Потребности социальные
Потребности социальные
род потребностей как психическое отражение нужды личности, ограничивающей ее взаимоотношения с другими людьми и самооценку, отвечающую ее ценностным ориентациям.
ПОТРЕБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ
род потребностей как психическое отражение нужды личности, ограничивающей ее взаимоотношения с другими людьми, и самооценку, отвечающую ее ценностным ориентациям. Термин используется по отношению к тем, кто по причине какойто немощи испытывает дополнительные потребности, удовлетворение которых обеспечивается со стороны специализированных органов или институтов.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
совокупность потребностей личности, социальной группы, общества в целом, которые в принятой иерархии потребностей занимают следующие ступени после витальных (биологических) потребностей и отличают человека как субъекта социальных отношений от животного. В свою очередь в структуре С.п. можно выделить иерархические уровни, характеризующие степень самореализации, самоактуализации личности в процессе ее социализации. Первый уровень – потребность в безопасности, стабильности, уверенности в будущем. Второй уровень – потребности втруде, общении, познании. Третий уровень – потребности в признании, уважении, престиже. Четвертый наивысший уровень С.п. – потребность в самореализации, самоактуализации, т.е. реализации творческих способностей личности.
С.п., как и потребности витальные, – внутренний побудитель активности, но в отличие от витальных С.п. побуждают к деятельности, связанной с межличностным взаимодействием, поэтому ориентация на С.п. личности, группы имеет принципиальное значение для обеспечения комфортности членов группы и успешности ее деятельности: совпадение потребностей индивида и группы – источник согласованности действий; несовпадение, неудовлетворенность индивида реализацией потребности в признании, престиже, самореализации и др. С.п. может привести к конфликтным ситуациям, к созданию в рамках формальной группы групп неформальных, по своим потребностям, установкам не совпадающих с целевыми ориентациями формальной группы, что может пагубно сказаться на результатах совместной деятельности.
В психологии и социологии применяются различные классификации потребностей: по сферам деятельности (потребности в труде, общении, познании, отдыхе); по объекту (духовные, этические, эстетические, материальные); по функциональной роли (доминирующие и второстепенные, устойчивые и ситуационные). В отличие от биологизаторских концепций личности (например, фрейдизма) в отечественной науке признают доминирующее значение именно С.п., а не витальных.
И.И. Зарецкая
С.п., как и потребности витальные, – внутренний побудитель активности, но в отличие от витальных С.п. побуждают к деятельности, связанной с межличностным взаимодействием, поэтому ориентация на С.п. личности, группы имеет принципиальное значение для обеспечения комфортности членов группы и успешности ее деятельности: совпадение потребностей индивида и группы – источник согласованности действий; несовпадение, неудовлетворенность индивида реализацией потребности в признании, престиже, самореализации и др. С.п. может привести к конфликтным ситуациям, к созданию в рамках формальной группы групп неформальных, по своим потребностям, установкам не совпадающих с целевыми ориентациями формальной группы, что может пагубно сказаться на результатах совместной деятельности.
В психологии и социологии применяются различные классификации потребностей: по сферам деятельности (потребности в труде, общении, познании, отдыхе); по объекту (духовные, этические, эстетические, материальные); по функциональной роли (доминирующие и второстепенные, устойчивые и ситуационные). В отличие от биологизаторских концепций личности (например, фрейдизма) в отечественной науке признают доминирующее значение именно С.п., а не витальных.
И.И. Зарецкая
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.