ПОЛЕМИКА
ПОЛЕМИКА
(от греч. воинственный, враждебный)острый спор при обсуждении, выяснении каких-либо проблем, вопросов.
ПОЛЕМИКА
одна из наиболее распространенных разновидностей спора, при которой основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение собственной точки зрения.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ПОЛЕМИКА
от греч. polemike—воинское искусство, polemikos—воинственный) — острый спор, горячая дискуссия, столкновение различных мнений по какому-либо актуальному вопросу на собрании, научном заседании, в печати; полемист —любитель, участник полемики; полемичный — склонный к полемике, свойственный полемике.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ПОЛЕМИКА (диспут)
метод обучения, при котором контроль почти полностью осуществляется его участниками. Используется при проведении заключительных занятий по определенным темам учебной программы. Преимуществом метода является возможность свободного обмена мнениями между участниками обсуждения. Способствует пробуждению активного мышления обучающихся, прививает им навыки анализа и поиска правильного решения, умения аргументировать суждения, правильно строить умозаключения. (Романюк М.Ю. Основные вопросы самостоятельной познавательной деятельности учащихся школы. / Перспектива, N 1. - Оренбург, 2002. -131.) См. также Дискуссия
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ПОЛЕМИКА
(от греч. πολεμικά — ‘вражда’) — разновидность Спора (см.); социально значимое принципиально конкурентное (состязательное) речевое взаимодействие; словесная борьба, соперничество двух или большего числа участников за победу как средство достижения общего признания, за утверждение своей точки зрения, своих позиций, осмысляемых как более правильные и перспективные. «Полемика — реальный механизм проведения политики демократизации» [Родос 1989: 54], политики гражданского развития и социокультурного обновления общества, группы и личности. По ходу П. между её участниками предполагается активный обмен мнениями и используемой информационно-доказательной базой, в результате чего проясняются личные позиции, углубляется самопознание, понимание другого. Этот тип речевой деятельности эффективен в условиях диалога и полилога, требователен к культуре речи и культуре поведения участников общения.
В зависимости от спорного предмета, ценностно-целевых ориентаций участников общения выделяется три типа П. как коммуникативно-речевой конкуренции: научно-познавательная (цель — признание своей точки зрения как носительницы истинного научно обоснованного знания о предмете речи); деловая (цель — общее признание одного из возможных деловых решений самым целесообразным и взаимовыгодным; такое признание, как правило, достигается в результате деловых переговоров и получает специальное документальное оформление в деловом соглашении сторон, принятой программе, договоре, протоколе, акте; игровая (цель — участие в полемике ради самого участия, доставляющего человеку удовлетворение и удовольствие). Игровая П., в отличие от научно-познавательной и деловой, имеет условный характер и используется, как правило, в сфере образования как один из практических методов обучения ролевому коммуникативному поведению.
Чтобы П. не оборачивалась контркультурой, не перерастала в скандал или «диалог глухих», участникам рекомендуется придерживаться стратегии коммуникативного сотрудничества: ориентироваться на достижение поставленной цели, на понимание высказываемых Оппонентом (см.) суждений; прояснять свои мнения; объективно анализировать и оценивать суждения и позиции других участников, но не самих участников; уточнять содержание опорных понятий, на которых выстраивается полемическое выступление. Следует избегать полемических Уловок (см.), воздерживаться от тотальной критики оппонента, от соблазна опираться снова и снова на авторитетное мнение и на мнение большинства, а также от полного отрицания и замалчивания высказанных суждений по существу вопроса, от неадекватных ссылок на факты, цифры и цитаты. «Категорически недопустимы унижающие человеческое достоинство высказывания о внешности, деталях биографии или морального облика собеседника, т.е. любые утверждения, способные обидеть, унизить или оскорбить его. Принцип уважения требует почтения к собеседнику именно как к партнёру по единому процессу общения» [Родос 1989: 17].
Этически корректная П., как и любая честная конкуренция во имя общих интересов, не допускает обмана, требует объективности в оценке результатов, уважения к сопернику, равенства участников перед регламентом, подчинения установленным правилам и требованиям протокола, тщательности в отборе используемых вербальных и невербальных средств (слов, жестов, мимики), беспристрастности в оценках и подведении результатов, выдержки и хладнокровия от участников. Способствуют эффективности П. взаимные Коммуникативные поддержки (см.): присоединение к мнению, высказанному оппонентом, повышение значимости сказанного им, повторы и перефразирование слов оппонента (без искажения их общего смысла), мотивированные вопросы, ссылки на актуальные факты и примеры, приглашения к совместной интеллектуальной деятельности (давайте представим себе, что), коммуникативные поглаживания (комплименты, шутки, этикетно-речевые формулы благодарности, одобрительные оценки; если замечания — то косвенные, переведённые в формат заинтересованного вопроса).
Лит.: Андреев В.И. Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов). М., 1995; Виноградов С.И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспект культуры речи // Культура речи и эффективность общения. М.,1996; Винокур Т.Г.Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. М., 1993; Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001; Кузнецов И.Н. Риторика, или ораторское искусство: учеб. пособие, М., 2004; Мысль и искусство аргументации. М., 2003; Певнева В.И. Коммуникативные стратегии и тактики в конфликтных ситуациях общения обиходно-бытового и профессионального педагогических дискурсов русской и американской лингво-культур: АКД. Кемерово, 2008; Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб., 1996; Родос В.Б. Теория и практика полемики. Томск, 1989; Русское и финское коммуникативное поведение: сб. ст. Воронеж, 2006.
О.П. Жданова
В зависимости от спорного предмета, ценностно-целевых ориентаций участников общения выделяется три типа П. как коммуникативно-речевой конкуренции: научно-познавательная (цель — признание своей точки зрения как носительницы истинного научно обоснованного знания о предмете речи); деловая (цель — общее признание одного из возможных деловых решений самым целесообразным и взаимовыгодным; такое признание, как правило, достигается в результате деловых переговоров и получает специальное документальное оформление в деловом соглашении сторон, принятой программе, договоре, протоколе, акте; игровая (цель — участие в полемике ради самого участия, доставляющего человеку удовлетворение и удовольствие). Игровая П., в отличие от научно-познавательной и деловой, имеет условный характер и используется, как правило, в сфере образования как один из практических методов обучения ролевому коммуникативному поведению.
Чтобы П. не оборачивалась контркультурой, не перерастала в скандал или «диалог глухих», участникам рекомендуется придерживаться стратегии коммуникативного сотрудничества: ориентироваться на достижение поставленной цели, на понимание высказываемых Оппонентом (см.) суждений; прояснять свои мнения; объективно анализировать и оценивать суждения и позиции других участников, но не самих участников; уточнять содержание опорных понятий, на которых выстраивается полемическое выступление. Следует избегать полемических Уловок (см.), воздерживаться от тотальной критики оппонента, от соблазна опираться снова и снова на авторитетное мнение и на мнение большинства, а также от полного отрицания и замалчивания высказанных суждений по существу вопроса, от неадекватных ссылок на факты, цифры и цитаты. «Категорически недопустимы унижающие человеческое достоинство высказывания о внешности, деталях биографии или морального облика собеседника, т.е. любые утверждения, способные обидеть, унизить или оскорбить его. Принцип уважения требует почтения к собеседнику именно как к партнёру по единому процессу общения» [Родос 1989: 17].
Этически корректная П., как и любая честная конкуренция во имя общих интересов, не допускает обмана, требует объективности в оценке результатов, уважения к сопернику, равенства участников перед регламентом, подчинения установленным правилам и требованиям протокола, тщательности в отборе используемых вербальных и невербальных средств (слов, жестов, мимики), беспристрастности в оценках и подведении результатов, выдержки и хладнокровия от участников. Способствуют эффективности П. взаимные Коммуникативные поддержки (см.): присоединение к мнению, высказанному оппонентом, повышение значимости сказанного им, повторы и перефразирование слов оппонента (без искажения их общего смысла), мотивированные вопросы, ссылки на актуальные факты и примеры, приглашения к совместной интеллектуальной деятельности (давайте представим себе, что), коммуникативные поглаживания (комплименты, шутки, этикетно-речевые формулы благодарности, одобрительные оценки; если замечания — то косвенные, переведённые в формат заинтересованного вопроса).
Лит.: Андреев В.И. Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов). М., 1995; Виноградов С.И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспект культуры речи // Культура речи и эффективность общения. М.,1996; Винокур Т.Г.Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. М., 1993; Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001; Кузнецов И.Н. Риторика, или ораторское искусство: учеб. пособие, М., 2004; Мысль и искусство аргументации. М., 2003; Певнева В.И. Коммуникативные стратегии и тактики в конфликтных ситуациях общения обиходно-бытового и профессионального педагогических дискурсов русской и американской лингво-культур: АКД. Кемерово, 2008; Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб., 1996; Родос В.Б. Теория и практика полемики. Томск, 1989; Русское и финское коммуникативное поведение: сб. ст. Воронеж, 2006.
О.П. Жданова
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.