Покаяние

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Покаяние
гр. – умопремена, перемена ума) – состояние болезненной совести, «переживающей за грехи, допущенные по страстям». Таинство покаяния есть признание перед Богом и людьми (миром) своих грехов и очищение совести. В покаянии человек восходит к сознанию жить по Божески, примириться с Ним через раскаяние, Самоосуждение прежнего и совершение благих дел. Цель покаяния – изменение себя, самовоспитание, самоформирование, внутренняя перемена ума, перевоспитание себя. Покаяние дает установку на преодоление страстей в будущем, укрепляет стремление больше не грешить. Покаяние – тончайший душевный процесс обращения к Богу за помощью в преодолении грехов, ибо сам человек слаб, чтоб избавиться от них самостоятельно. Оно составляет основную часть таинства исповеди. Покаяние перед Всевышним должно научать человека апостольскому покаянию перед миром, а также перед близкими, друзьями, учителями за причиненное зло (просить прощения, извиняться). В этом состоит великий духовно-душевный талант человека – через покаяние обретать вновь чувство внутренней свободы и гармонизировать свои отношения с людьми и Богом. «Только плохой нуждается в покаянии, но только хороший может раскаяться».

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПОКАЯНИЕ
признание в проступке, исповедание в грехах и отвращение от них. У древних греков понятие "П." означало раскаяние по поводу отдельных поступков. В Святом Писании оно обретает сугубо религиозно-нравственный смысл. Призывом к П. начинается проповедническая деятельность Христа. П. предполагает не просто обретение человеком новых целей и мотивов, но вступление в такие отношения с Богом, которые не находятся более в противоречии с его волей; т.о., П. становится основой нравственного и религиозного возрождения человека. П. подразумевает не только воздержание от зла, но и совершение добра, любовь как веру в Бога, надежду на прощение. В отличие от раскаяния, которое также означает признание своих грехов, П. содержит в себе важный момент их практического преодоления. П. и вера составляют две стороны нераздельного акта обращения человека ко Христу. Если в состоянии грехопадения человек ставит в центр бытия самого себя, то в покаянной вере он, наоборот, устремлен на служение только Богу - в этом суть религиозного смысла П. - одного из семи христианских таинств. П. находит естественное выражение в исповеди. Результатом П. становится свободное преодоление греха и обращение к добродетели - в этом состоит нравственное самоопределение человека.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря