Потенциал личности
Потенциал личности
лат. – возможность, мощность) – еще не развитые и не используемые, не востребованные способности, задатки, личностные качества личности, ее знания, умения, навыки. Потенциал – это существующие в скрытом виде возможности человека, которые при определенных условиях могут актуализироваться, проявиться, обнаружиться. Так, личность может обладать духовным, нравственным, творческим, интеллектуальным потенциалом. Задача педагога все лучшее в человеке переводить из состояния потенциального в состояние актуальное, чему может способствовать реализация идеи «зоны ближайшего развития».
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ
комплекс интеллектуальнотворческих и мотивационных характеристик личности определяющих возможность выдающихся достижений. Термин «потенциал личности» в данном контексте синонимичен термину — «одаренность».
Среди современных моделей одаренности, по мнению большинства исследователей, одной из самых популярных является «модель человеческого потенциала» американского психолога Джозефа Рензулли. Большинство современных моделей одаренности (Ф.Монкс, А.Таненбаум, Е.П.Торренс, Дж. Фельдхусен и др.) включают факторы, которые были впервые выделены Дж.Рензулли. Он считает, что поведение человека отражает взаимодействие трех основных групп человеческих качеств: «Эти группы представляют собой общие и/ или специальные способности выше среднего, высокий уровень включенности в задачу и высокий уровень креативности» (Дж.Рензулли, 1997, с. 214). Одаренный человек, по его мнению, обладает этой системой качеств либо способен к ее развитию и приложению к любой потенциально ценной области человеческой деятельности. Дж. Рензулли не ограничивает понятие «одаренность» только высоким «интеллектом» или даже его сочетанием с «креативностью». Он делает акцент на трех важнейших характеристиках, определяющих «потенциал личности». К ним относятся: доминирующая мотивация, выдающиеся способности (интеллект) и креативность. Люди, проявляющие их или же имеющие способности к развитию взаимодействия выделенных факторов, требуют широкой вариативности образовательных возможностей. Анализируя современную образовательную практику, Рензулли подчеркивает, что обычно этого не происходит.
Представляют интерес не только выделенные Дж.Рензулли факторы одаренности, но особенно то, как автор интерпретирует их взаимодействие. Наиболее наглядно это выражено в предложенной им графической схеме, где потенциал личности представлен в виде трех взаимно пересекающихся окружностей. Каждая окружность символизирует один из трех выделенных факторов. Одаренность выступает как результат взаимного наложения трех факторов, что и символизируют пересекающиесяокружности.
Важнейшей чертой подхода Дж.Рензулли является то, что он допускает возможность существенного расширения контингента одаренных. Особенно наглядно это видно при сравнении с тем небольшим процентом детей (2–3% от общего числа всех детей), которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений. Модель Дж.Рензулли не относится к числу многофакторных, но при этом требует распознавания не только выдающихся интеллектуальных способностей и уровня развития, определяемого в основном по тестам достижений, но и одновременно заставляет ориентироваться на распознавание других факторов, которые вносят вклад в специфику деятельностных и поведенческих характеристик одаренного человека. Но, как известно и как следует из анализа элементов, составляющих эту модель, эти факторы включают много типов способностей и потенций, которые часто не могут быть измерены так же точно, как, например «IQ» или учебные достижения.
Дж.Рензулли пишет: «Факт, что эти способности могут быть развиты в различной степени у гораздо большей части популяции, чем та, которая обычно включается в специальные программы, создает тот императив, который мырассматриваем в целостном понятии «одаренность» (Дж.Рензулли, 1997. С. 215). Такой подход к выявлению одаренных и к развитию умственных способностей в сфере образования позволяет отойти от традиционной практики. Имеется в виду ориентация только на уровень интеллектуальной или творческой одаренности, когда часть детей называют «одаренными», а остальных могут объявить неодаренными. Рензулли предлагает использовать прилагательное «одаренный» не как констатацию факта, а преимущественно как характеристику перспективы развития.
Изучение потенциала личности в рамках психологии одаренности обусловлено тем, что в число функций этой отрасли психологии входит функция прогнозирования развития личности (в частности, прогнозирование «жизненной успешности»), и, какое бы определение одаренности мы ни взяли (Б.М.Теплова, «рабочей концепции одаренности» или Дж.Рензулли), можно заметить, что одаренность везде рассматривается как потенциальная возможность высоких достижений.
