передвижение, переход организованной группы детей, часто во главе с вожатым, учителем и т. п.
О вт. пол. 1930-х гг.: «Мы отправимся в поход, / В лесу назначен сбор…/ Когда человеку / Двенадцатый год, / Пора ему знать, / Что такое поход» (Барто, [1941], 1969– 2, 256).
О нач. 1950-х гг.: «Рано утром горн поёт: / Отправляемся в поход…» (Сергеев, 1952, 13).
О 1950-х гг.:«Нам не везло в походе – / Проспали мы зарю!... / Проспали с непривычки, / И потеряли спички, / И уронили в речку / Походную аптечку» (Барто, [1962] 1969–2, 105).
О нач. 1960-х гг.: «После завтрака уходим / На рыбалку или в лес. / И к походам, и к природе / Проявляем интерес… / Нам узнать бы надо: как / Предсказать погоду, / Как укладывать в рюкзак / Вещи для похода./ Как искать пути в ночи, / Где наполнить фляги... / Ты всему нас научи, / Пионерский лагерь!» (Ружанский, 1962, 37).
О пионер. лагере в конце 1960-х – нач. 1970-х гг.: «“Вера! А военная игра у нас будет?” – спросила маленькая Лида. “Будет…” – сказала Вера… “А в поход мы пойдем? – спросил парень с розовыми ушами. – В том году ходили”. “И в этом пойдем, – сказала Вера. – Это будет очень хороший далекий и трудный поход”» (Матвеева, 1975, 39–40)
О начале 1980-х гг.: «А Тимка сидел… на… скамеечке и думал. Хорошо бы пойти в поход. После окончания учёбы вся школа, все классы, начиная с четвёртого, идут в поход с ночевкой. Ребята ставят палатки, сами готовят обед на костре, а потом встречаются на большой поляне, где проходят спортивные соревнования. Наконец наступил день похода» (Тараскин, 1982, [2]).
О середине 1980-х гг.: «…В походы с учителями и родителями ходили часто, особенно в младших классах – до 9. Обычно уходили на сутки и достаточно далеко километров за 25. В походах мы жгли костры, пекли картошку, варили уху, всю ночь не спали, а под гитару пели у костра. В походы ходили и зимой, и летом. Нам очень нравились походы, они сближали весь класс» (498).
О пионерском лагере в 1980-е гг.: «В детстве я часто ездила в лагерь. Я любила лагерь, так как там всегда было интересно. Особенно запомнилась смена, в конце которой мы ходили в поход. Отряд был дружным, пока шли до места назначения, мальчишки помогали нести рюкзаки. Шли долго. И вот, наконец, пришли. Немного отдохнули. Девчонки пошли собирать ветки сухие для костра, а мальчики с вожатыми и физруком стали ставить палатки. Потом разожгли костер, приготовили еду, поели. Вечером сидели у костра, рассказывали смешные и страшные истории, пели песни. Ночью ходили мазать пастой спящих, а утром – встречали рассвет» (493).
О г. Новоаганске Нижневартовского р-на Тюменской обл. в 1990 г.: «В 8 лет мне подарили коньки, с тех пор они стали моим самым любимым занятием на долгие годы. Еще мы с подругами иногда уходили в лес на лыжах в походы, брали с собой сосиски и жарили их на костре» (503).
О девочках в Шадринске в нач. 1990-х гг.: «Мы с девочками неск. раз за лето неск. лет подряд ходили в поход на речку. Это было далеко от дома и считалось серьёзным мероприятием. Подготовка шла заранее и была серьёзной. Кто что берёт: одеяло, ножи, посуду, какую еду, книги. Если бабушка не отпускала, мы всей толпой шли и отпрашивали меня или другую девочку. Обычно бабушки такого напора не выдерживали и сдавались. Очень хотели, чтобы день был солнечный. На др. утро, все с пожитками, сумками отправлялись в поход. Это было за дамбой, на полянке (там раньше купались). Приходили, располагались. Я даже не помню, что мы там делали, но счастье было полным: ели, читали книги, загорали и разморенные, наотдыхавшиеся шли вечером домой или после трех часов уже были дома» (1001). См. также: Походы по местам боевой славы.
249.52 кб
Медиаобразовательные технологии и компетентностно-ориентированный поход в вузовском обучении
Развитие средств массовой коммуникации и их привлечение к процессу обучения и воспитания значительно активизировали творческий поиск педагогов во многих странах мира, педагогические наработки которых для нас часто становятся иннов