ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Воспитание половое
систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни.

Источник: Педагогический словарь

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
комплекс воспитательных и просветительских воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОВОЕ
целенаправленная воспитательная деятельность с учетом пола и возраста ребенка, направленная на воспитание здоровой и целостной личности мужчины и женщины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности, подготовка их к семейной жизни.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Воспитание половое
часть нравственного воспитания, направленное на активную, социально-ориентированную помощь личности в ее психосексуальном развитии. Предполагает формирование целостной личности мальчика (мужчины) и девочки (женщины), способных понимать психологические и физиологические особенности полов в связи с социальными и нравственными нормами, устанавливать партнерские отношения, готовиться к ответственному супружеству, рождению и воспитанию детей.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
отдельный аспект (поднаправление) нравственного воспитания. Если нравственное воспитание направлено на развитие, формирование системы отношений личности к другим людям вообще, то половое воспитание направление на развитие, формирование нравственного отношения к людям (лицам) противоположного пола – мужчины к женщине, женщины к мужчине. В том числе к половым партнерам – к другу, подруге, жене, мужу. Таким образом, половое воспитание соотносится с нравственным воспитанием как часть и целое. Задачи полового воспитания:
- развитие полоролевой идентификации мужского и женского поведения;
- развитие психосексуальной и моральной культуры поведения в соответствии с нормами национальной культуры;
- подготовка к ответственному супружеству и родительству. Литература: [36].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОВОЕ
целенаправленный процесс формирования у молодежи поведения, соответствующего принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни, воспитание у молодых людей культуры интимных отношений, любви и семейной жизни путем бесед с родителями, реализации просветительных программ в школе, в средствах массовой информации. Половое воспитание направлено на формирование супружеских ролей и выработку установок взаимно ответственного партнерства, формирование ролевого поведения матери и отца по отношению к детям и выработку оптимальных репродуктивных установок, на формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и родительства от разного рода вредных привычек и установок. Половое воспитание как целенаправленный процесс - одна из прогрессивных сравнительно недавно возникших специальных форм социализации.См. ПОЛОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
целенаправленное, систематическое развитие у молодых людей культуры эмоциональных отношений между полами, воли, умения управлять своими чувствами и поступками, формирование половой этики, эстетики и гигиены, культуры интимных отношений любви и семейной жизни. Половое воспитание выполняет просветительную (ознакомление с культурой взаимоотношений между полами), воспитательную (образование навыков и привычек нравственно-эстетического поведения, развитие чувств чести, достоинства, дружбы, любви, верности) и гигиеническую (формирование у молодежи навыков и привычек чистоплотности, брезгливости к половой распущенности) функции. Критериями успешности полового воспитания являются целомудренное поведение юношей и девушек, культура их взаимоотношений в дружбе и любви, просвещенность в проблемах семьи и половых отношений, увлеченность физкультурой и общественно-полезным трудом, строгое соблюдение гигиенических требований.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. П.в. в широком смысле совпадает с процессом половой социализации. В узком смысле П.в. понимается как подготовка ребенка к сексуальной жизни в процессе полового просвещения. П.в. современных детей и подростков осуществляется стихийно, необходимая информация черпается ими из неравноценных и противоречивых источников. Важным фактором П.в. выступают родители, однако эта роль ими, как правило, недостаточно осознается. Гл. задачу родители видят в предотвращении нежелательных последствий сексуального опыта, тем самым расценивая сексуальность как враждебную силу, требующую подавления. Взрослеющих детей такой подход не устраивает, и они обращаются к другим источникам, важнейшим из которых выступают более сведущие сверстники и старшие товарищи. Именно этим путем из поколения в поколение передаются ложные стереотипы, предрассудки и мифы о мужской и женской сексуальности. Важный канал П.в. - средства массовой информации, которые могут обеспечить высокий профессиональный уровень, массовость, наглядность, возможность индивидуального выбора. Но широкое использование этого канала в целях П.в. затруднительно: не все материалы приемлемы для массовой публикации и демонстрации, особенно в многонациональной стране; трудно также достичь попадания информации по точному адресу - детям и подросткам определенного пола, возраста, уровня подготовленности. По мнению специалистов, наиболее эффективно П.в. может быть осуществлено в рамках соответствующих просветительных программ в образовательных учреждениях. Однако в России система таких мероприятий практически не налажена. Этому препятствует распространенное мнение, что целенаправленное сексуальное воспитание развращает детей и подростков и провоцирует их на нежелательное поведение. Опыт стран, где подобные программы осуществляются, показывает несправедливость такого мнения. Установлено, что П.в. не провоцирует раннее начало половой жизни. Наоборот, оно обеспечивает усвоение детьми и подростками достоверных сведений и здоровых установок в сфере половых отношений. В результате значительно снижаются показатели внебрачной беременности подростковой, абортов, венерических заболеваний, преступлений на сексуальной почве. В 90-х гг. в Рос. Федерации наметилась тенденция преодоления упущений в области П.в. В ряде школ введен экспериментальный курс полового (или сексуального) воспитания. Оформляется сеть консультативных служб и центров, призванных способствовать П.в. При создании системы П.в. в образовательном заведении перед педагогами ставятся сложные психолого-педагогические задачи. Полная программа П.в. охватывает все звенья общего образования от детского сада до старших классов. В начальной школе П.в. совпадает с изучением собственного тела, нацеленным на понимание детьми себя как растущих и изменяющихся людей. Детям сообщается, что мужчины отличаются от женщин и что оба пола призваны вместе производить потомство. Учителя пытаются тактично исправлять неверные представления ребят о сексуальности. В 5-м и 6-м классах педагоги помогают детям подготовиться к пубертатному скачку роста (разъясняют детям проблемы менструаций, поллюций, изменений в их теле, связанных с появлением вторичных половых признаков и др.). Большинство подростков вступает в период полового созревания в 7-9-х классах. В это время возрастает их интерес к сексуальным вопросам, поэтому учащихся желательно ознакомить с вопросами ответственности за половые контакты и их последствия, предостеречь от болезней, передающихся половым путем. Важны также информация о социальных и психологических аспектах сексуальности, обсуждение вопросов брака и семьи, а также абортов, проституции детской, гомосексуализма, порнографии и др. В П.в. от учителей требуется особый педагогический такт, всесторонняя подготовленность в сфере полового просвещения. См. также Любовь, Половое просвещение, Половые игры, Юность

