ПОДРОСТКИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ, ОТРОЧЕСТВО

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Найдено 5 определений термина ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Подростковый возраст

этап от 10–11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности. Относится к числу критических периодов возрастного развития, связанных кардинальными изменениями в сфере сознания,деятельности и системе взаимоотношений индивида. Характеризуется бурным ростом, формированием организма в процессе полового созревания, что сказывается на психофизиологических особенностях подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение в рамках различных видов деятельности. Для подростков характерны активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на его нормы и ценности, развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы и приводить к отклоняющемуся поведению.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

возраст, являющийся переходным от детства к взрослости и охватывающий период человеческой жизни от 10—11 до 13 — 15 лет.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО)

период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. П. В. относится к числу критических периодов жизни детей, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, это оказывает замерное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным для подростков новообразованием является самосознание и самооценка, интерес к себе как личности, к своим возможностям и особенностям.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. П.в. называют также переходным возрастом, т.к. он характеризуется переходом от детства к взрослости. Границы П.в. достаточно условны, некоторые специалисты считают, что П.в. длится до 16-18 лет. П.в. - особый период в развитии человека. По уровню и характеру психического развития П.в. - типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток находится на пороге взрослой жизни и испытывает потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и возможностей. Взрослые же часто продолжают относиться к подростку как к ребенку. Такое двойственное положение подростка приводит к различным осложнениям и даже межличностным конфликтам, которые выражаются в форме протеста подростка. Поэтому П.в. также называют "трудным", "критическим". В биологическом отношении именно в П.в. происходят кардинальные изменения в организме ребенка, развертывается процесс полового созревания, происходят процессы морфологической и физиологической перестройки организма, наиболее интенсивно протекающие в возрасте 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков. За счет акселерации физического развития наблюдается сдвиг этих сроков на 2-3 года раньше. Происходит рост в длину, увеличивается вес тела и размер окружности грудной клетки, появляются вторичные половые признаки (см.Пубертатный скачок роста). Увеличение массы мышц и мышечной силы наиболее интенсивно идет в конце периода полового созревания. Развитие мускулатуры и у мальчиков и мягких тканей у девочек приводит к появлению соответственно черт мужественности и женственности (этот процесс завершается после П.в.). Однако перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движении, появлением неловкости, угловатости. В результате подростки часто испытывают недовольство своим внешним видом, иногда принимающее патологические формы (дисморфобия - хроническая неудовлетворенность своим внешним обликом). Несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отставание развития кровеносных сосудов от роста сердца) может вызывать временные расстройства кровообращения, повышение давления, головные боли, учащенное сердцебиение и др. Начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции также приводит к временным нарушениям в деятельности нервной системы (повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, склонность к аффектам). Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют важное значение в возникновении у подростка новых психологических образований, делают его более взрослым, стимулируют развитие интереса к противоположному полу. Длительное время при описании П.в. подчеркивались его негативные аспекты и кризисные состояния. Л.С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания - полового, общеорганического и социального как осн. особенностей и противоречий П.в. Он поставил проблему выделения осн. новообразования в сознании подростка и выяснения ситуации социального развития. Центральным новообразованием является возникновение у подростка чувства взрослости. Это новое самосознание является стержневой особенностью личности и выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к окружающему миру. Специфическая и социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, присущих сообществу взрослых. Переориентация подростка с детских норм и ценностей на взрослые проявляется в стремлении внешне походить на взрослых, приобрести их права и привилегии, приобщиться к сторонам взрослой жизни. Для нравственного становления в П.в. характерно формирование новых убеждений и идеалов. Вместе с тем у подростков складывается своя особая субкультура, нормы и ценности которой могут расходиться с общепринятыми (особенно это касается моды, музыки и других увлечений). Процесс становления личности подростка сложен и противоречив. Одним из важнейших моментов в П.в. является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. Объектом познания подростком окружающей действительности становится человек и его внутренний мир. Многосторонняя трудовая деятельность, возросшая пытливость ума требуют от подростка организованной умственной деятельности. Характер усвоения знаний формирует у подростков способность самостоятельно мыслить, делать глубокие выводы и обобщения. Развиваются способность к абстрактному мышлению и логическая память, более организованным становится внимание. Становление "Я" ("Я-концепция") подростка тесно связано с расширением и испытанием на прочность социальных отношений подростка. Подросток больше вовлекается в общественные отношения, расширяется круг его общения со сверстниками и другими людьми. Семейные отношения по-прежнему важны для подростка, но его жизнь уже меньше ограничивается семейными рамками. Однако при всех формах новой независимости подросток нуждается в любви и поддержке своих родителей и других взрослых. Подростку необходимо ненавязчивое руководство, когда взрослые предоставляют ему свободу в сочетании с разумной требовательностью и дисциплинированностью. Важное значение имеет тактичное половое воспитание. Особенно внимательного отношения со стороны взрослых требует первая влюбленность. Добрачные половые связи могут нанести неисправимый вред физическому и психическому развитию подростка. Последние десятилетия во мн. странах мира наблюдается рост проституции детской, увеличение случаев беременности подростковой и абортов среди несовершеннолетних. Предоставленные сами себе, подростки часто экспериментируют с алкогольными напитками (см.Алкоголизм), наркотиками (см. Наркомания) и т.п., попадают под влияние асоциальных и антисоциальных неформальных объединений и даже криминальных группировок, вовлекаются в противоправную деятельность (см. Преступность несовершеннолетних). Поэтому необходимо участие взрослых в жизни подростка, знание круга его друзей и их интересов. Для преодоления трудностей в учебе важнее всего помочь учащемуся ликвидировать пробелы в знаниях и выявить его склонности и способности к определенным учебным предметам. Во многом отвлечь подростка от бесполезного времяпрепровождения может формирование познавательных, спортивных и трудовых интересов подростка. Воспитательная работа с подростками должна строиться на педагогическом взаимодействии, взаимопонимании, заинтересованности взрослых в детской жизни. Подростки не терпят авторитарного воспитания, морализаторства и навязчивого нравоучения. Только завоевав уважение и доверие подростка, можно действительно помочь ему в трудных ситуациях, научить его справляться со своими проблемами, укрепить веру в себя. Для подростка чрезвычайно важно приобрести адекватное мировоззрение и миропонимание, уважение к общечеловеческой культуре и к окружающим его людям. Задача воспитания - дать подросткам опыт нонкомформизма, сопротивления негативным влияниям, умения отстаивать свои интересы, защищать слабых. См. также Алкоголизм, Наркомания, Период полового созревания, Пубертатный скачок роста,"Я-концепция"

