ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ ИСПОВЕДАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ

Найдено 1 определение
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ ИСПОВЕДАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ
интимно-личностное доверительное диалогическое общение, в котором взрослый отказывается от иллюзии «всепонимания» и лишь стремится к возможно большей правде и глубине диалога. В таком диалоге ребенок, свободно открывая неведомую ему самому сокровенную глубину своей души, сам осознает смысл препятствий (трудностей и проблем) и находит путь их преодоления. Особенность такого диалога — совместный характер обсуждения жизненной ситуации растущего человека, сугубо личных фактов из различных сфер его жизнедеятельности, которые ребенок захотел доверить взрослому. Первичным должно быть внимание к непосредственным мотивам обращения собеседника, его вопросу, каким бы незначительным он ни выглядел в глазах взрослого. Это способствует непосредственному контакту, после установления которого собеседник раскрывает свои глубинные проблемы и в ходе собеседования осознает их.
Нередко решающую роль играет ключевое слово-высказывание, выражающее способ разрешения проблемной ситуации. Рождение слова происходит в субъект-субъектном общении, где собеседник становится центром внимания как неповторимая индивидуальность. Возникающее чувство радостного согласия создает впечатление, что ключевое слово-высказывание рождается не в сфере «Я», а в сфере «Мы», что свидетельствует о наличии общности взрослого и ребенка.
Поддерживающий исповедальный диалог основывается на:
- взаимном принятии взрослого и ребенка; - доминанте на собеседнике;
- контакте, эмпатии и внимании к собеседнику, говорящему о своих трудностях и проблемах;
- выборе в диалоге языка собеседника, адекватного его уровню культурного и личностного развития, убеждений и т.п.;
- помощи в преодолении и снятии деструктивных переживаний
(гнева, обиды, отчаяния, страха); - предоставлении возможности собеседнику «выговориться»,
разделить его трудность и облегчить сочувствием и утешением;
- умении слышать внутренний диалог собеседника (внутренний опыт наполненности молчания);
- позиции «вненаходимости», отстраненности от пристрастного
личностного отношения ради объективности и полноты восприятия собеседника и его ситуации;
- принятии педагогом ответственности за решение проблем ребенка;
- поиске педагогом как старшим другом реальных путей, ведущих к спасению того, кто с ним рядом и чья судьба ему не безразлична.
Поддерживающий исповедальный диалог конкретизирует новый для отечественной педагогики метод индивидуального педагогического консультирования, суть которого в том, чтобы способствовать преодолению препятствий, мешающих жизненной успешности ребенка. Педагог-консультант не решает проблему за него, а, помогая выбрать решение из разных вариантов, поддерживает самостоятельные действия в осуществлении выбранного пути (Т.В.Анохина, 1996). Диалогическое общение рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений в школе в противоположность традиционным субъект-объектным и монологическим. Как форма диалогического общения, поддерживающий исповедальный диалог может рассматриваться в качестве специфического средства педагогической поддержки, направленной на решение задач индивидуализации в понимании О.С.Газмана (1995, 1996).
Наиболее близко к индивидуальному педагогическому консультированию оказывается подход Т.А.Флоренской, которая рассматривает диалог-«встречу» как способ пробуждения в себе и собеседнике духовного «Я» (Т.А.Флоренская, 2001). Автор подчеркивает, что принципы диалогического консультирования перекликаются с идеями гуманистической психологии, хотя и отличаются от них. Например, в гуманистической психологии стараются избегать оценок и советов, в практической же психологии в диалоге дается оценка агрессивным намерениям собеседника. Педагог-воспитатель допускает возможность выбора ребенком агрессивной формы преодоления препятствия, выражая готовность продолжить диалог в любой момент. Педагог-консультант находится в иной ситуации: ему не следует добиваться от собеседника отказа от своего выбора ради «правильной» общепринятой нормы. В противном случае произойдет манипулятивное скрытое принуждение, а исповедальный диалог «выродится» в ситуацию «запрограммирования». Различие между диалогом психолога и педагога состоит в том, что диалог с психологом ограничен временем консультации. А педагог-воспитатель, включенный в повседневную школьную жизнь собеседника, обладает бОльшими возможностями, организуя условия, в которых ребенок может отказаться от намеченного выбора, осознав нравственную альтернативу.
Практика последних лет показывает, что зачастую школьник настаивает на агрессивном намерении решить проблему. Тогда педагог-воспитатель инициирует два условия: обсудить возможные последствия подобного выбора для себя и окружающих; заключить договор, регулирующий последствия. Педагог-воспитатель должен понимать, что духовные ценности не могут быть усвоены извне, но могут актуализироваться в значимой для человека ситуации. Поддерживающий исповедальный диалог находит место в сферах воспитания и педагогической поддержки как необходимое «психологоемкое» средство, которым должен владеть каждый педагог-воспитатель.