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в обществ. и личной жизни. П. в. в широком смысле совпадает с процессом половой социализации — тех направленных и спонтанных воздействий, к-рые способствуют формированию мужчины и женщины во всем многообразии их психол. и физиол. особенностей. В узком смысле П. в. понимается как подготовка ребенка к сексуальной жизни, гл. обр. за счет передачи ему соответствующей информации (сексуальное просвещение).
В истории человечества существовали разл. подходы к П. в. В архаич. традиционных обществах П. в. выступало неотъемлемой частью общей социализации я обеспечивалось спец. социальными институтами: подготовкой детей и подростков к половой жизни занимались ст. члены рода, обладавшие спец. полномочиями и знаниями. В разные ист. эпохи и у разных народов своеобразие форм и методов П. в. определялось множеством специфич. экономических, социальных, культурных и релит, факторов. Совр. подходы к проблемам П. в. также отличаются разнообразием. Польск. педагог и социолог М. Козакевич, обобщив многолетний опыт П. в. в странах Европы, выделил 3 гл. стратегии — рестриктив-ную (ограничительно-охранительную), пермиссивную (разрешительно-либеральную) и стратегию «золотой середины». Рестриктивная стратегия противоречит общему духу совр. воспитания и, как любая пед. стратегия, основанная на запретах, малоэффективна. Пермиссив-ная недооценивает возрастные особенности воспитуемых, возлагая бремя ответственности на еще не сформировавшуюся личность; она также не учитывает особенности традиц. культуры народов. По мнению Козакевича, с к-рым согласны и ведущие рос. специалисты, оптимальной является стратегия «золотой середины»; она наиб. теоретически обоснована и дает лучшие результаты.
В действительности П. в. совр. детей и подростков осуществляется стихийно, необходимая информация черпается ими из неравноценных и противоречивых источников. Важным источником полового просвещения выступают родители, однако эта роль ими, как правило, недостаточно осознается и исполняется в рамках малоэффективной рестриктивной стратегии. Опросы обществ. мнения показали, что гл. задачу родители видят в предотвращении нежелательных последствий сексуального опыта, тем самым расценивая сексуальность как враждебную силу, требующую подавления. Взрослеющих детей такой подход не устраивает, и они обращаются к иным источникам, важнейшим из к-рых выступают более сведущие сверстники и старшие товарищи. Однако информация, поступающая по этому каналу, во многом недостоверна. Именно этим путем из поколения в поколение передаются ложные стереотипы, предрассудки и мифы о мужской и женской сексуальности.
Важный канал полового просвещения — средства массовой информации, к-рые могут обеспечить высокий проф. уровень, массовость, наглядность, возможность индивидуального выбора. Но широкое использование этого канала в целях П. в. затруднительно: не все материалы приемлемы для массовой публикации и демонстрации, особенно в многонациональной стране; трудно также достичь попадания информации по точному адресу — детям и подросткам определенного пола, возраста, уровня подготовленности.
По мнению специалистов, наиб. эффективно П. в. может быть осуществлено в рамках соответствующих просветительных программ в образоват. учреждениях. Однако до сер. 90-х гг. в России система таких мероприятий практически не налажена. Этому препятствует распространенное мнение, что целенаправленное сексуальное просвещение развращает детей и подростков и провоцирует их на нежелательное поведение. Опыт стран, где подобные программы осуществляются, показывает несправедливость такого мнения. Установлено, что сексуальное просвещение не провоцирует раннее начало половой жизни. Наоборот, оно обеспечивает усвоение детьми и подростками достоверных сведений и здоровых установок в сфере половых отношений. В результате значительно снижаются показатели внебрачной беременности, венерич. заболеваний, преступлений на сексуальной почве.
В 90-х гг. в России наметились тенденции преодоления упущений в области П. в. В 1995 Мин-во образования в ряде школ ввело эксперим. курс сексуального просвещения, к-рый планируется распространить на все образоват. учреждения. Оформляется сеть консультативных служб и центров, призванных способствовать сексуальному просвещению детей и подростков.
Лит.: Исаев Д. Н., Каган В. Е., Психогигиена пола у детей, Л., 1986; и х ж е, Половое воспитание детей, Л.; Ковалев С. В., Пол и психология воспитания, в его кн.: Психология совр. семьи, М., 1988; Каган В. Е., Родителям о половом воспитании, М., 1989; его же, Воспитателю о сексологии, М., 1991; К о и И. С., Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов, в его кн.: Психология ранней юности, М., 1989; его же, Вкус запретного плода, М, 1992; Bruess С. E., Greenberg J. S., Sexuality education: theory and practice, Madison (WI). И. С. Кон.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
299.13 кб

