ПОВЕСТВОВАНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПОВЕСТВОВАНИЕ
Речевое сообщение, представляющее события, действия в определенной последовательности. Умение репродуцировать и продуцировать такое сообщение, используя глагольные формы, наречия, простые и сложноподчиненные предложения, характерные для данного способа изложения информации, является объектом коммуникативных (речевых) тестов.

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

ПОВЕСТВОВАНИЕ
Один из функционально-смысловых типов речи, вид речевого сообщения по способу выражения мыслей. Объектами П. являются действия, события и их последовательность. При П. создаются динамические образы, что обусловливает широкое употребление глагольных форм, простых и сложноподчиненных предложений. П. и описание в чистом виде, как правило, не существуют, обычно они переплетаются. Ср. аргументация, инструкция, объяснение.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПОВЕСТВОВАНИЕ
функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях. П. располагает для реализации этого содержания специфическими языковыми средствами. По своему значению, структуре и модальности П. с его динамичностью противопоставлено описание. Для выражения динамики действия П. обладает многообразной системой лексических и грамматических средств: семантические ряды глаголов со значением последовательности действий; смена временного плана в формах глагола; видовые формы глаголов со значением возникновения и мгновенности действия; вспомогательные глаголы, обозначающие возникновение действия или признака; обстоятельственные слова со значением временной последовательности; союзы со значением чередования, сопоставления или возникновения действия; порядок слов в предложении и микротеме. П. художественного стиля богато и экспрессивно-эмоциональными, и стилистическими средствами выражения мысли, особенно в речи рассказчика, где используются различные стилистические пласты лексики, эмоциональные частицы, экспрессивные грамматические формы. Например: «— Так-то оно было,— продолжал рассказывать Пров, прижимая черным пальцем золу к трубочке, — нельзя счесть, сколько он погубил нашего народу... Вышлет генерал Барятинский войск, и все это войско Шамиль погубит... Сколько наших косточек на этом Кавказе легло, и-их, братцы мои...» (АТолстой. Петушок).

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

ПОВЕСТВОВАНИЕ
функционально-смысловой тип речи, предназначенный для изображения последовательного ряда событий. Преимущественная сфера использования П. — художественная литература. Напр.: Доктору Старцееу, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже,.. говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник.., после приёма больных, Старцев отправился в город... В городе он пообедал, погулял в саду, потом ... решил сходить к Туркиным... (А. Чехов).
В повествовательных фрагментах текста каждое предложение обычно выражает какой-л. этап в развитии действия, в движении сюжета. Основную смысловую нагрузку, как правило, выполняют глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные (в приведённом примере — поселился, представили, отправился, погулял, решил и т.д.), которые обозначают сменяющиеся действия. Для П. характерна конкретная лексика (доктор, улица, город, сад).Ход событий акцентируется посредством обстоятельств времени (только что, как-то зимой, весной, в праздник, после приёма больных, потом).
По использованию синтаксических построений и типов связи предложений П. противопоставлено Описанию (см.), что проявляется, в частности, в следующем: 1) в различии видо-временных форм глаголов: описание строится гл. обр. на использовании форм несовершенного вида, П. — совершенного; 2) в преобладании цепной (последовательной) связи предложений в П. — для описания более характерна параллельная связь; 3) в употреблении односоставных предложений: для П. нетипичны номинативные, безличные предложения, широко представленные в описании.
В художественно-изобразительной речи — художественных произведениях, некоторых жанрах публицистики (очерк, репортаж и др.), текстах-рассказах в разговорном стиле — органично сочетаются элементы описательности и повествовательности. Описание включается в П. для наглядно-образного представления героев, места действия.
Лит:. Виноградов В.В. О языке художественной прозы // Виноградов В. В. Избранные труды. М., 1980; Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980; Нечаева О.А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи. Улан-Удэ, 1999; Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974.
Т.Б. Трошева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
2.36 мб