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

период развития детей от 11—12 до 15—16 лет, что приблизительно соответствует возрасту учащихся ср ступени общеобразоват.школы (уч-ся 5—9-х кл). П. в. наз. также переходным возрастом, т. к. он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. До 17—18 вв П. в. не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после к-рого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир. Вследствие акселерации половое созревание происходит в совр. условиях неск годами раньше, чем в прошлом, в то время как психол. и социальное взросление отсрочилось, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью. По уровню и характеру психич. развития П. в. — типичная эпоха детства С др. стороны, подросток — растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни Достигнутый уровень развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей. Взрослые же, подчеркивая, что подросток уже не маленький ребенок, и предъявляя к нему повышенные требования, часто продолжают отказывать ему в праве на самостоятельность, в возможностях для самоутверждения. Такое двойственное противоречивое положение подростка чревато разл. осложнениями в межличностных отношениях, к-рые выливаются в конфликты и принимают разнообразные формы протеста Поэтому П. в. иногда называют «трудным», «критическим».

На протяжении всего 20 в ведется теоретич. спор о роли биол.и социальных моментов в возникновении явлений критич. развития в П. в Проблема биол.фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биол.зрелости, развертывается процесс полового созревания За этим стоят процессы мор-фологич.и физиол. перестройки организма, наиб. интенсивно протекающие в возрасте 11—13 лет у девочек и 15—15 лет у мальчиков (при этом возможны индивидуальные вариации) За счет акселерации физич. развития наблюдается сдвиг этих сроков на 2—3 года раньше. Специфич. моментами физич. развития являются рост в длину, увеличение веса и окружности грудной клетки, появление вторичных половых признаков (пубер-татный скачок в росте) Увеличение массы мышц и мышечной силы идет наиб. интенсивно в конце периода полового созревания Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей у девочек — по женскому типу; это сообщает представителям каждого пола соответственно черты мужественности или женственности (завершение этого процесса находится за пределами П. в.). Благодаря этому изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребенка, общие пропорции тела приближаются к пропорциям, характерным для взрослого. Однако перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная их координация, общая неловкость, угловатость). Наряду с диспропорциональным ростом частей тела это может порождать неуверенность, неприятные переживания, принимающие иногда патологич. формы (напр., дисморфофобия — наиб. типичное именно для П. в. хронич. состояние неудовлетворенности своим внеш. обликом). Возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отставание развития кровеносных сосудов от роста сердца) часто приводит к временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления. Следствие этого — головокружение, учащенное сердцебиение, головные боли, быстрая утомляемость и т. д. Особенности развития сердечно-сосудистой системы и начало интенсивной деятельности желез внутр. секреции приводят к нек-рым временным нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, к-рые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффектов. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные и длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения.

Половое созревание и сдвиги в физич. развитии подростка имеют важное значение в возникновении новых психол. образований. Эти очень ощутимые для самого подростка изменения делают его объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости (на основе представления о своем сходстве со взрослыми). Половое созревание также стимулирует развитие интереса к др. полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.

Существ, анатомо-физиол. изменения в организме подростка долгое время служили основой разл. теорий о биол. обусловленности особенностей П. в. и свойственных ему кризисных явлений в развитии. Такое представление — т. н. биоге-нетич. универсализм — было заложено Г. С. Холлом и 3. Фрейдом, к-рые считали комплекс специфич. особенностей П. в. явлением неизбежным и универсальным в силу его биол. природы. Теории биогенетич. универсализма были опровергнуты амер. антропологами и этнографами, изучавшими т. н. примитивные культуры. М. Мид, к-рая изучала подростков Самоа, доказала несостоятельность представления о неизбежности кризиса и конфликтов в П. в. и показала их социальную, а не биол. обусловленность. Она обнаружила существование гармонического, бесконфликтного перехода от детства к взрослости у подростков Самоа и описала условия жизни, особенности воспитания и отношения детей с окружающими. Было доказано, что конкретными социальными обстоятельствами жизни ребенка определяется длительность П. в. (напр., у нек-рых племен он ограничен неск. месяцами); наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей; характер самого перехода от детства к взрослости. Амер. этнограф Р. Бенедикт выделила на основе обобщения этнографич. материалов 2 типа перехода от детства к взрослости: непрерывный и с наличием разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве, и теми способами поведения и представлениями, к-рые необходимы для осуществления роли взрослого. Первый тип перехода существует в условиях сходства ряда важных норм и требований к детям и взрослым. В таких обстоятельствах развитие протекает плавно, ребенок постепенно учится способам взрослого поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статуса взрослого. Второй тип перехода существует при расхождении в существующих нормах и требованиях к детям и взрослым (Бенедикт и Мид считали его характерным для совр. амер. общества и стран с высоким пром. развитием). В таких условиях переход к взрослости идет с внеш. и внутр. конфликтами и имеет специфич. результат — неподготовленность к выполнению роли взрослого при достижении «формальной» зрелости. К. Левин продолжил анализ положения подростка в совр. обществе и рассмотрел конфликтный тип перехода к взрослости с точки зрения положения в обществе группы детей и группы взрослых, их нек-рых прав и привилегий. Он констатировал разделенность этих групп и считал, что в П. в. происходит смена принадлежности к группе. У подростка есть стремление перейти в группу взрослых и пользоваться нек-рыми их привилегиями, к-рых нет у детей. Однако взрослыми он еще не принят и поэтому оказывается в положении между группами. Степень трудности и наличие конфликтов Левин ставит в зависимость от социальных моментов — резкости разграничения в обществе группы детей и группы взрослых и длительности периода, когда подросток находится в положении между группами. Идеи Левина о «неприкаянности» подростка развиваются Дж. С. Коулменом и др. заруб. психологами, к-рые говорят о существовании особой «субкультуры» подростков, т.е. о наличии общества подростков в обществе взрослых.

