ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА
Петь нужно на улыбке В вокальной школе (болонской) XVI–XVII веков ведущей гласной считалась А. От певцов требовалось свободное владение речевой декламацией. Молодых певцов воспитывали состоявшиеся, теория их мало беспокоила. В середине XIX века Ж.Дюпре (Франция) пропагандирует другой метод подготовки певцов, в основе которого – прикрытый звук (ведущая гласная У). Итальянцы заявляют, что они всегда пели на прикрытом звуке. Маэстро Барра говорил, что петь в горизонталь (на улыбке) можно, но "мышцы устают".

Источник: Словарь ошибок вокальной педагогики

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА
процесс усвоения правильной координации, наиболее рационального взаимодействия органов и систем речевого аппарата в целях профессионального использования. Благодаря П. г. голосовой аппарат приобретает способность выдерживать значительную голосовую нагрузку и давать максимум звуковой энергии при минимальной затрате сил. Обычно работа по П. г. включает в себя большое количество упражнений, из которых важнейшими являются: упражнения на постановку дыхания, которое должно быть, с одной стороны, ровным и плавным, а с другой — мобильным, гибким, быстро изменяющим давление воздуха на уровне гортани и, главное, экономным, когда вся энергия выдоха трансформируется в энергию звуковых колебаний, в голос; упражнения на постановку рото-глоточной артикуляции, т.е. на выработку определенного положения языка, гортани, надгортанника, небной занавески, нижней челюсти и губ, а также на снятие излишних напряжений с этих органов; упражнения на постановку атаки звука — одного из важных моментов голосообразо-вания, где возможны три варианта начала колебаний голосовых складок: твердая атака, мягкая и придыхательная. Постановка атаки тесно связана с работой над голосовыми регистрами. Особо следует отметить упражнения, преследующие цель выравнивания регистров на всем голосовом диапазоне — от самых низких до верхних звуков голос должен звучать одинаково насыщенно, звучно и гибко. Кроме того, широко распространены упражнения для выработки высотного (мелодического) диапазона, динамических (гром-костных) нюансов и др. При формировании голоса педагогу важно также добиваться благозвучности, способности к внушающему воздействию (суггестивности), выносливости и ряда других качеств. (См. также педагогический голос.) Необходимым условием выработки тех или иных параметров звучания голоса является формирование их слухового представления в сознании обучаемого, моделирование с помощью внутреннего слуха. Если же память обучаемого лишена четких слуховых ориентировок, то работа по формированию профессионального голоса теряет смысл. Кроме слуховых ощущений, при постановке голоса большое значение имеют кинестезические и вибрационные ощущения, сигнализирующие о характере работы речевых органов. В частности, вибрационные ощущения в передней части лица, в области так называемой «маски» свидетельствуют о том, что звучание организовано правильно. Разные виды ощущений, как бы «подстраховывая» друг друга, помогают лучше контролировать качество образующегося в данный момент голоса. В методике П. г. существует множество подходов. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми; под руководством педагога, самостоятельно или с партнером; с применением музыкальных инструментов, технических средств или без них. Часто используется метод имитации, когда обучаемый пытается подражать своему учителю или другому авторитету. Положительного эффекта в данном случае можно добиться, если анатомо-физиологические данные имитатора и имитируемого достаточно близки. В основе другого метода, который можно назвать самоимитацией, лежит явление коартикуляции, т. е. взаимовлияния акустических характеристик звуков, произносимых один вслед за другим, что позволяет как бы пристраивать к правильно звучащему голосовому тону звук, требующий коррекции. Существует также метод имитационно-игровой. Обучаемые с помощью голоса, мимики и пантомимики изображают, например, игру в мяч, езду на мотоцикле, работу пульверизатора, насоса и т. п., произносят тексты, преображаясь по возможности в маляра, продавца на базаре и представителей других профессий. Моделирование ситуации, вживание в нее помогает на интуитивном уровне правильно скоординировать работу речевых органов. Принципиально другой подход прослеживается в методах аналитического характера. Они основаны на сознании того, что то или иное качество звучания есть результат определенной артикуляции (в широком смысле этого слова). Так, если говорить или петь «на улыбке», то голос как бы «светлеет», а если расслабить (т. е. опустить) небную занавеску, то неизбежно появится носовой призвук. Кроме подобных простейших артикуляций, возможны и более сложные: опускание гортани, наклон надгортанника, имитация зевка, варьирование плотности смыкания голосовых складок. Зная, к каким акустическим эффектам они приводят, обучаемый целенаправленно изменяет в нужную сторону звучание своего голоса. Особое место занимают методы рефлекторного воздействия на голос. Один из них получил название «эффекта Томатиса»: обучаемый говорит или поет перед микрофоном, который подключен к эквалайзеру (устройству, позволяющему изменять спектральные характеристики звука, а следовательно и тембр голоса), и слышит свой голос, обработанный этим эквалайзером, в наушниках. Эффект Томатиса заключается в том, что исходный голос обучаемого начинает непроизвольно, автоматически приближаться к тому голосу, который обучаемый слышит в наушниках. Близок к эффекту Томатиса по механизму воздействия на голос метод заглушения, когда обучаемому с помощью наушников, в которые подан шумовой сигнал, «отключают» слуховой контроль. Вследствие этого непроизвольно повышается громкость голоса, иногда происходит регистровая перестройка и другие изменения параметров звучания. П. г. — работа сложная, комплексная, она требует учета множества факторов: возраста, пола, физических и психологических особенностей личности обучаемого. Но важнее всего четко представлять цель, ради которой эта работа проводится: одно дело поставить голос для пения на сцене, другое — для командования воинским подразделением. Постановка педагогического голоса, конечно, базируется на общих теоретических основах, но имеет и свою специфику. АЛ. Князьков

