Постструктурализм

Найдено 1 определение
Постструктурализм
лат. пост - после + структурализм) - "обобщающее название ряда философско-методологических подходов, сложившееся в 70-х - 90-х годах XX века на основе преодоления и отрицания структуралистского подхода.Хотя в постструктурализме и сохраняется отношение к культуре как к тексту и ориентация на анализ и интерпретацию текстуальных явлений культуры, но сам подход к тексту радикально меняется. Объектом рассмотрения и анализа становится все, что осталось за пределами структурного осмысления. Это прежде всего контекст, влияние которого не рассматривалось структуралистами в поисках универсалии, та совокупность индивидуальных явлений и черт, которая стоит за текстом и определяет его. Это динамика, изменчивость, которая не схватывается при структурном анализе. Это те элементы текста, которые невозможно свести к сегментному дихотомическому делению [дихотомия - последовательное деление целого на две части, и каждой части снова на две]; они предстают как несистемные, уникальные, нерасчленяемые. Это, наконец, то, что вообще выходит за рамки упорядоченности, предстает как случайное, воплощает свободу, волюнтаризм, иррациональность в человеческом действии".75 В области отдельного человека постструктурализм, в отличие от структурализма, стал проявлять интерес "к аффектам, телу, власти и пр., воображаемое стало подчас теснить символическое, фантазмы - подчинять себе язык".76 В сфере культуры "структуралистская увлеченность логикой культуры в отрыве от ее развтития уступила место постструктуралистскому интересу к культурной динамике".77 По отношению к обществу постструктурализм - это философия маргинальности, позиция нравственного протеста и неприятия окружающего мира. "Начиная с постструктурализма маргинальность превратилась в уже осознанную и теоретическую рефлексию.. Сознательная установка на периферийность по отношению к обществу в целом, в том числе и к его морали, всегда порождала пристальный интерес и к "пограничной нравственности". Феномен де Сада [изучение человека методами экспериментальной физиологии] заново переосмысливается и предстает уже не только как аморальное явление, но и как "жажда эксперимента, искус любопытства и познания, часто любой ценой и в любой ранее считавшейся запретной, табуированной области".78 Во внимании к ранее запретному, осознаваемому с известной степенью болезненности, как ни пародоксально, проявляется гуманизм постструктурализма: запретное в человеке, считающееся "неприличным" и "подрывным" (прежде всего сексуальность и агрессия), вытесняемое и подавляемое в отдельной личности во имя безопасного существования общества в целом, становится объектом внимания и изучения, так как мир и субъект объявляются равными по ценности: "И я - урод, и счастье сотен тысяч / Не ближе мне пустого счастья ста?" ( Б. Пастернак). Такой подход основан не на "вознесении" отдельной личности, а на представлении о том, что общество состоит из отдельных личностей. Безликие "массы" и "толпы" обретают очертания отдельных человеческих лиц. Английский исследователь Р. Янг пишет: "Постструктурализм, следовательно, предполагает перенос акцента со смысла на игровое действие, или с обозначаемого на означающее. Он может рассматриваться с точки зрения того, как предпосылки постструктурализма отвергают любое однозначное или "истинное" его определение. В самом общем виде он предполагает критику метафизики (понятий причинности, личности, субъекта и истины), теории знака и признание психоаналитических модусов мышления. Короче, можно сказать, что постструктурализм расщепляет благостное единство стабильного знака и целостного субъекта. В этом отношении теоретическими источниками теоретических ссылок постструктурализма лучше всего могут быть работы Фуко, Лакана и Дерриды, которые разными путями довели структурализм до его пределов".

Источник: Педагогическая антропология. Словарь