных ситуациях, но и смоделировать деятельность детей по решению проблем правового характера при пед. руководстве взрослых.
В большинстве стран мира изучение права ведется по программам гражд. воспитания. В США имеются программы, нацеленные на развитие у детей чувства гражданственности. Опираясь на раскрытие пед. аспектов осн. обязанностей и прав гражданина, педагоги разрабатывают методику воспитания. Школа стремится правильно формировать представление детей о свободе, равенстве в «общем школьном доме».
Нек-рые педагоги пытаются смоделировать черты гражданина 21 в. (напр., В. Ньювелл, Ун-т Майами), к ним относят: гражд. грамотность (умение высказывать обоснованное суждение по осн. совр. проблемам от экономики до экологии); критич. мышление, обществ. совесть (умение определять добро), терпимость (к др. верованиям, культуре, обычаям) и плюрализм мнений, глобальное гражданство («общий мировой дом»), полит. активность.
Во Франции существуют уч. программы, раскрывающие вопросы П. в. для учащихся образоват. школ, лицеев. Даже для детей дошк. возраста в сер. 80-х гг. разработано пособие П. Гамарра и Ж. Эпин «Гражданское воспитание: что это сегодня?» с рисунками и доступным текстом, в к-ром авторы стремились рассказать малышам о стране и «общем мировом доме», ознакомить их с полит. устройством Франции, объяснить такие понятия, как нация, республика, ее символы, обязанности граждан, и ввести детей в круг вопросов о правах человека, обществ. безопасности и междунар. сотрудничества.
Лит.: Блонский П. П., Школа и общественный строй, в его кн.: Избр. пед. соч., М., 1961; Головченко В. В., Эффективность правового воспитания, понятие, критерии, методика измерения, К., 1985; Правовое воспитание молодежи, К., 1985; Лукашева Е. А., Право, мораль, личность, М., 1986; ТатаринцеваЕ. В., Правовое воспитание. Методология и методика, М., 1990.
В. В. Берман.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
4.98 мб

Правовое воспитание дошкольников

Низамова Халида Махмутовна
Родители знают права своих детей, осознают, что они регулируются государством, и их неисполнение влекут за собой определенные санкции.
Читать PDF
702.65 кб

Правовое воспитание дошкольников

Насыров Санджар Бахтиерович
В статье анализируются направления работы воспитателя, цели, задачи, формы и методы правового воспитания.
Читать PDF
183.83 кб

Правосознание и правовое воспитание

Зырянов Михаил Юрьевич
В статье предпринимается попытка переосмыслить взаимосвязь правосознания со смежными формами общественного сознания в современных российских условиях.
Читать PDF
152.39 кб

Правовое воспитание несовершеннолетних

Воробьева О. А.
На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе.
Читать PDF
209.03 кб

Феномен идеологии и правовое воспитание

Качуров Е. В.
Читать PDF
3.58 мб

Методика правового воспитания школьников

Бочкарёва Зоя Васильевна
В статье раскрываются современные методологические подходы к правовому воспитанию школьников, сущность проектного метода, других методов, таких как фасилитация и фасцинация, а также сущность и содержание такой перспективной методо
Читать PDF
944.86 кб

Правовое воспитание старших дошкольников

Бунегина Валентина Александровна
Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Растут беспризорность, наркомания, насилие. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. Права детей сегодняэто «модная» тема.
Читать PDF
354.81 кб

К вопросу о правовом воспитании студентов

Мокина Людмила Владимировна
Читать PDF
143.23 кб

Ценностный аспект правового воспитания студентов

Киреев М. Н., Галиченко А. Ю., Киреева Н. В.
В настоящей статье раскрывается ценностный аспект феномена правовой культуры и содержание аксиологического подхода к формированию ценностного отношения будущих специалистов социально-культурной сферы деятельности к правовой культу
Читать PDF
343.81 кб

Проблемы военно-правового воспитания будущих офицеров

Федоренко Владимир Валериевич
В статье рассматриваются проблемы военно-правового воспитания будущих офицеров в условиях социально-политических трансформаций. Анализируется влияние на них информационнопсихологических войн.
Читать PDF
3.82 мб

Современные технологии правового воспитания школьников

Бочкарёва Зоя Васильевна
В статье приводится анализ современных педагогических технологий правового воспитания школьников. Автор даёт анализ практического применения идей превентивности, предупреждения девиаций и делинквентности.
Читать PDF
419.57 кб

Правовое воспитание и обучение учащихся в средней школе

Матюхин Александр Николаевич
Рассматривается проблема правового воспитания учащихся в средней школе. Особое место отводится воспитанию правовой культуры личности.
Читать PDF
190.95 кб

Правовое образование как средство воспитания менталитета

Жукешев Канат Муратбеович
Благоприятные климатические условия, достаточные природные и трудовые ресурсы, развитие науки и техники являются движущими факторами развития общества.
Читать PDF
12.48 мб

Народные традиции как средство правового воспитания детей

Юн-Хай Светлана Александровна
В правовом воспитании детей большими возможностями обладает народная педагогика.
Читать PDF
290.82 кб

Моделирование правового воспитания курсантов военных вузов

Андреева Елена Анатольевна
В статье образовательный процесс в военном вузе рассмотрен как педагогическая система, представляющий собой определенную совокупность взаимосвязанных факторов, необходимых для создания организованного и целенаправленного педагогич

Похожие термины:

  • Гражданско-правовое воспитание

    система общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания.