ПОПОВ Павел ИвановичПопрошайничество

ПОПОВА Надежда Ивановна

Найдено 2 определения термина ПОПОВА Надежда Ивановна

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПОПОВА Надежда Ивановна (1877- начало 1950-х гг.)

педагог. Преподавала в Московском городском начальном училище, в Центральном институте повышения квалификации работников народного образования и др. До 1917 разработала в организованном ею "Кружке московских городских учительниц" оригинальную программу начального обучения, основанную на принципах единой трудовой школы и комплексной системы обучения ("Четыре года преподавания в начальной школе", 1919). Активно участвовала в учительском общественном движении. В 1919-27 заведовала 2-й опытной школой им. К.А. Тимирязева (Москва), где создала "Школу жизни" - своеобразную школьную общину, учебный процесс в которой строился на методе проектов. В 30-х гг. после ликвидации опытно-показательных учреждений вела научную деятельность в НИИ начальной школы, где разрабатывала вопросы методики преподавания географии ("География в начальной школе", 1933, в соавторстве; "Учебник географии" для 3-4-х классов, 1935, и др.). Подготовила работы (в рукописи) по истории отечественной школы и педагогики.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ПОПОВА Надежда Ивановна

12.10.1877, Москва, — нач. 1950-х гг., там же), педагог, канд. пед. наук (1935), доцент (1934). Пед. деятельность начала учителем Моск. гор. нач. уч-ща (1894). По окончании ист. отделения Высш. жен. курсов в Москве (1899) преподавала в нач. школе (до 1917), зав. 2-й Опытной школой им. К. А. Тимирязева МОНО (1919—27), чл. комиссии Наркомпроса по составлению программ (1927—30). Вела преподавательскую деятельность в Центр. ин-те повышения квалификации работников нар. образования (1931—32), в Гор. пед. ин-те (1932—40) и науч. исследовательскую в НИИ нач. школы (1937—38), в НИИ теории и истории педагогики (1944—48).

До 1917 в организованном ею «Кружке Моск. . гор. учительниц» разработала ориг. программу нач. обучения, в к-рой стремилась реализовать в единстве принципы трудовой школы и комплексной системы. Программа П. строилась на идеях интеграции отд. направлений нач. образования. Как предмет выделялся лишь курс «мироведения», способствующий формированию целостного мировоззрения на основе активно-деятель-ностного подхода. Концепция школы, программы и метод. рекомендации обобщены П. в кн. «Четыре года преподавания в нач. школе» (1919).

Активно участвовала в учительском обществ. движении, отстаивала проф. интересы педагогов. В 1905—07 и в 1917 пред. Моск. бюро ВУСа, один из организаторов всеобщей забастовки Моск. , учительства (дек. 1917 — янв. 1918). Выступала против насаждения в школе клас-сово-парт. идеологии. В 1919 на базе 2-й Опытной школы МОНО создала «Школу жизни» — тип. шк. общины, в к-рой стержнем уч.-воспитат. деятельности являлись трудовое воспитание, взаимодействие с окружающей жизнью, исследоват. методы и игровые формы в обучении. Уч. процесс строился на методе проектов. Программа летних занятий предусматривала с.-х. опытниче-ство и осмысление мира природы. В городе П. организовала уч. заведение, позднее названное «Школой полного дня». О пед. эффективности методики П. свидетельствовала подготовленная учащимися кн. «Как мы живем и работаем в нашей "Школе жизни"» (1925). Свой опыт П. обобщила в кн. «Школа жизни» и «Метод проектов и школа жизни» (1926). Составила программы для 1- 2-й групп нач. школы (1927).

В 30-х гг. после ликвидации опытно-показательных учреждений разрабатывала вопросы методики преподавания географии на основе краеведч. материала, отраженные в уч. и метод. лит-ре: «География в нач. школе» (1933, соавт.), «Учебник географии» для 3—4-х кл. (1935), «Метод. пособие для учителей нач. школы» (раздел географии, 1938). В 40-х гг. подготовила на большом фактич. материале работы (остались в рукописях) по истории отеч. школы и педагогики [«Из истории с.-х. труда в нач. школе», «Очерки теории и практики передовой рус. педагогики (1900—1917)», «Опытно-показательные школы НКП РСФСР»], где отразила стремление рос. педагогов создать новую трудовую школу, основанную на принципах свободного развития детей, стимулирующую их творческую активность.

Соч.: К истории Всерос. учительского союза, М., 1917; От нашего края в широкий мир, M. (соавт., ред.); Методы трудовой школы, М., 1929; О планировании шк. работы, М., 1929; Материал к программе нулевых групп школы I ступени, М., 1930 (соавт.); Как живет и изменяется наша земля, M.

Лит.: Меньшикова Е. А., «Школа жизни» Н. И. Поповой, НШ, 1990, № 2; Богуславский М. В., Соловьев В. А., «Школа жизни» Поповой, «Магистр», 1992, № 6. М. В. Богуславский

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ПОПОВА Надежда Ивановна — 0

Найдено научныех статей по теме ПОПОВА Надежда Ивановна — 0

Найдено книг по теме ПОПОВА Надежда Ивановна — 0

Найдено презентаций по теме ПОПОВА Надежда Ивановна — 0

Найдено рефератов по теме ПОПОВА Надежда Ивановна — 0