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
147.40 кб

Проблема дикции в постановке оперного голоса

Сладкопевец Роман Вадимович
Статья посвящена рассмотрению проблемы дикции в постановке голоса (оперного, камерного). Опираясь на педагогические принципы К.С. Станиславского и Б.В.
Читать PDF
2.45 мб

Динамика научного подхода к постановке певческого голоса

Чернова Людмила Владимировна
В статье прослеживаются основные принципы и методы обучения пению, сформулированные представителями отечественной музыкальной культуры прошлых веков и современности.
Читать PDF
414.60 кб

Связь букв, фонем мелодики языка в свете постановки детского голоса

Велизаде М. И.
В статье Мелек Велизаде рассматривается вопрос влияния слогов и распевов на сам процесс постановки и шлифовки детского голосового аппарата.
Читать PDF
384.98 кб

Постановка голоса у будущих преподавателей как важнейшая проблема сохранения их профессионализма

Никольская Е.В., Уткина М.В.
Читать PDF
278.06 кб

Методические аспекты изучения дисциплины «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения»

Гусева Н. В.
Читать PDF
742.20 кб

«Постановка голоса» у начинающих вокалистов в условиях реализации федеральных государственных требов

Кондратенко Наталья Рафековна
Данная статья является результатом практической работы с начинающими вокалистами в детской школе искусств города Екатеринбурга и адресована студентам, педагогам, чья деятельность связана с работой, направленной на формирование гол
Читать PDF
252.21 кб

Вопросы постановки детского голоса на уроках эстрадного вокала и ответственность педагога при выборе

Пивницкая Ольга Васильевна
Музыкальное искусство эстрады, благодаря непосредственному воздействию на самые широкие массы зрителей и социальной направленности, играет важную роль в формировании духовного облика личности.
Читать PDF
327.77 кб

Компоненты учебного процесса дисциплины «Постановка народного голоса» в обучении будущего исполнител

Лаврова Юлия Борисовна
В статье рассматриваются вопросы преподавания учебной дисциплины «Постановка народного голоса» в рамках подготовки исполнителей по специальности «Сольное и хоровое народное пение» в профессиональных образовательных учреждениях.

Похожие термины:

  • ПОСТАНОВКА ГОЛОСА (в логопедии)

    работа, которая обеспечивает возможность наилучшего использования голоса при минимальной утомляемости голосовых складок.