Долгое время содержание развития подростка описывалось в терминах, обобщенных в понятии «кризис развития», подчеркивавшего негативные аспекты этого возраста. Это понятие и сегодня используется не только в заруб., но и в отеч. возрастной психологии, но трактуется по-разному. Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания — полового, общеорга-нич. и социального как осн. особенностей и осн. противоречий П. в. Им поставлена проблема выделения осн. новообразования в сознании подростка и выяснение социальной ситуации развития. Центральным и специфич. новообразованием является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, ее структурным центром, т. к. выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфич. направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций. Специфич. социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, к-рые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Это имеет далеко идущие последствия потому, что взрослые и дети представляют две разные группы и имеют разные обязанности, права и привилегии. Во множестве норм, правил, ограничений и особой «морали послушания», к-рая существует для детей, зафиксирована их несамостоятельность, неравноправное и зависимое положение в мире взрослых. Для ребенка многое из доступного взрослому еще запретно. В детстве ребенок овладевает нормами и требованиями, к-рые общество предъявляет к детям. Эти нормы и требования качественно меняются при переходе в группу взрослых. Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, уже перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм и ценностей на другие — с детских на взрослые. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к нек-рым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества, умения, права и привилегии, причем прежде всего те, в к-рых наиб. зримо проявляется отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми.

Для нравств. развития в П. в. характерно формирование нравств. убеждений, к-рыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении и к-рые формируются под влиянием окружающей среды (семьи, товарищей и др.), в процессе уч.-воспитат. работы. В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются нравств. идеалы подростков.

Процесс становления личности в П. в. сложен и противоречив. «Кодекс морали» подростка (и обусловленное им поведение) нередко отличается своеобразием и противоречит нек-рым принятым в обществе нормам и принципам.

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростков является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребностей в самовоспитании. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутр. мир. Это стремление к познанию и оценке морально-психол. качеств людей вызывает интерес к себе, к собственной психич. жизни и качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.

Умственное развитие в П. в. тесно связано с изменением характера и форм уч. деятельности. Серьезная и многосторонняя трудовая деятельность, возросшая пытливость ума требуют от подростка более высокой и организованной умственной деятельности. Переход к систематич. изучению основ наук ведет к систематизации знаний, к установлению связи знаний одной области со знаниями из других областей, с практикой жизни. Все это влияет на характер познавательной деятельности в П. в. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетич. восприятию предметов и явлений. Наблюдение как целенаправленное организованное восприятие начинает занимать все большее место в умственной деятельности подростков. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний формируют у подростка способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для П. в. характерно интенсивное развитие произвольной логич. памяти; возрастает умение логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, все больше выступает его преднамеренный характер.

Особенности П. в. требуют очень внимательного воспитат. подхода. Позиция воспитателя должна исходить из следующего положения: в П. в. дети изменяются; эти изменения еще не дают основания считать подростков взрослыми, но требуют иного подхода к ним, чем к мл. школьникам. Не следует подавлять естеств. стремления подростка к самостоятельности. Предъявление подростку растущих требований должно сочетаться с уважением к нему, с изменением видов контроля, к-рому необходимо придавать более тактичные формы, в частности устранять мелочный контроль и назойливую опеку, отказаться от авторитарного, диктаторского тона.

Лит.: Выготский Л. С., Педология подростка, Собр. соч., т. 4, М., 1984; Кру-тецкий В. А., Лукин Н. С., Психология подростка, M.; Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков, под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой, М., 1967; Маркова А. К., Психология обучения подростка, М., 1975; Подросток. Проблемы воспитания детей в семье, пер. с венг., М., 1977; Фельдштейн Д. И., Психология воспитания подростка, М., 1978; Алемас-кин М. А., Воспитат. работа с подростками, М., 1979; Мир детства. Подросток, под ред. А. Г. Хрипковой, М., 1982; Колесов Д. В., Мягков И. Ф., Учителю о психологии и физиологии подростка, М., 1986; Психология совр. подростка, под ред. Д. И. Фельдштейна, М., 1987; Guardo G. I., The adolescent as individual: issues and insights, N. Y., 1975; Coleman J. C., The nature of adolescence, L.-N. Y., 1980. В. А. Крутецкий.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — 0

Найдено научныех статей по теме ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — 0

Найдено книг по теме ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — 0

Найдено презентаций по теме ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — 0

Найдено рефератов по теме ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — 0