У проблемы высоких достижений, или «психологии жизненного успеха», есть особый культурологический поворот, связанный с различиями в менталитете разных народов. Вопрос о том, что делает одного человека великим и выдающимся, а другого — средним и незаметным, волновал с давних времен и исследователей, и обывателей. Философы эпохи первых европейских цивилизаций говорили о божественной предопределенности таланта и строили по этому поводу умозрительные конструкции. В выявлении одаренных людей предлагали полагаться на божественное провидение и собственную интуицию. На протяжении всего ХХ века одни психологи считали, что для успешной реализации личности в жизни необходим высокий интеллект и с детских лет надо стремиться развивать именно его. Другие отстаивали необходимость первоочередного выявления и развития креативности. Педагоги, споря и с теми, и с другими, были склонны утверждать, что для выдающихся достижений, в первую очередь, нужны и важны глубокие, разносторонние знания. Сейчас уже ни для кого не секрет, что все эти утверждения ошибочны. Если говорить дипломатичнее, их можно признать верными лишь частично. Известно, сколь важны для победителя в жизненной «гонке за успехом» высокий природный интеллект и развитая креативность. Все знают, какую ответственную роль в достижении жизненных высот играют глубокие и разносторонние знания. Но психологические изыскания конца ХХ века убедительно свидетельствуют: успех в жизни определяется не этим, он в большей мере зависит совсем от других личностных особенностей. Для успеха человека в жизни и деятельности, кроме когнитивных факторов, важны социальные способности, например: способности сотрудничать, эффективно действовать в системе межличностных отношений, ориентироваться в социальных ситуациях, верно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения, обеспечивая взаимодействие. Эти идеи — результат исследований «эмоционального» и «социального» интеллекта.
В работах современных психологов все яснее звучит мысль, что, расширив диапазон тестируемых личностных свойств, включив в их число эмоциональную сферу личности и способность к эффективному межличностному взаимодействию, мы получим более точную картину умственного потенциала личности. В ряде специальных экспериментов обнаружилось, что многие дети и взрослые, не продемонстрировавшие высоких способностей по специальным тестам (интеллекта, креативности или учебной успешности), но показавшие хорошие результаты по параметрам эмоционального и социального развития, оказываются весьма успешными в жизни и творчестве. Их преимущества в достижении жизненного успеха часто оказываются велики и способны обеспечить им не только высокое социальное положение, но привести их в дальнейшем к зачислению в когорту выдающихся.
А.И.Савенков
Литература: Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащённого школьного обучения: практическая программа стимулирования одарённых детей // Современные концепции одарённости и творчества. Под ред. Богоявленской. — М., 1997.
Clain Star. Ed.D. What Would Happen If I Said Yes?..; A Guide to Creati-ity for Parents and Teachers; D.O.K. Publishers, East Aurora, New York. 1989.
Среди современных моделей одаренности, по мнению большинства исследователей, одной из самых популярных является «модель человеческого потенциала» американского психолога Джозефа Рензулли. Большинство современных моделей одаренности (Ф.Монкс, А.Таненбаум, Е.П.Торренс, Дж. Фельдхусен и др.) включают факторы, которые были впервые выделены Дж.Рензулли. Он считает, что поведение человека отражает взаимодействие трех основных групп человеческих качеств: «Эти группы представляют собой общие и/ или специальные способности выше среднего, высокий уровень включенности в задачу и высокий уровень креативности» (Дж.Рензулли, 1997, с. 214). Одаренный человек, по его мнению, обладает этой системой качеств либо способен к ее развитию и приложению к любой потенциально ценной области человеческой деятельности. Дж. Рензулли не ограничивает понятие «одаренность» только высоким «интеллектом» или даже его сочетанием с «креативностью». Он делает акцент на трех важнейших характеристиках, определяющих «потенциал личности». К ним относятся: доминирующая мотивация, выдающиеся способности (интеллект) и креативность. Люди, проявляющие их или же имеющие способности к развитию взаимодействия выделенных факторов, требуют широкой вариативности образовательных возможностей. Анализируя современную образовательную практику, Рензулли подчеркивает, что обычно этого не происходит.
Представляют интерес не только выделенные Дж.Рензулли факторы одаренности, но особенно то, как автор интерпретирует их взаимодействие. Наиболее наглядно это выражено в предложенной им графической схеме, где потенциал личности представлен в виде трех взаимно пересекающихся окружностей. Каждая окружность символизирует один из трех выделенных факторов. Одаренность выступает как результат взаимного наложения трех факторов, что и символизируют пересекающиесяокружности.
Важнейшей чертой подхода Дж.Рензулли является то, что он допускает возможность существенного расширения контингента одаренных. Особенно наглядно это видно при сравнении с тем небольшим процентом детей (2–3% от общего числа всех детей), которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений. Модель Дж.Рензулли не относится к числу многофакторных, но при этом требует распознавания не только выдающихся интеллектуальных способностей и уровня развития, определяемого в основном по тестам достижений, но и одновременно заставляет ориентироваться на распознавание других факторов, которые вносят вклад в специфику деятельностных и поведенческих характеристик одаренного человека. Но, как известно и как следует из анализа элементов, составляющих эту модель, эти факторы включают много типов способностей и потенций, которые часто не могут быть измерены так же точно, как, например «IQ» или учебные достижения.
Дж.Рензулли пишет: «Факт, что эти способности могут быть развиты в различной степени у гораздо большей части популяции, чем та, которая обычно включается в специальные программы, создает тот императив, который мырассматриваем в целостном понятии «одаренность» (Дж.Рензулли, 1997. С. 215). Такой подход к выявлению одаренных и к развитию умственных способностей в сфере образования позволяет отойти от традиционной практики. Имеется в виду ориентация только на уровень интеллектуальной или творческой одаренности, когда часть детей называют «одаренными», а остальных могут объявить неодаренными. Рензулли предлагает использовать прилагательное «одаренный» не как констатацию факта, а преимущественно как характеристику перспективы развития.
Изучение потенциала личности в рамках психологии одаренности обусловлено тем, что в число функций этой отрасли психологии входит функция прогнозирования развития личности (в частности, прогнозирование «жизненной успешности»), и, какое бы определение одаренности мы ни взяли (Б.М.Теплова, «рабочей концепции одаренности» или Дж.Рензулли), можно заметить, что одаренность везде рассматривается как потенциальная возможность высоких достижений.
У проблемы высоких достижений, или «психологии жизненного успеха», есть особый культурологический поворот, связанный с различиями в менталитете разных народов. Вопрос о том, что делает одного человека великим и выдающимся, а другого — средним и незаметным, волновал с давних времен и исследователей, и обывателей. Философы эпохи первых европейских цивилизаций говорили о божественной предопределенности таланта и строили по этому поводу умозрительные конструкции. В выявлении одаренных людей предлагали полагаться на божественное провидение и собственную интуицию. На протяжении всего ХХ века одни психологи считали, что для успешной реализации личности в жизни необходим высокий интеллект и с детских лет надо стремиться развивать именно его. Другие отстаивали необходимость первоочередного выявления и развития креативности. Педагоги, споря и с теми, и с другими, были склонны утверждать, что для выдающихся достижений, в первую очередь, нужны и важны глубокие, разносторонние знания. Сейчас уже ни для кого не секрет, что все эти утверждения ошибочны. Если говорить дипломатичнее, их можно признать верными лишь частично. Известно, сколь важны для победителя в жизненной «гонке за успехом» высокий природный интеллект и развитая креативность. Все знают, какую ответственную роль в достижении жизненных высот играют глубокие и разносторонние знания. Но психологические изыскания конца ХХ века убедительно свидетельствуют: успех в жизни определяется не этим, он в большей мере зависит совсем от других личностных особенностей. Для успеха человека в жизни и деятельности, кроме когнитивных факторов, важны социальные способности, например: способности сотрудничать, эффективно действовать в системе межличностных отношений, ориентироваться в социальных ситуациях, верно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения, обеспечивая взаимодействие. Эти идеи — результат исследований «эмоционального» и «социального» интеллекта.
В работах современных психологов все яснее звучит мысль, что, расширив диапазон тестируемых личностных свойств, включив в их число эмоциональную сферу личности и способность к эффективному межличностному взаимодействию, мы получим более точную картину умственного потенциала личности. В ряде специальных экспериментов обнаружилось, что многие дети и взрослые, не продемонстрировавшие высоких способностей по специальным тестам (интеллекта, креативности или учебной успешности), но показавшие хорошие результаты по параметрам эмоционального и социального развития, оказываются весьма успешными в жизни и творчестве. Их преимущества в достижении жизненного успеха часто оказываются велики и способны обеспечить им не только высокое социальное положение, но привести их в дальнейшем к зачислению в когорту выдающихся.
А.И.Савенков
Литература: Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащённого школьного обучения: практическая программа стимулирования одарённых детей // Современные концепции одарённости и творчества. Под ред. Богоявленской. — М., 1997.
Clain Star. Ed.D. What Would Happen If I Said Yes?..; A Guide to Creati-ity for Parents and Teachers; D.O.K. Publishers, East Aurora, New York. 1989.
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005