Цифровое повествование: от теории к практике

Маняйкина Наталья Викторовна, Надточева Елена Сергеевна
В данной статье рассматривается вопрос применения цифрового повествования (рассказа) в практике обучения иностранным языкам. Digital Storytelling (далее DS) это вид традиционного повествования, выполняемого в цифровом формате.
Читать PDF
1.10 мб

Цифровое повествование как средство развития медиакомпетенции будущих учителей английского языка

Маняйкина Наталья Викторовна, Надточева Елена Сергеевна
В статье рассматривается проблема изменения общества с появлением новых цифровых объектов влияния на сознание человека.
Читать PDF
496.46 кб

Технология Digital Storytelling (цифровое повествование): социальный и образовательный потенциал

Горохова Лариса Анатольевна
В статье обсуждаются возможности применения технологии цифрового повествования в социальной практике и образовании.
Читать PDF
1.02 мб

Риторические традиции и их современная интерпретация: на примере алгоритмов обучения повествованию

Тарасов Михаил Иванович
В статье в онтологическом и методическом плане рассматривается такой феномен риторики, как повествовательный текст.
Читать PDF
813.90 кб

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЗЫ И.С. ШМЕЛёВА В ШКОЛЕ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ

Барская Елена Алексеевна
Исследуется проблема изучения автобиографических произведений И.С. Шмелёва в средней школе.
Читать PDF
221.55 кб

Организация работы над языковыми средствами повествования на уроках грамматики

Глизерина Надежда Дмитриевна
В статье излагается методика грамматико-стилистической работы над языковыми средствами текста-повествования на уроках грамматики в 5–6 классах.
Читать PDF
346.62 кб

Формирование навыков трансмедийного повествования у студентов - будущих журналистов средствами иност

Агрикова Е.В.
Поскольку журналистика вступила в новую стадию развития, появилась необходимость формирования образовательного процесса, отвечающего новым условиям.
Читать PDF
217.75 кб

Повествовательная стратегия Л. Улицкой в книге «Люди нашего царя»

Лю На
В статье изучается повествовательная стратегия Людмилы Улицкой в ее книге «Люди нашего царя».
Читать PDF
210.91 кб

Сюжетный/повествовательный анализ аудиовизуальных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории

Челышева И. В.
Сюжетный/повествовательный анализ (Narrative Analysis) представляет собой «анализ сюжетов, фабул медиатекстов.
Читать PDF
235.49 кб

Сюжетный/повествовательный анализ медиатекстов и анализ персонажей на занятиях в студенческой аудито

Мурюкина Е. В.
Сюжетный/повествовательный анализ (Narrative Analysis) предполагает, по мнению А.В.Федорова [Федоров, 2007, с.221], анализ сюжетов, фабул медиатекстов.
Читать PDF
131.02 кб

Совершенствование устных повествовательных высказываний учащихся в начальной школе как методическая

Лихошерст Ю.В.
B статье актуализирована задача создания устных повествовательных высказываний младших школьников и названы критерии совершенствования эстетической стороны речи.
Читать PDF
964.68 кб

Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием

Филютина Татьяна Николаевна, Федорова Надежда Сергеевна
Умение сформулировать свою мысль и оформить ее в речевом плане – важная характеристика личности.
Читать PDF
220.54 кб

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕСКАЗА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ

Е. П. Карпунина, С. А. Мусихина
В статье рассматривается значение развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня для овладения навыком пересказа повествовательных текстов.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ИНТИМИЗАЦИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ

    стилистический приём, включающий такое использование речевых средств, в результате которого создаётся эффект доверительного непосредственного общения автора с читателем или слушателем. И.п. пре
  • Анализ медиатекста сюжетный/повествовательный

    narrative analysis of media text) – анализ сюжетов, фабул медиатекстов. Сюжетный анализ тесно связан со структурным, мифологическим, семиотическим и другими видами анализа медиа и медиатекстов (Barthes, 1964; 1965; Eco, 1976