Половое воспитание в России: за и против

Страхов A. M.
Рассмотрена проблема актуальности полового воспитания в России прошлого и настоящего в контексте общего состояния отечественной половой культуры с позиций культурно-философской антропологии пола и любви.
Читать PDF
304.13 кб

Актуальность полового воспитания подростков

Бабюк И. А., Петряева Е. Б., Кришталь Е. В., Цветкова П. Д., Табачников А. Е., Рымарь И. Б.
Розглянуто проблему недоліків статевого виховання підлітків у школі та перспективи залучання лікарів та вчителів до розробки програм статевого виховання та профілактики ІПСШ.
Читать PDF
1.49 мб

Гендерный подход в половом воспитании подростков

Чернышева Светлана Владимировна
Рассмотрены системно-структурный, комплексный, деятельностный и гендерный подходы к половому воспитанию подростков в пубертатный период. В качестве основного определен гендерный подход.
Читать PDF
365.94 кб

Тождество и различие гендерного и полового воспитания

Грехнев Вадим Сергеевич
В статье на основе соотношения биологического и социального во взаимоотношениях и поведении людей разных полов анализируется тождество и различие их гендерного и полового воспитания.
Читать PDF
141.33 кб

Врачу о половом воспитании девочек и девушек-подростков

Баласанян Виктория Григорьевна, Миронова Анна Валерьевна
Половое воспитание это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола.
Читать PDF
5.53 мб

Половое воспитание, его влияние на сексуальное здоровье

Утеулиев Е.С., Миронова В.Г.
В данной статье рассматриваются половое воспитание, его значение и влияние на сексуальное здоровье населения.
Читать PDF
266.12 кб

Проблема полового воспитания детей дошкольного возраста

Григорьева Юлия Сергеевна, Хуснуярова Юлия Ильдаровна
Статья посвящена актуальной проблеме современного дошкольного образования половое воспитание детей дошкольного возраста.
Читать PDF
153.18 кб

Идеи полового воспитания в башкирской народной педагогике

Валеева В. М.
Статья посвящена педагогическому анализу семейно-бытовых традиций и обрядов башкирского народа, мифологии, норм поведения полов.
Читать PDF
199.34 кб

Актуальные вопросы полового воспитания девочек-подростков

Самороднова Е. А., Хабибуллина Л. Ф., Темиргереев М. З.
Читать PDF
540.37 кб

Роль врача-педиатра в половом воспитании девушек-подростков

Миронова Анна Валерьевна, Баласанян Виктория Григорьевна, Журавлева Карина Леонидовна
Половое воспитание это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола.
Читать PDF
304.21 кб

К вопросу полового воспитания детей-сирот в замещающих семьях

Бобкова Татьяна Степановна
Сегодня одной из самых острых социальных проблем и по масштабности, и по значимости является проблема воспитания детей, лишенных родительского попечительства.
Читать PDF
239.38 кб

Сексуальное воспитание подростков и проблемы полового просвещения

Карам Анна Олеговна
Статья посвящена сексуальному воспитанию подростков и проблемам полового просвещения. Представлены различные программы сексуального просвещения, в том числе и в Алтайском крае. Отображены результаты экспертного опроса.
Читать PDF
131.62 кб

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ АКТЕРА В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

Лещинский Антон Анатольевич
Танец как учебная дисциплина играет сегодня важную роль в системе воспитания драматического артиста.
Читать PDF
649.79 кб

Половое воспитание как компонент целостного педагогического процесса

Шагоренко Нелли Сержиковна, Меджидова Сапият Абдулмеджидовна
В статье, на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме полоролевой социализации, определены и выделены основные концептуальные положения этого понятия («полоролевая социализация», «гендер», «гендерные представ
Читать PDF
241.37 кб

Половое воспитание старших школьников в контексте системы образования

Петрова Лариса Витальевна
Рассматривается здоровье подрастающего поколения, отношение преподавателей к половому воспитанию молодежи в системе образования и родителей, несущих ответственность за своих взрослеющих детей.