Совпадение мыслей педагога и ребенка свидетельствует о том, что оба заговорили о том вечном, общечеловеческом, что живет в глубине души каждого. Начало диалога есть «дело трудного достигания, когда самоутверждение перестает стоять заслонкою между людьми. Это живое, культурное общение, в котором открыты уши каждого для всех прочих и в котором строится история». Собеседники «читаются до глубины и потому получают ответы на свои дела, которые для них еще не поняты, а только еще носятся в досознательном и готовятся открыться» (Ухтомский А.А.).
Известно, что к концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно-личностное общение. Благодаря развитию речи ребенок может выходить за пределы непосредственных ситуаций и текущих интересов. Основные формы интимно-личностного общения развиваются уже в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы своего осуществления. Благодаря общению, развертывающемуся на основе многоплановой полезной деятельности, сознание достигает качественно нового уровня, изменяется организация духовного мира подростка. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей. Общение с взрослыми, как один из главных факторов психического развития ребенка, обеспечивает знакомство с историческим опытом человечества, поэтому организация общения — важное условие правильного воспитания детей в любом возрасте. Анализ опыта классных воспитателей показывает, что многие проблемы — результат того, что педагог и школьник «говорят на разных языках», одни и те же слова (действия) могут иметь различные смыслы (и барьеры). Поддерживающий исповедальный диалог успешно решает эти проблемы.
В ситуации деструктивного влияния окружающего мира ребенок испытывает дефицит общения. У ребенка редко возникает чувство радости от общения в семье, школе, во дворе. Нарушение общения неизбежно вызывает изменение личности. Необходима особая забота об удовлетворении потребности растущего человека в контакте с другими людьми уже с первых школьных лет. В педагогической поддержке общение приобретает относительную самостоятельность, оно обособляется от других форм деятельности. В повседневной деятельности воспитателя-профессионала — классного воспитателя (А.В.Иванов, О.С.Газман, 1992) такое общение становится доминирующим, приобретая черты индивидуального консультирования (Анохина, 1996), исключающего преждевременные рекомендации. Помогая ребенку, воспитатель-профессионал поддерживает в нем внутренние силы, подвигает к самостоятельным мыслям и поступкам. Общение в педагогической поддержке происходит не в ролевом, а в жизненном поле взаимодействия. Встречаются не учитель и ученик, не воспитатель и воспитанник, а два Человека. Один из них — растущий, он ищет разные способы самоопределения и самореализации, имеет пока мало жизненного опыта и нуждается в помощи. Второй — взрослый, умудренный опытом, готовый откликнуться на проблемы другого как Другого.
Особое место в «поддерживающем исповедальном диалоге» отводится «принятию». «Принять» — означает доверить и допустить, насколько это возможно, в свой внутренний мир; соотносить свои черты характера, поведение, недостатки с интересами и характером другого. Общение, обнаруживающее родство душ взрослого и ребенка, основанное на взаимном принятии, можно назвать глубинным общением «глаза в глаза». Воспитатель, понимающий смятение растущего человека и искренне озабоченный помощью во внутренних духовных исканиях, принимает на себя детские интимно-личностные сообщения, жизненные факты, а также жалобы, страхи, опасения, тревоги, оправдания и раскаяния... Педагогу иной раз бывает достаточно «держать паузу». Тем самым, взрослый помогает понять, а затем и проговорить вслух то, чем ребенок (подросток) обеспокоен, чего он хочет в этой жизни, что мешает осуществить планы. Важно «прояснить сущность» и вынести за скобки несущественное, осознать собственные смыслы, соотнести их с другими.
Вербализация личностно значимой проблемы — одно из средств поддержки. Задача педагога — помочь школьнику сформулировать проблему своими (детскими) словами. Самостоятельная вербализация проблемы обеспечивает более успешное ее разрешение по сравнению с теми случаями, когда взрослый формулирует проблему за ребенка. Немаловажным оказывается получение согласия ребенка на дальнейшую помощь ему со стороны взрослого. Такая помощь может быть развернута в рамках поддерживающего цикла как основной образовательной единицы процесса педагогической поддержки (Т.В.Анохина, 2003).
Т.В.Анохина
Литература: Новые ценности образования: Забота — Поддержка — Консультирование. Вып. 6. — М., Инноватор, 1996.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005